ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 г. БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ»
Автор проекта:
Кирюшкина Юлия Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Балашов-2013
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Паспорт проекта 3
Актуальность проекта 4
Цели и задачи проекта 6
Участники проекта 7
План проведения проекта 8
Ожидаемые результаты 10
Использованная литература 11

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта Художественная литература как средство патриотического воспитания на уроках внеклассного чтения
Автор проекта Кирюшкина Юлия Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Основание для разработки Необходимость создания системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей через уроки внеклассного чтения
Участники проекта Обучающиеся 5-9 классов
Сроки и этапы 2013-2014 учебный год

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В последние годы вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической и культурной сферах общественной жизни произошел спад в процессе воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного и готового отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из самых актуальных и требует новых подходов. Патриотизм - это важнейшая ценность, которая несет в себе не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и военно-исторический компоненты.
Воспитание патриотизма у школьников - одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.
Патриотическое воспитание - важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств учащихся.
Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтением книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками.
На занятиях по патриотическому воспитанию необходимо научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины.
Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему почаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях - преподавателя и классного руководителя, воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. Такое разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Гуманистическая педагогика строит школу развития, где педагогический и воспитательный процессы рассматриваются как синонимы.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие - это слово, художественная речь, книга. А «Книга, - по словам А. Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.
Формирование патриотизма в нашей стране все чаще рассматривается как возможная национальная идея, способная сплотить наше общество на пути укрепления могущества России. Реализация программы немыслима сегодня без активной краеведческой деятельности школ, внешкольных учреждений. Русский педагог В.А. Сухомлинский так сказал о сущности краеведческой работы: «Самое главное в нашем деле - чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава - чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающий перед глазами человека».
Тема патриотизма - ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских. В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны. Любить надо свою страну такой, какая она есть.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цели: 
Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках внеклассного чтения.
Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.Задачи:
1. Обучающая. Обучить умению выделять основные положения в изучаемом материале, оформлению конспектов, рефератов, критическому сопоставлению различных точек зрения.
2. Просветительская. Приобщить к истории культуры и литературы, раскрыть удивительные человеческие судьбы.
3. Эстетическая. Донести непреходящий характер художественных ценностей.
4. Лингво-коммуникативная. Обогатить устную и письменную речь.
5. Воспитательная. Развить у школьников чувство патриотизма, ввести навыки научно-исследовательской работы. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Учитель русского языка и литературы
Классные руководители
Обучающиеся 5-9 классов
Родители обучающихся 5-9 классов
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Стадия 1-я: Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания.
Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.1. Выбор проблемы (темы) проекта.
Поиск проблемы. Обоснование проекта. Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Предлагает учащимся совместно выбрать тему проекта.
Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. Обсуждение и принятие общего решения по теме.
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.
Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами.
1.2. Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта Предварительно определяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Вместе с учащимися проводит эту работу Каждый ученик выбирает себе подтему. Активное обсуждение и предложение вариантов подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
1.3. Формирование творческих групп Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности После определения своих ролей комплектуются в соответствии с ними в малые группы
2-я стадия: Разработка проекта (планирование и организация деятельности)
2.1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, заданий для групп, отбор литературы Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает и предлагает задания, вопросы и литературу. В зависимости от возраста степень участия уч-ся будет разная
2.2. Планирование технологического процесса Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей Осуществление поисковой деятельности, информирование друг друга о ходе работы, участие в коллективном решении проблем и т.п.
2.3. Разработка документации. Определение форм выражения итогов (результатов) деятельности Принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям В группах, а затем в классе обсуждение плана деятельности, формы представления результата исследования: видеофильм, альбом, литературная гостиная ...
3-я стадия: Технологическая (осуществление деятельности)
Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся
3.1. Организация рабочего места
3.2. Выполнение технологических действий
3.3. Моделирование Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда Осуществление самоактуализации своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости
4-я стадия: заключительная (презентация и оценка результатов)
Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся
4.1. Оформление результатов Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность По группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми формами
4.2. Защита, презентация (контроль и испытание) результатов Организует экспертизу, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей. Доклад о результатах своей работы, демонстрируют их
4.3. Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки Осуществление самооценки результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. Участие в коллективном обсуждении. Групповая рефлексия.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках внеклассного чтения.
Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
Обучить умению выделять основные положения в изучаемом материале, оформлению конспектов, рефератов, критическому сопоставлению различных точек зрения.
2. Просветительская. Приобщить к истории культуры и литературы, раскрыть удивительные человеческие судьбы.
3. Эстетическая. Донести непреходящий характер художественных ценностей.
4. Лингво-коммуникативная. Обогатить устную и письменную речь.
5. Воспитательная. Развить у школьников чувство патриотизма, ввести навыки научно-исследовательской работы. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

ЛИТЕРАТУРА