Отчет о работе кружка по экологическому воспитанию Знай и люби свой край


ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения»
Детский дом – интернат для глубоко умственно – отсталых детей.
Отчет о работе кружка по экологическому воспитанию «Знай и люби свой край» за 2015 – 2016 уч. год.
Воспитатель:
Булычева М. Г.
Шуя, 2016 г.
Кружковая работа по экологическому воспитанию проводилась мной с сентября 2015 по май 2016 года. Кружковая работа проводилась два раза в неделю по средам и субботам в вечернее время. Занятия проводились в групповой комнате, в компьютерном классе, а также на свежем воздухе.
Занятия кружковой работы строились в соответствии с перспективным тематическим планированием, разработанным с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей данной группы.
Курс занятий по экологическому воспитанию разработан мною с целью формирования ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. Соблюдение нравственных принципов природопользования.
При проведении кружковой работы планировалось достигнуть ряда определенных задач.
Обучающие:
Дать детям системные знания об окружающем его мире в соответствии с возрастом и способностями
Научить применять на практике полученные знания
Помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения нарушения его целостности.
Развивающие:
Развивать у детей эстетические чувства и умение любоваться красотой природы
Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы
Повышать общий интеллектуальный уровень знаний детей
Развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом.
Воспитывающие:
Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру
Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям
Воспитывать потребность в общении с природой
Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе
Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
В своей работе я использую различные формы и методы организации воспитательной работы.
Беседы на экологические темы.
Практикумы.
Игры на экологические темы.
Интегрированные занятия.
Наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением. Экологические экскурсии в природу, ближайшие места (лес, поле, парк) с последующим оформлением собранных материалов; с выполнением заданий (фотографирование природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала).
Викторины и конкурсы на экологическую тематику.
Просвещение. Чтение художественной литературы, посвященной миру природы.
Организация уголка живой природы. В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев. Кроме этого, активно работают с календарем, наблюдают за погодой, за изменениями в природе.
Экологические праздники, КВН.
Трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению территории детского дома, разбивка цветника.
Декоративно – прикладное творчество (рисование, аппликация, лепка).
Просмотр мультфильмов, кинофильмов о природе и с участием животных.
В ходе кружковой работы по экологическому воспитанию у детей формируются знания:
Об окружающем растительном и животном мире.
О явлениях природы, изменениях погодных условий, о временах года.
С детьми детально рассматривается каждое время года, имеющее свои неповторимые особенности. Выделяется круг явлений и предметов природы, которые интересны в определенный сезонный период.
На базе этих знаний у детей происходит:
Формирование активной внутренней потребности и стремления к любви, доброте.
Формирование мотивации к деятельности и активных личностных установок.
Развитие творческих способностей (интеллектуальные, конструктивные). Всю экологическую работу, направленную на развитие творческих способностей детей, я осуществляю не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности, прогулках, трудовой деятельности детей. Через творческую работу я формирую у детей экологическую культуру, развитие познавательной активности, творческого воображения.
Развитие любознательности.
Развитие эмоционально – волевых качеств. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения удивляться, сочувствовать, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. На занятиях и в свободной деятельности я знакомлю детей с объектами и явлениями природы, где дети накапливают эмоционально – положительный опыт отношения к живым существам. Полученный опыт применяется детьми в разных видах деятельности – играх, изобразительной деятельности, труде в природе. С одной стороны, при осуществлении деятельности представления о животных и растениях уточняются, становятся более конкретными, что подготавливает детей к составлению рассказов о природе.
Формы организации занятий разнообразны:
1.Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
2.Самостоятельная работа детей.
3.Экспериментирование.
На каждом занятии я использую физкультурные паузы, что позволяет мне переключить умственную, двигательную, речевую активность детей, не выходя из учебной ситуации. Веселые тексты к физкультурным паузам заучиваем в свободное время. Также использую во время прогулок.
Для выбора нужного направления в работе, и чтобы проверить в какой степени ребенок овладел умениями и навыками, на что следует обратить внимание, провожу диагностику по экологии, что позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом индивидуальных занятий.
Кружок посещают все воспитанники группы в количестве 11 человек: Базов К., Гаврилкина К., Гадеев А., Зайцев А., Касаткин К., Ковалева У., Назарова Л., Мазанов А., Соколова С., Свитченко Р., Хохлова Н.
По результатам диагностики детей был выявлен следующий уровень знаний в области растительного и животного мира.
ФИО ребенка Сентябрь 2015 года Май 2016 года
Базов Костя средний уровень средний уровень
Гаврилкина Кристина средний уровень выше среднего
Гадеев Арсен средний уровень средний уровень
Зайцев Саша средний уровень выше среднего
Касаткин Коля низкий уровень средний уровень
Ковалева Ульяна средний уровень средний уровень
Назарова Лена низкий уровень средний уровень
Мазанов Андрей низкий уровень низкий уровень
Соколова Саша средний уровень выше среднего
Свитченко Руслан низкий уровень низкий уровень
Хохлова Настя ниже среднего средний уровень
В начале учебного года по результатам диагностики средний уровень знаний был выявлен у 6 человек, у одного - ниже среднего, у 4 - низкий уровень знаний.
В течение учебного года ребята с удовольствием посещали кружок. Самой любимой формой занятия для детей стали экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на свежем воздухе, развивают нравственные качества.
Кроме экскурсий и походов, дети любят различные игры.
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Круговорот воды в природе», «Экологическая пирамида», «Что где растет?», «Угадай правило», «Семена и листья», «Определи на вкус», «Из чего состоит человек?» и др.
Словесно – дидактические игры: «Закончи предложение», «Загадки – описания», «Что бывает зимой?», «Четвертый лишний», «Кому нужна вода?» и др.
Подвижные игры: «Найди дерево», «У медведя во бору», «Перелетные птицы», «Охотники и утки», «Воробьи и вороны», «Огонь, земля, воздух, вода», «Ходят капельки по кругу».
Немаловажное значение в системе экологической работы имеют словесные методы (беседа). Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе взаимодействия с миром природы.
Проведены беседы: «О правилах поведения на природе», «Животные леса осенью», «Насекомые осенью», беседа о комнатных растениях, беседа о перелетных и зимующих птицах, беседа о зрении и глазах и др.
В течение учебного года хорошо проявили себя Гаврилкина К., Зайцев С., Соколова С. Ребята активно включались в различные виды деятельности, хорошо усваивали новый материал, научились четко и конкретно отвечать на поставленные вопросы.
Ковалева У., Касаткин К., Гадеев А., Хохлова Н., очень хорошо работают с наглядным материалом, с большим удовольствием выполняют всевозможные творческие задания, ребята научились работать в коллективе дружно и сплоченно.
Значительное продвижение в познании окружающей действительности необходимо отметить у Назаровой Л. В начале учебного года девочка имела низкий уровень знаний. В ходе занятий я уделяла большое внимание Лене, так как девочка проявляла заинтересованность, очень старалась в выполнении творческих заданий. С Леной один раз в неделю проводилось дополнительное занятие в форме беседы, для наилучшего усвоения и запоминания нового материала. По итогам диагностики уровень знаний в конце года вырос до среднего значения.
Мазанов А., Свитченко Р., так и не смогли изменить свой уровень знаний, оставшись на самом низком показателе. Мальчики не проявляли заинтересованности на занятиях, на поставленные вопросы отвечали редко и только с помощью воспитателя.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к экологическому воспитанию. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Сформирована основа экологической культуры детей. Развиваются речевые навыки детей. Через экологическую деятельность у детей идет развитие познавательного процесса, формируется эмоционально – положительное отношение к природе, эффективно развивается: воображение, мышление, память.
В следующем году я планирую продолжать освоение технологии экологического воспитания детей и совершенствовать мастерство в использовании методов и форм экологической работы с детьми. Также мне хочется ввести в свою работу экологические тренинги, направленные на развитие взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм.
Так же я планирую оформление выставки поделок из природного материала для того, чтобы сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.