Программа с КТП по предмету музыка и пение для обучающихся на дому по программе 8 вида 8 класс


МУЗЫКА И ПЕНИЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой, с учётом особенностей познавательной деятельности учеников.
Рабочая программа рассчитана на 34 урока.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся 8 вида.
Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьника, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника,
адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению учащихся через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокальные навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель. Он должен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информацию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок- и рэп-музыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.
Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учёт как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы – это наиболее любимые детьми объекты, отражённые в музыке.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокальных
навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокального репертуара.
Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный ранее, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании произведений, в процессе слушания музыки учитель вживой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся песни, сохранить их в своем репертуаре.
Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным
занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений дляразличных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен всамостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:
- дети могут слушать произведение;
- беседовать о характере, особенностях формы произведения;
- пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
- выполнять индивидуальные задания творческого характера: рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке.
Содержание программы
Изучение музыки и пения в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
● развитие творческих способностей;
● коррекция эмоциональных и психических функций ребѐнка;
●формирование музыкальной культуры школьников:
Для достижения данных целей выполняются следующие задачи:
Пение:
 совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль);
 эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемыхпроизведений;
 пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округлости,
лѐгкости, подвижности:
Музыка и музыкальная грамота:
 основные жанры и направления в музыке;
 лѐгкая, серьѐзная музыка, их взаимосвязь;
 средства музыкальной выразительности:
Слушание музыки
Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке. Народная музыка в творчестве композиторов. Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов. Повторение прослушанных произведений из программы 5— 7 классов.
Музыкальная грамота
Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности — темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр. Анализ музыкальных средств выразительности различных произведений.
Примерный список музыкальных произведений для пения
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕНИЯ
1 четверть
«С чего начинается Родина?» Из кинофильма «Щит и меч» - муз. Б. Баснера, ел. М. Матусовского.
«Гляжу в озёра синие». Из телефильма «Тени исчезают в полдень» — муз. Л. Афанасьева, ел. И. Шаферана.
«Конопатая девчонка» — муз. Б. Савельева, ел. М. Пляцковского.
«Не повторяется такое никогда» — муз. С. Туликова, ел. М. Пляцковского.
«Подмосковные вечера» — муз. В. Соловьева-Седого, ел. М. Матусовского.
«Моя Москва» — муз. И. Дунаевского, ел. М. Лисянского и С. Аграняна.
«Песня о Москве». Из кинофильма «Свинарка и пастух» — муз. Т. Хренникова, ел. В. Гусева.
II четверть
«Город золотой» — муз. Ф. Милано, ел. А. Хвостова и А. Воло-хонского, обр. Б. Гребенщикова.
«Есть только миг». Из кинофильма «Земля Санникова» — муз. А. Зацепина, ел. Л. Дербенева.
«Песенка о медведях». Из кинофильма «Кавказская пленница» — муз. А. Зацепина, ел. Л. Дербенева.
«Разговор со счастьем». Из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» — му. А. Зацепина, ел. Л. Дербенева.
Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, ел. А. Вознесенского.
«Мой белый город» - муз. Е. Доги, ел. В. Лазарева.
III четверть
«Старый клен». Из кинофильма «Девчата» — муз. А. Пахмутовой, ел. М. Матусовского.
«Спят курганы темные». Из кинофильма «Большая жизнь» — муз. Н. Богословского, ел. Б. Ласкина.
«Когда весна придет...» Из кинофильма «Весна на Заречной улице» — муз. Б. Мокроусова, ел. А. Фатьянова.
«Рассвет-чародей» — муз. В. Шаинского, ел. М. Танича.
«Пожелание» — муз. и ел. Б. Окуджавы.
«Березовые сны». Из киноэпопеи «Великая Отечественная» — Муз. В. Гевиксмана, ел. Г. Фере.
IV четверть
«Где же вы теперь, друзья-однополчане?» — муз. В. Соловьева-Седого, ел. А. Фатьянова.
«День Победы» — муз. Д. Тухманова, ел. В. Харитонова.
«Нам нужна одна победа». Из кинофильма «Белорусский вокзал» — муз. и сл. Б. Окуджавы.
«Прощальный вальс». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, ел. А. Дидурова.
«Ваши глаза» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Прощайте, голуби» — муз. М. Фрадкина, ел. М. Матусовского.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
Учащиеся должны знать:
основные жанры музыки;
особенности творчества изученных композиторов;
средства музыкальной выразительности;
электронные музыкальные инструменты:
самостоятельно исполнять выученные песни;
отвечать на вопросы о прослушанных музыкальных произведениях;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого исполнения на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании 8 класса, учащиеся получат возможность
Знать:
наиболее известные классические и современные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их и указывать автора;
основные жанры музыкальных произведений;
музыкальные инструменты;
средства музыкальной выразительности;
особенности творчества изученных композиторов;
особенности народного музыкального творчества.
Уметь:
исполнять вокально-хоровые упражнения;
контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы;
самостоятельно исполнять несколько песен;
отвечать на вопросы о прослушанных музыкальных произведениях;
определять характер, содержание произведения, ведущие средства музыкальной выразительности;
давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;
подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения
Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями. Знания и умения, учащихся по музыке и пению оцениваются:
Критерии и нормы оценивания результатов
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
чисто интонирует, самостоятельно исполняет выученные песни;
легко справляется с ритмическими заданиями;
понимает дирижёрские жесты учителя;
умеет слушать музыку и верно высказывается о ней;
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при интонировании допускает неточности, затрудняется исполнять самостоятельно выученные песни;
ритмические задания выполняет только по показу учителя;
умеет слушать музыку, но не совсем верно высказывается о прослушанном;
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
не запоминает мелодию и слова песен;
слушает музыку, но не умеет высказываться о прослушанном МУЗЫКА И ПЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование.
1 четверть (9 уроков)
№ Тема Кол-во уроков Виды контроля Домашнее задание Дата Примечание
Взаимосвязь разных видов искусства. – 9 уроков.
1 Взаимосвязь видов искусства , выражение чувств в образах 1 текущий 04.09. 2 Основные жанры в музыке. Песня. 1 текущий 11.09. 3 Основные жанры в музыке. Танец. 1 текущий 18.09. 4 Средства выразительности музыки. Тембр, характер. 1 текущий 25.09. 5 Средства выразительности музыки. Динамика, Ритм. 1 текущий 02.10. 6 Разбираем музыкальное произведение. 1 текущий 09.10. 7 Музыкальная грамота.
1 текущий 16.10. 8 Выражение мыслей и чувств человека в музыке. 1 текущий 23.10. 9 Взаимосвязь видов искусства. Обобщение. 1 текущий 30.10. 2 четверть (7 уроков)
№ Тема Кол-во уроков Виды контроля Домашнее задание Дата Примечание
Музыка- это жизнь – 7 уроков.
1 Героика в музыке. М. Бородин. Князь Игорь. 1 текущий 13.11. 2 Героика в музыке Л.В.Бетховена. 1 текущий 20.11. 3 Лирика в музыке Ф Лист. 1 текущий 27.11. 4 Лирика в музыке В.А,Моцарт. 1 текущий 04.12. 5 Юмор в музыке Д Верди. 1 текущий 11.12. 6 Юмор в музыке. 1 текущий 18.12. 7 Музыка- это жизнь. Обобщение. 1 текущий 25.12. 3 четверть (10 уроков)
№ Тема Кол-во уроков Виды контроля Домашнее задание Дата Примечание
Народная музыка – 3 урока.
1 Истоки музыки- народная песня. 1 текущий 15.01. 2 Народная песня. 1 текущий 22.01. 3 Оркестр народных инструментов. 1 текущий 29.01. Музыка и жизнь -4 урока.
4 Духовность в музыке. Молитва. 1 текущий 05.02. 5 Духовность в музыке. И.С. Бах. 1 текущий 12.02. 6 Эпос в музыке. С Прокофьев, А.Невский. 1 текущий 19.02. 7 Эпос в музыке. 1 текущий 26.02. Театр Оперы и балета. Музыка не имеет границ. – 3 урока.
8 Балет –красота и сказочность русской музыки. Либретто. 1 текущий 05.03. 9 Балет. Знаменитые мастера. 1 текущий 12.03. 10 Опера. Мастера оперного жанра. 1 текущий 19.03. 4 четверть (8 уроков)
№ Тема Кол-во уроков Виды контроля Домашнее задание Дата Примечание
Театр Оперы и балета. Музыка не имеет границ. – 8 уроков.
1 Народная опера. 1 текущий 02.04. 2 М.Глинка. Иван Сусанин. 1 текущий 09.04. 3 М.Глинка. Иван Сусанин. 1 текущий 16.04. 4 Симфония. 1 текущий 23.04. 5 Состав Симфонии. 1 текущий 30.04. 6 Мастера симфонического жанра. 1 текущий 07.05. 7 Примеры симфонии в современном исполнении. 1 текущий 14.05. 8 Симфонический оркестр. 1 текущий 21.05.