Использование информационных технологий при работе с детьми с ОВЗ. Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка.





Использование современных технологий при работе с детьми с ОВЗ
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка









Учитель английского языка
Раменского филиала ГБОУ СОШ «ЦО»пос.Варламово
Лебедева Н.Н.




В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Получение образования детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Но это не значит, что дети с ОВЗ не смогут овладеть иностранным языком - они  будут говорить на нем в соответствии со своим уровнем развития.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной образовательной программы, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Освоение адаптированной образовательной программы обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Для достижения поставленных целей и позитивных результатов деятельности в обучении и воспитании детей с ОВЗ широко применяются современные технологии обучения и воспитания учащихся с особенностями развития.
Современные технологии, используемые при обучении и воспитании школьников с особенностями в развитии.
1. Технология коррекционно-развивающего обучения.
2. Игровые технологии.
3. Элементы дифференцированного обучения.
4. Элементы технологии коллективного способа обучения.
5. Здоровьесберегающие технологии.
6. Элементы проблемного обучения.
7. Элементы компьютерной технологии.
8. Элементы технологии индивидуализации обучения.
9. Элементы технологии С.Н. Лысенковой: опережающее обучение с использованием опорных схем.
10. Элементы технологий личностно-ориентированного обучения.
Рассмотрим подробнее информационные технологии
Ни для кого ни секрет, что бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности: производство и культуру, медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на её поиск.
Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет наиболее полно использовать познавательные возможности обучающихся.
Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с расширением двух фундаментальных задач: научить умственно отсталых школьников грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребёнка. Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для школьников с ОВЗ компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Использование новых информационных технологий является перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы. Имеется в виду то, что информационные технологии не способны избавить больного ребёнка от его недостатков и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой дают ему веры в свои силы.
Использование компьютерных технологий даёт положительный результат в обучении работе на компьютере, а также в закреплении навыков, сформированных по различным дисциплинам. Обучающиеся с нарушенным интеллектом неплохо осваивают компьютер на уроках информатики и в домашних условиях.
В целом, применение современных технологий доказало улучшение качества образования обучающихся с ОВЗ, результативнее стал учебно – воспитательный процесс, что в свою очередь создаёт коррекционно-развивающую среду как способ коррекции недостатков в личности обучающихся.
Проблема обучения детей с ОВЗ учебным предметам представляется актуальной. Поэтому для учителя, работающего с детьми с ОВЗ, необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность.
Интерактивность компьютерных технологий позволяет педагогу более успешно адаптировать учебный материал под особенности ребят с ОВЗ, обучающихся в нашей школе. Поэтому в своей работе я  создаю образовательную среду  для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Я использую их  на всех этапах обучения:
-при объяснении нового материала(презентации, видеофильмы, поиск  информации в сети Интернет )
-при контроле знаний(сайт Plickers- помогает создавать игровую ситуацию даже при  контроле    знаний, также  существует возможность самопроверки ;программа EТrainer )
-при закреплении (интерактивные игры, тренажеры, электронные словари)
-при обобщении и систематизации материала.(виртуальный конструктор, задания на интерактивной доске)
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Компьютерные технологии позволяют в учебной деятельности:        
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
визуализировать учебную информацию;
осуществлять контроль с  диагностикой ошибок  и с обратной  связью;
формировать умение принимать оптимальное решение в различных
             ситуациях;                
развивать  определенный  вид  мышления (например,  наглядно-образного,  абстрактного);
усилить  мотивацию обучения (например,  за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
формировать культуру  познавательной деятельности ;
Эти задачи  я решаю с помощью различных средств: аппаратных ( ноутбуки, моноблок (полученный нашей школой для работы с детьми с ОВЗ), МФУ, проектор,  звукозаписывающие устройства, мультимедиа, доска Smart и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).
Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям школьников. Задания предъявляются детям в игровой или занимательной форме. Например на доске Smart ,для активизации лексики по теме , обучающимся нравиться передвигать картинки к словам, а в более старших классах и вписывать самостоятельно буквы или слова в различные задания.  
в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно - развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума. Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает учащимся возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в « запоминающее устройство». Так не должно быть. Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ придерживаюсь следующих методических принципов:
1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
2. Частая смена деятельности.
3. Погружение в языковую среду.
4. Многокраатное аудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению.
Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ. Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания.
Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, как блоков, а так же различными наглядностями.
Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий:
повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word),
нахождение новых слов в змейке (word snake),
вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),
игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).
Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десять - пятнадцать процентов новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом.
Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап (pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post - reading).
До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания:
составление диаграмм,
подбор заголовков,
ответы на наводящие вопросы.
Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах.
Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста со звукового носителя, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием.
Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.
Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана:
соотнесение идеи и абзаца (matching),
заполнение всевозможных таблиц (fill in the table),
тестовые задания с множественным выбором (multiple choice),
определение верного\неверного высказывания (true or false).
Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.
Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения.
1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя
Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д Ученик выполняет действие.
2. Повторение фразы или предложения
Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house.
3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны.
Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.
4. Преобразование без подстановки
Тренируется вопросительная форма.
Учитель. I study in the morning.
Ученик. Dо уоu study in the morning?
Тренируется образование третьего лица, единственно¬го числа Ргеsеnt Indefinite.
Учитель. I study in the morning.
Ученик. Не studies in the morning.
Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора.
Учитель. The students аге busy.
Ученик. Аге the students busy? Yеs, they are.
5 Устная подстановка наряду с какими –либо изменениями
Например с изменением формы слова. Тренируется образование множественного числа имен существительных
Учитель. The boys are coming. (слова girls, children подставляются)
Ученики повторяют. The boys are coming.
Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности
Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык.
Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ, особенно в общеобразовательном классе, то,  что их использование значительно сокращает  время на трансляцию учебного материала, увеличивает объем продуктивных видов деятельности на уроке; помогает создавать  интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы , быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для факультативных курсов. Для проверки домашнего задания   использую электронную почту, даю свои комментарии  к работам учеников, освобождая,  таким образом, время на уроке.
По моему мнению, одной из важных задач  является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет:
расширить  зону индивидуальной активности ребенка;
находить источники дополнительной информации по предмету;
увеличить динамику и образность предлагаемого учебного  материала;
проверить  объем и правильность знаний, их глубину, осознанность;
применить различные способы активизации мыслительной деятельности
            учащихся;
систематизировать новые для учащихся знания;
активизировать  творческое участие детей в учебном процессе.
повысить уровень мотивации учащихся;
В современных условиях, когда к учебникам предъявляются новые требования (наличие электронной версии), учитель получает очень хороший инструмент. Электронные  учебные пособия я  использую:
как учебник и рабочую тетрадь;
как справочник с учебными видеофильмами;
как тренажер для закрепления новых знаний;
как практическое пособие.
Однако возникает необходимость корректировать  предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты.(например,  при создании мультфильмов на английском языке обучающиеся с ОВЗ могут для надписей на слайдах использовать предложения из учебного пособия , тогда как  остальные дети делают это самостоятельно.) В разработке заданий и подготовке текстов для учеников  с ограниченными возможностями здоровья я  учитываю  специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.


15