Народные промыслы и ремёсла села Лесково. Исследовательская работа


Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Лесковская основная общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Районная краеведческая конференция обучающихся
«Край родной»
Номинация: «Этнография»
Народные промыслы и ремёсла села Лесково.
Подготовила:
Регулярная Алёна Владимировна,
учащаяся 8 класса
МКОУ Лесковская ООШ,
396947, Воронежская обл., Калачеевский р-н, с. Лесково, ул. Садовая, д. 3 (адрес школы);
396947, Воронежская обл., Калачеевский р-н, с. Лесково, ул. Гагарина, 21 (домашний адрес);
Конт. телефон: (920) 123-45-67;
E-mail: lavlinsky@mail.ru
Руководитель:
Вербицкая Аксана Витальевна,
учитель истории
МКОУ Лесковская ООШ,
396947, Воронежская обл., Калачеевский р-н, с.Лесково, ул. Садовая, д. 3;
Конт. телефон: (47363) 39-2-36;
E-mail: klchlesk07@rambler.ru
г. Калач – 2016
Оглавление
І. Введение……………………………………………………стр.3-4
ІІ. Основная часть……………………………………………стр.5-12
Глава 1. Хранители «стари» села Лесково…………………...стр.5-10
Глава 2. Творческие родники села Лесково……………….стр.11-12
ІІІ. Заключение……………………………………………….стр.13
ІV. Список литературы…………………………………….стр.14
V. Приложение………………………………………………стр.15-22
Введение.
Земля наша испокон веков славилась людьми, творящими яркое, самобытное искусство. У каждого народа есть своя история, которая характеризует не только уклад жизни, традиции, но и отражает суть определенного народа.1 Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Оно не поддаётся моде, не зависит от неё. Оно традиционно, открыто выражает идеалы красоты, живущие в душах русского народа, и это есть прямое непосредственное свидетельство его талантливости.
Мне всегда было интересно: « В моём селе Лесково есть мастеровые люди?». Я задумалась над этим вопросом и решила провести исследовательскую работу на тему: «Народные промыслы и ремесла села Лесково».
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что особенностью настоящего времени является сохранение, изучение, развитие и популяризация самобытной культуры, формирование интереса и уважения подрастающего поколения к культуре, истории и традициям своего народа; возрождение и развитие традиционных промыслов и ремесел. Я считаю, что человек должен знать историю, традиции и обычаи того места, где он живет.
Целью данной работы для меня является изучение народных промыслов и ремесел села Лесково, знакомство с мастерами - умельцами села.
Задачи:
- собрать материал о ремеслах и промыслах села;
- выявить мастеров села, занимающихся различными ремеслами;
- систематизировать и обобщить материал о них;
- пробудить интерес обучающихся к изучению истории культуры родного края;
- развить навыки исследовательской работы в области исторического краеведения.
Для достижения цели исследования нами были использованы следующие методы исследовательской работы:
- социологический опрос
- беседа с мастерами-умельцами, сельским библиотекарем, старожилами
- экскурсия
-изучение литературы по краеведению
- фотографирование
При подготовке и написании работы мы провели социологический опрос среди обучающихся школы, изучили литературу по краеведению нашего села, рукописный дневник бывшего селькора В.Д. Вербицкого, встречались со старожилами села Лесково, побывали на экскурсии в школьном музее.
Моими предшественниками был собран небольшой информационный материал, который вызвал у меня интерес к дальнейшему изучению темы. В школьном музее собраны и хранятся предметы, сделанные руками наших мастеров – умельцев.

_________________________________________________________
1 Губанова Е.Н. «Декоративно – прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе». – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003. – 120с.
Глава І
Хранители «стари» села Лесково.
Лесково…Крохотная точка на земле. Не на каждой карте его найдешь, затерялось оно среди полей и перелесков, меловых гор и оврагов… В нём судьба тех, кто рождён на лесковской земле, кто живёт здесь, продолжая многолетнюю историю, начавшуюся более двух с половиной веков назад.2
Издавна крестьяне занимались промыслами - занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни крестьянской семьи. Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами.
Слово «ремесло» произошло от слова «ремес»- плотник. Это слово обозначает и обозначало разные виды работы, по преимуществу ручной.3
В толковом словаре Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».4
Существительное  «промысел» происходит от глагола «промышлять» и означает «жить ремеслом» (ремесло-изготовление предметов ручным способом). В далекие времена, когда еще нигде не было ни заводов, ни фабрик, люди для повседневной жизни все необходимое создавали собственными руками: и посуду, и игрушки, и одежду.
Ремесло – это умение что-то изготовлять. «Ремесло за плечами не виснет» - говорили предки, подчёркивая первозначимость умения перед материальной его завершённостью, умения перед вещью.5
Наличие и своеобразие ремесла зависело от местности, в которой проживал человек.
Я провела социологический опрос среди обучающихся 6-9 классов с целью выяснения, знают ли представители молодого поколения о том, какие ремесла и промыслы распространены были на территории нашего села ранее.
Обучающимся были предложены вопросы.
1. Знаешь ли ты, какие ремесла были распространены в нашем селе ранее?
2. Знаешь ли ты, какими видами ремесла занимаются жители нашего села сейчас?
3. Кого из жителей нашего села, народных умельцев, вы знаете?
Результаты опроса приведены в диаграмме. (Рис.1)
Таким образом, анализируя опрос, можно сделать вывод, что большинство обучающихся не знают, какие ремесла были распространены в нашем крае.
Чтобы заполнить пробелы в знаниях о ремёслах и промыслах, я начала свою исследовательскую работу по изучению этой темы.
Старожилы рассказывают , что народными промыслами и ремеслами занимались целые деревни. И каждая отличалась своим промыслом. Всё население от поколения к поколению передавало от родителей к детям свой опыт и мастерство. В этих ремеслах за века их существования вырабатывались особые приёмы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления. А чтобы их знания и умения не затерялись во времени, им нужны были ученики-продолжатели их ремесла. Сколько и так уже потеряно, стёрто из памяти, закрыто маленьких кустарных мастерских и забыто. Забыть да закрыть …… недолго, а ты вот попробуй, сохрани старинное ремесло, научи ему молодых.
Из рукописного дневника селькора В.Д. Вербицкого я узнала, какие традиционные народные промыслы и ремесла существовали в селе Лесково: резьба по дереву, лозоплетение, плетение из соломы, ткачество, шитье и вышивка, вязание, гончарство. 6
У нас был классный час « Ремесла и промыслы малой родины». Каждый ученик рассказывал свою историю. Но меня заинтересовал рассказ учителя, Жусевой В. В. Она показала старинную фотографию примерно 1915 года и рассказала о традиционных ремеслах своей семьи. (Рис.2)
Прадедушка Крапивкин Евдоким Сергеевич в то время шил овчинные полушубки – по местному кожухи. К нему приходили с заказами односельчане и жители близлежащих сел. Однажды попал к ним фотограф, что по тем временам было диковинкой. И упросил хозяев запечатлеть их. Они оделись в свои самые лучшие наряды. Фотографировались, занавесив стену тканью для подшивки кожухов. Кожух – это верхняя одежда из кожи. Об этом я узнала из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. 7
В интернете на сайте Википедия я подробнее прочитала, из чего шили кожухи. Кожу́х (также кожуша́нка, тулу́п, беке́ша, байбара́к, шу́ба, губа́, ко́жанка) — традиционная украинская одежда, сшитая из овечьих и телячьих шкур.8 Кожухи шьют разной длины, с рукавами или без, преимущественно белого цвета. Кожухи иногда вышивают шёлковыми или шерстяными нитками.
 В древности мужчины носили длинные до щиколоток кожухи, а женщины бекеши — женскую короткую до колен праздничную одежду, покрытую, гранатовой или синей тканью. Зимой мужчины носили белые кожухи с приталенной спинкой, вышитой цветным шёлком (зелёным и красным). Для пошива одного кожуха нужно 6-7 шкур. С одной крупной кожи делают перегиб, то есть верх кожуха, кожу обрезают в виде трапеции и перегибают посередине. Сверху вырезают дырку для шеи, а спереди разрезают на половины. К этой основе кожуха пришивают клинья, рукава, воротник, полы. Всё это вырезается из остатков других кож.9
Искусство вышивания насчитывает века. «Находки археологов подтверждают, что уже в 9 – 11 веках в Древней Руси украшали золотым шитьём одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняли при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шёлка, серебра, шерсти, золота, драгоценных камней. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображая женщин, деревьев, птиц, растительности. Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую. Для севера характерна вышивка крестиком, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки - цветная перевить (мережка)».10
Прабабушка Крапивкина Галина Ивановна занималась вышивкой. Она расшивала рушники, наволочки, мужские пояса, фартуки. Одежду украшала традиционным русским орнаментом. На женской одежде была вышита растительность, цветы, а мужской – русские узоры. (Рис.3)
Своё мастерство прабабушка передала правнучке Онуфриевой (Жусевой ) Н. А. Наталья научилась вышивать крестиком. Сначала были небольшие салфетки, а теперь она вышивает целые картины, иконы, которые дарит родственникам, друзьям и родной школе. (Рис.4)
После того, как я увидела картины, вышитые крестиком, у меня появилась цель научиться вышивать. За помощью я обратилась к своей бабушке Доброскокиной Таисии Иосифовне. Она показала мне азы этого мастерства. Мне стало интересно заниматься вышивкой. Я поняла, что это кропотливый и упорный труд. Первая моя работа - это салфетка, на которой вышита роза. Я продолжаю в свободное время заниматься вышивкой. (Рис.5). А на кружке учусь вязать крючком.
Сельский библиотекарь, Ступникова Р.И., рассказала мне и показала альбом «Умелые руки не знают скуки» о мастерах - умельцах моей малой родины.
Одной из самых мастеровитых рукодельниц села считается Шапошникова Раиса Павловна. Она славится как вышивальщица. (Раньше в господских имениях и при монастырях работали мастерские «золотошвеек», так называли мастериц вышивки).11 Искусству этому училась у своей мамы. При свете керосиновой лампы подолгу засиживалась, пытаясь постигнуть секрет красоты узоров. Её рукоделие украшает горницу, создавая в доме уют и хорошее настроение, скатерти и салфетки, наволочки и платки. Раиса Павлова говорит: «Сейчас можно приобрести все готовое, но в этих вещах, сделанных машинами, нет души, частицу которой вкладывала в каждую из них рукодельница. А в моих работах она есть!».
Бровашова Евдокия Ивановна - мастерица на все руки. Кажется, попади в её руки на несколько минут иголка с ниткой или спицы, она тут же непременно создаст какой–нибудь узор. Со слов односельчан Вербицкой Татьяны Стефановны и Регулярной Нины Дмитриевны я узнала, что Бровашова Е.И. занималась выбивкой узоров на шторах и платках. К ней жители села приходили с заказами, так как только она, на машинке, умела это делать. И все это с шутками – прибаутками, песнями. (Рис.6)
На одном из уроков краеведения учитель Шмигирилова С.И. познакомила нас с народным умельцем нашего села Мельниковым Иваном Иосифовичом. Он с детства наблюдал за повадками животных, потом стал зоотехником, позже увлёкся резьбой по дереву. Иван Иосифович начал вырезать из дерева животных, людей; из спичек возводил целые храмы. Его работы хранит внучка. (Рис.7)
Изучая литературу по краеведению, я прочитала, что одним из самых распространенных видов русского народного искусства было ручное узорное ткачество. Прясть и ткать умела каждая крестьянка с детских лет. Весь трудовой люд всегда одевался в домотканину. «Узорное ткачество- это не только одежда, но и предметы домашнего обихода и праздничного оформления интерьера. Деревянный ткацкий стан в прошлом был необходим в каждом доме. Издавна женщины долгие часы проводили за ним, чтобы обеспечить семью одеждой, а дом – разными предметами обихода. Сейчас ткацкие станы редко где сохранились в целом виде».12
Посетив школьный музей, я увидела такой станок. Мне захотелось узнать, откуда он и кто на нем работал. Я обратилась к учителю истории нашей школы. Вербицкая А.В. мне подсказала, что станок этот принадлежал семье Мельниковых.
Мария Матвеевна Мельникова занималась ткачеством с детства. Ткацкий станок ей достался по наследству от матери. Я решила побеседовать с родственниками Марии Матвеевны. Сын, Мельников А.А., мне рассказал, что его мать ткала половики для всех своих родственников, а он носил одежду из льняного полотна, которое была соткано её руками. «Помню весь процесс изготовления льняного полотна, от выращивания льна до готового изделия». (Рис.8). Ещё в нашем селе были умельцы-мастера, которые выделывали кожу из шкур овец и коз. Это очень долгий и трудоемкий процесс. Мельников А.А. подарил нам в музей кусок кожу, который выделывал его дядя. (Рис.9)
От внука Мельникова В.А. я узнала, что когда создавался школьный музей, то ткацкий станок его бабушки был передан туда. (Рис.10). Затем её пригласили в школу для того, чтобы настроить этот станок. Она привела станок в рабочее состояние и дала мастер-класс школьникам. Её работы до сих пор хранит внук.
Искусство народных умельцев не умирает. Предметы старины являются украшением на праздниках села и вызывают интерес у молодого поколения. И хотя старожилы сетуют на то, что молодёжь не желает учиться их ремеслу, но это не совсем правда. До сих пор в нашем селе занимаются некоторыми ремёслами, которые не только красивы, но и необходимы в быту.
__________________________________________________________
2 Рукописный дневник селькор В.Д. Вербицкого
3 Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь
4 В.И. Даля. Толковый словарь
5 Р.И.Ступникова сельский библиотекарь.Альбом «Умелые руки не знают скуки»
6 В.Д. Вербицкого. Рукописный дневник селькор
7 С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка
8 Интернет ресурс. Сайт Википедия.
9 Русские ремесла и старинные народные промысли России. –
http://www.advantour.com/rus/russia/crafts.htm 10 Ильин Е.М., Сегал М.И. Рассказы о том, что тебя окружает
11 Губанова Е.Н. «Декоративно – прикладное искусство Воронежского края и его изучение в
школе. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003. – 120с.
12 Горячева Н.А., Островская О.Б. «Декоративно – прикладное искусство в жизни народа».М. «Просвещение» 2014.-145с.
Глава ІІ
Творческие родники села Лесково.
«Без ремесла человек как птица без крыльев».13 И сегодня село богато на таких людей, для которых ремесло - увлечение.
Я хочу рассказать о творчестве местных мастеров-умельцев.
Когда появилось искусство вязания – точно неизвестно. «Овцы были одомашнены ещё за девять тысяч лет до нашей эры. В России эти животные, а вместе с ними и искусство вязания, появились давно».14 Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима. Шулекина Валентина Ивановна (бывший педагог) с детства занимается вязанием крючком и спицами. В её коллекции насчитывается более ста видов изделий. Шали, связанные ею, пользуются огромным спросом у односельчан. С удовольствием она вяжет как крупные вещи, например, юбку и жакет для дочери, так и различные носки, гетры, прихватки и многое другое. В настоящее время Валентина Ивановна ведет кружок вязания в СДК для взрослых. (Рис.11)
Диденко О.В. – механизатор. Его любимое занятие - резьба по дереву. Научили его этому мастерству в Бутурлиновском СПТУ №47. Для этого творчества он всегда найдет время. Олег Владимирович считает, что для работы главное – усидчивость. Он в совершенстве владеет различными инструментами резьбы по дереву, может вырезать Щелкунчика и Буратино, простую доску для овощей и лесного зверя, сказочную золотую антилопу и различные предметы быта. (Рис.12)
Диденко О.В. не только сам увлечен этим занятием, но и передает это мастерство своему сыну. В октябре 2015 года их совместная работа - герб РФ – была представлена на областной конкурс «Символы России и Воронежского края» и завоевала третье место.
Работы семьи Диденко регулярно занимают призовые места в школьных и районных конкурсах, а также радуют и удивляют односельчан на сельских праздниках. (Рис.13)
Вера Михайловна Карпенко (зоотехник-пенсионерка) отличается особой фантазией и индивидуальностью. Она плетет из лозы, делает картины и куклы, вырезает из пенопласта и лепит поделки из теста, которых у неё видимо - не- видимо. Этим делом она занимается пятьдесят лет и считает, что оно помогает сохранить ей здоровье. Любовь к ремеслу Вере Михайловне привила мать. (Рис.14).
Шмигирилова Любовь Михайловна (пенсионер) поразила меня своими картинами из пробок от пластиковых бутылок.
Мне стало интересно, сколько времени у неё уходит на то, чтобы сделать картину. Я побеседовала с Любовь Михайловной и выяснила. На одну картину у неё уход примерно месяц, а то и два. Кроме картин она ещё вяжет покрывала на диван, кресла и стулья. (Рис.15)
В нашем селе и мастера есть, и желание у них научить делу своему тоже есть. Не упустить бы время, из рук в руки принять бы старинное, но пока ещё не забытое ремесло, чтобы и дальше жило оно рядом с нами. Собрав этот материал, я пришла к выводу, что каждому поколению необходимо помнить историю своей малой родины, продолжать традиции предков.

____________________________________________________________
13 Р.И.Ступникова сельский библиотекарь. Альбом «Умелые руки не знают скуки»
14 Губанова Е.Н. «Декоративно – прикладное искусство Воронежского края и его изучение в
школе. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003. – 120с.
Заключение.
«Думая о будущем,
находясь в настоящем,
помнить о прошлом».
Народная мудрость.
Все, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. «Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главными экспонатами которого являются вдохновение, работа, мастерство».15
Изучая и исследуя традиционные промыслы и ремёсла моего края, я удивляюсь и радуюсь тому, что на земле моей, малой родине, есть такие мастера - умельцы, которые могут служить примером для молодого поколения. Надеюсь, что в ближайшем будущем такие изделия как самотканые ковры и дорожки, вышитые скатерти, картины и иконы из бисера, корзины из лозы, созданные уже современными народными мастерами, снова войдут в нашу повседневную жизнь и станут её необходимым атрибутом.
Мне приятно было узнать в знакомых людях творцов, увидеть дивные работы мастеров, воспевших красоту родного края.
Я ими очень горжусь! И ещё с большей любовью отношусь к своим землякам и своей малой родине.
Моя исследовательская работа имеет практическую значимость, оказывает неоценимую помощь  в обогащении нас знаниями  о родных местах, создает возможность для патриотического воспитания. Материал можно использовать при проведении уроков краеведения, классных часов, подготовке школьных сайтов, изучении истории и литературы, написании творческих работ.
В будущем я продолжу работу по изучению этой темы. Создам фотогалерею и оформлю буклет «Мастера-умельцы села Лесково».
________________________________________________________________
15 Ступникова Р.И. сельский библиотекарь. Альбом «Умелые руки не знают скуки»
Список литературы.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.-256с.:ил.
2. Вербицкого В.Д. Рукописный дневник селькора.
3. Горячева Н.А., Островская О.Б. «Декоративно – прикладное искусство в
жизни народа» -М.: Изд-во«Просвещение» 2014.-215с.
4. Губанова Е.Н. «Декоративно – прикладное искусство Воронежского края и
его изучение в школе. – Воронеж: Центр духовного возрождения
Черноземного края, 2003. – 120с.
5. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». -М.:
«Русский язык», 1999. - 500с.
6. Ильин Е.М., Сегал М.И. Рассказы о том, что тебя окружает. – М.: Изд-во
Детгиз, 1980. -135с.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. «Толковый словарь русского языка». М.: Изд-во «Просвещение» 1979. – 600с.
8. Русские ремесла и старинные народные промысли России. -
http://www.advantour.com/rus/russia/crafts.htm
9. Ступникова Р.И. сельский библиотекарь. Альбом «Умелые руки не знают
скуки»
10. Рассказы сторожилов села: Вербицкой Т.С., Регулярной Н.Д., Мельникова
А.А.
11. Интернет ресурс. Сайт Википедия.
Приложение
Рис.1
Диаграмма « Результатов социологического опроса обучающихся МКОУ Лесковская ООШ».
54673524765
Рис.2

Прадедушка и прабабушка Кожух прадедушки Крапивкина Е.С.
Крапивкины Е.С. и Г.И.
Приложение
Рис.3

Рушники, рубашки вышитые Крапивкиной Г.И.
Рис.4

Работы Онуфриевой (Жусевой) Натальи. Вышивка крестиком
Приложение
Рис.5

Вышивка Регулярной А., ученицы 8 класса
Рис.6

Работы Бровашовой Е.И.
Приложение
Рис.7

«Резьба по дереву» Работы Мельникова И.И.
Рис.8

Самотканый половик и одежда из льна Мельниковой М.М.
Приложение
Рис.9

Кусок выделанной кожи ХХ века.
Рис.10

Ткацкий станок Мельниковой М.М. Мастер-класс показывает
( в школьном музее) Мария Матвеевна учащимся школы
Приложение
Рис.11

Шулекина В.И. ведёт кружок вязания в СДК.

Рис.12

Диденко О.В. «Резьба по дереву»
Приложение
Рис.13



Работы Диденко Эдуарда (сына Диденко О.В.)
Приложение
Рис.14



Творческие работы Карпенко Веры Михайловны
Рис.15

Работы Шмигириловой Любовь Михайловны