Программа Празднично — событийный цикл школы


Комитет по образованию и делам молодёжи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОУ
____________________
« » августа 20 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР
______________________
« » августа 20 г. РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
Протокол №
« » августа 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование «Празднично – событийный цикл жизни школы»
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
Возраст обучающихся: 9 -10 лет
2 год обучения
Составитель: Сабаева Ирина Ивановна
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Данная программа создает условия для творческой самореализации личности ребёнка.
Программа способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в общественной жизни класса и школы.
Каждому известно, что такое праздник в школе. К этому дню нужно подготовить с детьми концерт для родителей — выбрать стихи, песни и танцы или поставить спектакль, тематически соответствующие празднику; разучить с детьми, отрепетировать и показать. Однако праздник — это совсем другое! Если обратиться к традиции и восстановить, что имеется в виду под праздником: что это было для людей, как это происходило, когда и зачем, то окажется, что если заменить это концертом, то всё исчезнет.
Поэтому основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности – это такая система, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
На  занятиях можно раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии учащихся. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Содействие всестороннему развитию личности, воспитание патриотизма через традиции и обычаи русского народа, жизненно важным навыкам и умениям необходимым в общении с окружающим миром.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Организовать общественно-полезную досуговую деятельность учащихся.
Вовлечь учащихся в разностороннюю творческую деятельность.
Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, учащимися разных возрастов и их родителями в решении общих проблем.
Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.
Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни.
Углубление содержания, использование новых форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Информировать общественность о работе учащихся и её результатах с помощью средств массовой информации, а также сайта образовательного учреждения, сетевых газет и образовательных порталов.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ
Данная программа ориентирована на обучающихся начальных классов.
В этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству и самостоятельности. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка. Он учится общаться со сверстниками, жить по правилам, сотрудничать в команде.
Младший школьный возраст — это возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. В этом возрасте идёт активное познание окружающего мира, приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
ПРОГРАММА ПОСТРОЕНА С СОБЛЮДЕНИЕМ СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПОВ:
добровольность;
общественная направленность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
учет интересов ребенка;
содружество и сотворчество детей и взрослых.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Утренники, выставки, викторины, обмен мнениями, выступления на конкурсах и концертах, праздниках, подготовка презентации.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОВЛАДЕЮТ СЛЕДУЮЩИМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ:
Личностные универсальные учебные действия
Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Выделение нравственного содержания своих поступков
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
Умение адекватно оценивать свою деятельность
Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
Формирование основ оптимистического восприятия мира
Формирование готовности к преодолению трудностей
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Среди отмечаемых в настоящее время праздников можно выделить следующие типы:
религиозные праздники (Рождество);
народные праздники (Покровская ярмарка, Масленица, Жаворонки);
государственные праздники (День защиты Отечества, 9 Мая);
профессиональные (День учителя);
местные (День города);
семейные (они празднуются всем народом, но у каждой семьи это свой праздник.);
коллективно-групповые праздники (день рождения группы, выпускной вечер и т. п.).
Выделенные типы праздников можно условно, с точки зрения их направленности и масштаба, разделить на две группы — «большие» и «малые».
Религиозные, народные и государственные праздники являются большими, общими, которые сами могут лежать в основе самостоятельных календарей, например церковный календарь, народный календарь.
Государственные праздники отмечают основные вехи его становления, сложные моменты судьбы для всего народа.
Народные праздники — историческое наследие. Народные праздники связаны с природным циклом, что было важно при переходе от одного типа трудовой деятельности к другой. Для детей младшего возраста народные праздники являются механизмом осмысления смены времён года и их повторения, наблюдением за изменением в природе (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах ит.д.).
Профессиональные праздники позволяют выйти за рамки отдельных людей, с которыми дети непосредствен но общаются, увидеть множество людей определённых общими целями и интересами, выполняющие определённые функции и обязанности в обществе.
Тематическое планирование
№ Тема занятий Количество часов ДАТА Примечание
1 Праздник в нашей жизни 1 04.09.15 Беседа о значимых событиях в жизни каждого
2 Традиционные праздники в школе. 1 07.029.15 Беседа, презентация
3-4 Упражнения «Комплимент», «Надписи на спине». 2 11.09.15 14.09.15 Упражнения способствует формированию доверия к группе, получению опыта позитивной обратной связи.
5-8 Подготовка к Дню учителя 4 18.09.15 21.09.15. 25.09.15 28.09.15 Поздравительные стихи учителям. Подбор стихотворений, отработка интонации
9 -Участие в проведении Дня учителя 1 02.10.15 Запись радиопередачи, выступление в классе
10 Анализ проведения праздника ко Дню учителя 1 05.10.15 беседа
11 Упражнения «Переманивания»
«Кто ты?»
«Выражение чувств» 1 09.10.15 Упражнения для тренировки
невербальных навыков общения.
12 -13 Курить - здоровью вредить! Зачем нам нужен алкоголь??? 2 12.10.15 16.10.15 Беседа, подбор стихотворений
14 Упражнение «Маска»
19.10.15 Развивает воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли.
15 Осенние школьные праздники 1 23.10.15 беседа
16-17 Правовой месячник «Права и обязанности человека» 2 26.10.15
30.10.15 Путешествие по сказкам.
17 Народные праздники (День народного единства) 1 9.11.15 беседа
18-22 Подготовка праздника - День матери 5 13.11.15 16.11.15 20.11.15 23.11.15 (работа со сценарием, подбор стихотворений, отработка движений на сцене)
23 Участие в проведении праздника - День матери 1 27.11.15 Участие в концерте
24 -Анализ проведения праздника- День матери. Награждение участников. 1 30.11.15 беседа
25-26 Новогодние традиции 2 04.12.15 07.12.15 Беседа,
27- 30 Подготовка Новогоднего утренника 4 11.12.15 14.12.15 18.12.15 21.12.15 (работа со сценарием, подбор сценки, новогодних песен, работа со сценическими образами)
31 -Проведение Новогоднего утренника 1 25.12.15 Участие в утреннике
32 Анализ проведения Новогоднего утренника 1 28.12.15 беседа
33 Зимние традиции России 1 11.01.16 Путешествие по зимним сказкам
34 Рождество Христова – история праздника 1 15.01.16 Беседа, презентация
35 Масленица – история и традиции 1 18.01.16 Беседа, презентация
36 Упражнения. «Хомячок», «Переход через реку», «Переход с темной на светлую сторону луны», « Слепые, немые и лидер»
1 22.01.16 упражнение способствует сплочению группы, совместному планированию последующих действий,
37-44 Подготовка к участию в общешкольном концерте посвящённом Дню Защитника Отечества 8 25.01.16 29.01.16 01.02.16 05.02.16 08.02.16 12.02.16 15.02.16 19.02.16 (работа со сценарием, подбор стихотворений, отработка движений на сцене)
45 Концерт посвящённый Дню защитника Отечества 1 22.02.15 Участие в концерте
46-48 -Анализ проведения концерта. Подготовка к участию в общешкольном концерте, посвящённом празднику Международный женский день. 3 26.02.15 04.03.16 07.03.15 (работа со сценарием, подбор сценки, отработка движений на сцене). Участие в концерте
49 Анализ участия в концерте. 1 11.03.16 беседа
50 Упражнения «Вежливые слова»
1 14.03.16 Упражнение способствует укреплению или усвоению навыков восприятия и
демонстрации вежливого обращения.
51 Русские традиции весны 1 18.03.16 беседа
52 Упражнения ««Что за животное?»
«Белые медведи»
«Стул сгорел»
2 21.03.16 25.03.16 Упражнения, основная цель которых разрядка,
снятие напряжения, повышение энергетического
потенциала группы.
54-55 Подготовка к проведению Дня экологии 2 04.04.16 08.04.16 (работа со сценарием, подбор стихотворений, отработка движений на сцене)
56- 57 -Проведение праздника. Анализ проведения праздника 2 11.04.16 15.04.16 Участие в концерте
58-61 -Подготовка к Дню Победы 4 18.04.16 22.04.16 25.04.16 29.04.16 (работа со сценарием, подбор стихотворений, отработка движений на сцене)
62 Литературно – музыкальная композиция ко дню Победы. 1 06.05.16 Участие в концерте
63 Анализ участия в концерте. 1 13.05.16 беседа
64-65 Подготовка к заключительному концерту 2 16.05.16 20.05.16 Подбор материала, репетиции
66 Анализ концерта 1 23.05.16 беседа
67-68 Итоговое занятие. Проверка усвоенного материала 1 27.05.16 Кроссворды