Статья на тему: Разработка программы кружка спортивно-оздоровительной направленности «Здоровые щечки» как средство здоровьесберегательных технологий в начальной школе


Разработка программы кружка спортивно-оздоровительной направленности «Здоровые щечки» как средство здоровьесберегательных технологий
в начальной школе
Поляница Наталия Валерьевна,
МБОУ СОШ №2 г. Конаково,
учитель физической культуры
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.Руссо
Одним из многих глобальных проблем человечества является здоровье человека. Вырастить ребенка сильным, крепким, а тем более здоровым – это желание всех родителей и одна из ведущих задач стоящих перед образованием.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи ведут к снижению здоровья и повышению заболеваемости детей. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым.
Поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Реформа общества требует улучшения физического воспитания наших детей, его соединения с общим воспитанием и образованием.
Один из путей выхода из ситуации - разработка инновационных подходов к воспитанию и использование комплекса оздоровительных мероприятий и систем, подвижных игр и др.
В соответствии с этим, нами была разработана программа кружка «Здоровые щечки» для младших школьников, которая включает, как и спортивно-оздоровительные, а также подвижные игры, так оздоровительные направления, такие как йога, упражнения на осанку и профилактику плоскостопия. А также совместные занятия с родителями.
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Цель и задачи программы
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; формирование и развитие у обучающихся установок активного, здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу физического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных упражнений по всевозможным видам физической культуры: бег, прыжки, подвижные игры, ритмическая гимнастика, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
Формы и методы работы, используемые в программе:
тренинговые упражнения
игры
беседа
дискуссия
сюжетно - ролевая игра
путешествие
праздник
загадки
интеллектуальные игры
оздоровительные минутки
прослушивание песен и стихов
чтение стихов, сказок, рассказов
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения
конкурс и т.д.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для обучающихся должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие построено так, чтобы стать настоящим уроком «здравотворчества».
Занятия проводятся на улице и при плохой погоде в спортивном зале.
Программа кружка по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Здоровые щечки» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа по 45 минут и организуется по двум направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное развитие и воспитание личности;
- общеинтелектуальное развитие и воспитание личности.
1. Спортивно-оздоровительное развитие и воспитание личности:
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, оздоровительные направления: детская йога и пилатес, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, спортивные игры и др.). Кроме того, дети познакомятся с забытыми народными играми, научатся правилам игр.
Программа ориентирована на формирование позиции признания ребёнком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Она включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но и вопросы духовного оздоровления младшего школьника.
Общеинтеллектуальное развитие и воспитание.
Занятия позволят развивать творческие и интеллектуальные способности, умение проявлять дисциплину, последовательность выполнений заданий.
Изучение данного курса тесно связано с предметом: «Окружающий мир», так как в занятиях используются тематические уроки, связанные с природой, здоровьем и безопасностью человека, путешествиями и др.
Занятия проводятся с учетом проведения уроков с позиции здоровьесбережения:
1. Обстановка и гигиенические условия в зале, соответствуют САНПиНу.
2. Комплекс закаливающих процедур – воздушное и солнечное закаливание, профилактика плоскостопия, хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
3. Число видов учебной деятельности на занятии - 3-4.
4. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
5. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) – 3.
6. На занятиях применяются методы, которые способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся (выбор правил игры, действия или способа), методы, направленные на самопознание и развитие обучающихся.
7. Присутствуют оздоровительные моменты: минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, музыкально-физкультурные минутки.
8. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
9. Наличие психологического климата на уроке.
10. Учет периодов работоспособности (период врабатывания, период стабильной работоспособности, период снижения работоспособности).
В течение года программой предусмотрена педагогическая диагностика школьников, обучающихся по программе «Здоровые щечки».
этап: первичная диагностика (в начале учебного года).
этап: промежуточная диагностика.
3 этап: диагностика на конец года.
На первом этапе (сентябрь) нами проводилась оценка состояния здоровья младших школьников, которая включала: оценку группу здоровья по медицинским картам, оценку диагнозов заболеваний, опрос родителей.
Первичную оценку состояния здоровья оценивали из группы обучающихся детей в количестве 15 чел.
Результаты первичной диагностики показали, что 60 % обучающихся относятся ко II группе здоровья, 33 % детей имеют I группу здоровья и 7 % - III группа здоровья.
Результаты осмотра диагнозов заболеваний детей показали что, 6, 7 % имеют заболевания органов дыхания (астма), у 13 % обучающихся наблюдается проблемы со зрением, нарушение осанки и плоскостопия, диагноз группы ЧБД и другие заболевания. 26,3 % у детей наблюдается заболевания органов пищеварения. У 20 % обучающихся от общего количества детей выявлено несколько диагнозов. А 13 % детей совершенно здоровы.
2 этап: Простейшие методики оценки здоровья детей «Самооценка уровня здоровья», «Уровень развития психических качеств (наблюдательность, сравнение, обобщение)», «Физические показатели» (рост и масса тела) и др.
3 этап: Оценка уровень здоровья по методике Н.А. Амосова, опрос родителей.
Мониторинг состояния здоровья обучающихся позволит увидеть результаты внедрения программы  в образовательный процесс.
Планируемые результаты освоения программы
В конце учебного года обучения у обучающихся:
сформирована правильная осанка;
наблюдается снижение заболеваемости детей, посещающих кружок;
сформирован стойкий интерес к занятиям физической культурой;
сформирован интерес к собственным достижениям;
сформирована мотивация здорового образа жизни.
В заключении отметим, что разработанная программа «Здоровые щечки» будет способствовать совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств.