Педагогический совет Современные педагогические технологии. ИКТ

Краевое государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом с. Мысовое»














«Современные педагогические технологии.
Возможности использования ИКТ в работе педагога детского дома»

(Материалы к педсовету)











Педагог-психолог Е.В. Коваль








с. Мысовое, Шкотовский район
Приморский край
Современные педагогические технологии
(материалы к педагогическому совету)

Из истории педагогической технологии
Впервые термин «педагогическая технология» упомянут в 20 годы в работах по педологии основанных на трудах И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», т.е. совокупность приёмов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.
К средине 50 годов ХХ века исследователи относят массовую разработку и внедрение педагогических технологий и связывают это с возникновением технологического подхода к обучению в американской, а затем в европейской школе. В средине шестидесятых годов возникло два направления: «технические средства в обучении», «технология учебного процесса».
К концу 70 – началу 80 годов вследствие развития техники и начавшейся за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» стали осознаваться как система средств, методов организации и управлением учебно-воспитательного процесса.
Технология – совокупность методов и процессов, применяемых в каком либо деле, в производстве чего-либо, а так же их научное описание.
Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» tесhnе – «искусство», «мастерство»; lоgоs – «слово», «учение». Он пришел в педагогику из производственной сферы и употребляется все чаще, хотя еще не стал привычным и ясным. «Технология – это объективный, прежде всего материальный процесс (и даже исключительно материальный), который происходит на производстве, и точно также нужно поступать, если мы хотим рассматривать или построить технологию обучения и воспитания». Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.
В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, также как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе.

Педагогическая технология
- это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов
воздействия на развитие, обучение и воспитание ребенка.

Общей целью всех технологий является:
Достижение гарантированных результатов в обучении (или воспитании);
Их повторяемость и воспроизводимость.

Место технологии в современной педагогике
Технологизация педагогического процесса – это тенденция его развития, которая направлена на повышение эффективности образовательного процесса, гарантию достижения учащимися запланированных результатов обучения.
Любая человеческая деятельность имеет как бы два уровня: первый – технологический («как это делается») и второй – трудовой («как это сделать» или «как я это буду делать»). Технология всегда разрабатывается, проектируется заранее. Планирование трудового процесса осуществляется на основе технологии. Технология объективна, она не зависит от личных свойств человека, ее реализующего.
Научно обоснованная технология является промежуточным звеном между определенной наукой и соответствующим производством. Ясно, что законы физики нельзя непосредственно использовать на производстве, минуя их технологизацию. И технология обучения является как бы связующим звеном между теорией обучения и ее практической реализацией. Для того чтобы использовать теорию в учебном процессе, научные знания необходимо технологизировать, превратить в инструмент решения педагогических задач.
Вопрос о месте, которое занимают технологии в современной педагогике, не является однозначно решенным. Представление о месте технологий зависит от того, какое значение вкладывается в это понятие.
Если рассматривать технологию как часть науки, изучающую способы обучения, воспитания и образования, то можно представить ее место следующим образом: педагогическая теория – педагогическая технология – педагогическая практика. То есть педагогическая технология является как бы связующим звеном между теорией и практикой. Для того чтобы использовать теоретические положения в практике, их нужно технологизировать, расписать в виде деятельностных процедур.
Если рассматривать технологию на уровне образовательного учреждения, то она будет охватывать весь процесс от постановки цели до диагностики результата. Другими словами, технология представляет собой часть педагогической системы школы (образовательного учреждения), совокупность способов решения педагогической задачи общего или профессионального образования.
Если рассматривать технологию на уровне деятельности отдельного учителя, то она будет выступать как способ этой деятельности, способ, дающий высокий результат. Наиболее распространенным является именно такое толкование педагогической технологии.

Классификация
Традиционные технологии
Инновационные технологии

Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;
Альтернативные технологии;
Природосообразные технологии;
Технологии развивающего обучения.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;
Игровые технологии;
Технология проблемного обучения;
Технология модульного обучения(В.Ф.Шаталов);
Технология уровневой дифференциации;
Технология индивидуализации обучения;
(Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков);
Технология програмированного обучения;
Информационные технологии обучения;
Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования);
Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ).


Альтернативные технологии;
Технология свободного труда (С.Френе);
Технология проектного обучения;
Технология мастерских;
Дальтон-технология;
Кейс-технология;
Интернет-технология.

Природосообразные технологии;
Здоровьесберегающая технология;
Технология обучения одарённых детей

Технологии развивающего обучения.
Технология развивающего обучения Л.В.Занкова (для начальной школы);
Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская);
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко);
Технология критического мышления.

Традиционная технология обучения
Главные методы данного обучения – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды деятельности учащихся – слушание и запоминание.
Преимущества: экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом.
Недостатки: преподнесение “готовых” знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Классификация технологий по подходу к субъекту

Технология сотрудничества (технология реализует демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка)
Личностно-ориентированная технология (В центр всей системы обучения и воспитания ставится личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации природных потенциалов)
Гуманно – личностная технология, технология педагогической поддержки (отличается своей гуманистической сущностью, направленностью на поддержку личности, помощь ей. «Исповедует» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение)


Использование информационно – компьютерных технологий в работе педагога детского дома

«Каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Афоризм дня

21 век – информации.
Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни и становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.

Применение ИКТ в работе педагога детского дома

Создание своих сайтов
Создание электронного портфолио
Создание презентаций в PowerPoint
Создание видеороликов
Электронная почта
Использование ресурсов Интернета (сайты, презентации, видео, он-лайн, тесты и игры)

Создание сайтов

Создание индивидуальной страницы
Педагогический форум
Сайт учреждения (www.ddmysovoe.ru)

С помощью PowerPoint и видеороликов можно создавать:
Учебные, наглядные пособия
Материалы по педагогическому просвещению
Материалы для обмена опытом с коллегами
Портфолио педагога

Использование ресурсов сети Интернет
обмениваться с коллегами с помощью электронной почты
обучаться на дистанционных курсах повышения квалификации
участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-lain конференций

Информационные - компьютерные технологии это необходимость и дань времени. Мы не выбираем время в котором будем жить и воспитывать детей, время выбирает нас.