Разработка занятия на тему «Знай, люби и уважай свой родной любимый край»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества ст-цы Петропавловской
Познавательная беседа на тему
«Знай, люби и уважай свой родной любимый край»

Педагог дополнительного образования
Фисенко А.С.
ст. Петропавловская
2017Познавательная беседа
«Знай, люби и уважай свой родной любимый край»
Цель:
способствовать воспитанию гражданина и патриота своей страны;
развивать интерес у воспитанников к Родине.
Оборудование: картинки гимна, герба, флага Краснодарского края; картинки гимна, герба, флага РФ; презентация; картинки животных, растений, насекомых занесённых в Красную книгу, Цветик-семицветик .Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире Краснодарского края, притоках Кубани, протекающих на территории нашей станицы.   Познакомить с видами растений и животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края.  Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к природе, потребность охранять ее.
 
                               Ход занятия.
Чтение педагогом стихотворения М.Исаковского «Поезжай за моря-океаны»:
Поезжай за моря-океаны
И над всею землей пролети
Есть на свете различные страны
Но такой как у нас не найти.
Глубоки   наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая заводы
И шумят, расцветая, поля.
 
Здравствуйте, дорогие ребята. Я не зря начала наше занятие с этого стихотворения. Как вы думаете о чем говорится в этом стихотворении?  Что такое Родина? У каждого человека на планете Земля есть своя Родина – то место, где он родился и живет. А как называется наша Родина? Наша большая Родина – Россия, столица нашей Родины – Москва, Президент России – Владимир Владимирович Путин. Наша малая родина – Краснодарский край, столица Краснодарского края – Краснодар, губернатор Краснодарского края – Вениамин Иванович Кондратьев, Курганинский район, станица Петропавловская.
   
Чтение детьми стихотворения «Хороша земля у нас» :Хороша земля у нас:
Птицам здесь раздолье,
Золотых полей ковры
Встретят с хлебом, с солью.
На лугах цветы цветут,
И стада пасутся,
Во дворах у всех людей
Курочки несутся.
Рыба ловится в морях,
Солнце нивы греет.Дорожить своей землейКаждый здесь умеет.
Я люблю свою КубаньИ в снегу, и в цвете
Потому что это место
Лучшее на свете.
 
   Звучит песня «О Кубани мы поем».
 
  Педагог: Ребята, а вы знаете, кто такие фермеры?  Фермеры – это люди, у которых есть земельные участки, на которых они занимаются выращиванием растений и животных. Какие растения выращивают в нашем крае? (пшеница и картофель, кукуруза и т.д.) Каких животных разводят?
Ребята, помимо домашних есть и дикие животные живущие в наших лесах. Какие дикие животные живут в наших лесах? (волк, лиса, заяц и т.д.)
Благодаря относительно мягкому климату и, соответственно, богатому миру растений, на территории имеется много видов животных. Но в данной местности развитие цивилизации проходило намного раньше, чем в других районах России. Поэтому это отрицательно сказывалось на развитии популяций животных. Да и в наше время, к большому сожалению, некоторые люди совершенно не дорожат таким богатым наследием, которое им предоставила мать-природа. Именно поэтому число исчезающих животных растет с каждым годом, и в Красной книге появляются все новые и новые страницы. Печальный факт — даже в действующем Кавказском заповеднике поголовье зубров уменьшается из-за наличия браконьеров, сейчас их насчитывается всего 830 голов. Поэтому проводятся меры:
По охране животных.
По расширению охраняемой зоны заповедника.
По борьбе с незаконной вырубкой леса.
По контролированию загрязнений водоемов, окружающей среды.
Так же , ребята есть животные, растения, насекомые занесённые в Красную книгу Краснодаркого края . Красная книга по Краснодарскому краю состоит из двух томов. В первом пишется о редких растениях, грибах, во втором — о животных. Все перечисленные в ней группы растений, животных классифицированы на пять категорий:
1-я категория — угроза исчезновения. Название говорит само о себе. Эти виды можно спасти лишь в случае осуществления специальных мероприятий.
2-я категория — катастрофически быстрое сокращение численности популяций.
3-я категория — это редкие животные. А именно, исчезновение им ещё не угрожает, но такие популяции встречаются довольно-таки редко.
4-я категория — это малоизученные группы, численность, которых не велика. Недостаток информации не дает возможности их причислить к какой-либо категории.
5-я категория — восстановленные популяции. Животные, за которыми ещё осуществляется контроль.
Из-за нерационального воздействия, браконьерства в Красной книге по Краснодарскому краю насчитывается более сотни редких, исчезающих популяций животных. Сегодня я хочу рассказать о некоторых из видов таких животных.
  Беркут
Орел крупных размеров. Размах крыльев достигает двух метров. Обитает в горах, точнее в районах Передового хребта, Главного Кавказского. Питается горными, дикими птицами: кавказский тетерев, улар, кеклик. Гнездится в середине марта. Кладку насиживают до середины-конца июля.
Тритон малоазиатский
Спина имеет окрас зеленого (оливкового) цвета, брюшко — яркое, оранжевое без пятен. Общая длина с хвостом — 13,6 см (у самца), 11,6 см (у самок). Обитает как в реках, водоёмах, так и на земле (под камнями, бревнами, пнями) в Кавказском заповеднике. Рацион питания — беспозвоночные.
Кавказская гадюка
Эта змейка достигает длины всего лишь 60-ти см. Окрас гадюки — красно-желтый, иногда встречается и чёрный. На боках хорошо видны коричневые полоски. Брюшко — черного цвета. Голова сверху имеет плоскую конфигурацию. Если смотреть сверху, то она значительно шире шейного перехвата. Гадюка предпочитает питаться мелкими грызунами, насекомыми, ящерицами. Любимое место обитания — леса (укромные места, ущелья).
Зубр
Большое животное. Высота по холке почти 2,15 метров. Общая длина туловища — 3,45 метров. Беременность самки длится где-то 267 дней, вес малыша составляет 22 кг. Зубр — стадное животное, однако встречаются самцы-одиночки. Питаются различными видами растений, их входит в рацион 527 видов. Живут в Кавказском заповеднике или в прилегающих рядом районах.
Переднеазиатский леопард
Представитель семейства кошачьих. Выглядит очень эффектно. Окрас леопарда имеет золотистый цвет. По всему телу расположены бурые, тёмные, чёрные пятна. Вес взрослого самца достигает 70 кг. Длина от кончика носа до кончика хвоста составляет 127-176 см. Леопард охотится в основном на парнокопытных, которые имеют средние размеры. Относится к 1-ой категории (вымирающие группы животных). Место обитания — Кавказ, живут в непроходимых лесах, альпийских просторных лугах, около утёсов, скал.
Лесной кот
Эта большая кошка водится в лесах. Предпочитает уединённый образ жизни. Дикие коты употребляют в пищу небольших грызунов, птиц. Охотятся ночью. Живут они чаще всего в лиственных лесах. Отлично лазают по деревьям. Вес большого лесного кота примерно составляет 6-7 кг.
Слушание аудиозаписи - журчание ручейка.
Учащийся:
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина. (М.Пляцковский).
Педагог: Нашу малую родину еще называют Кубанью.
  
Кубань- земля такая:
Лишь первый луч скользнет-
И поле оживает, и гром земной плывет,
И землю плуг срезает, как масло.
 
Круглый год здесь что-то засевают,
И что-то убирают
И что-нибудь цветет.
Кубань земля такая:
От края и до края   две Дании войдет.
 
Педагог: По территории нашего края протекает река с таким же названием – Кубань. У реки более 500 притоков, на территории нашей станицы протекают Чамлык, Синюха. На границе протекает Лаба.  
Вы , наверное , все заметила какой красивый цветочек стоит у меня на столе это Цветик-семицветик. Цветочек непростой , а он с заданиями для нас всех. Давайте посмотрим, что же за задания нам приготовил этот чудо цветочек.
Первый лепесток Цветика – семицветика ЗАГАДКИ.
-Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет – расцветает. (Подснежник)
 
-Желтые, пушистые шарики душистые.
Их укроет от мороза в своих веточках … (мимоза)
 
-Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок – остался стебелек. (Одуванчик)
 
-Длинный тонкий стебелек, сверху алый огонек.
Не растенье, а маяк – это ярко-красный… (мак)
 
 -Лик пахучий, а хвост колючий.  (Роза)
 
-Снимем мы среди болота
Замечательное фото.
Очень яркая картинка – распустилась здесь …(кувшинка)
 
Педагог: Молодцы! В Краснодарском крае очень много видов растений. Мы знаем, что нельзя рвать цветы, а нужно наоборот, их сажать. Красотой цветов можно любоваться на клумбе.
 
Второй лепесток Цветика-семицветика.
Педагог: (срывает лепесточек и читает задание) «Ребята, знаете ли вы гимн Краснодарского края?» ( учащиеся поют гимн Краснодарского края)
 
Третий лепесток Цветика-семицветика Динамическая пауза. Игра на внимание «Собери цветы».
Цветы изготавливают из цветного скотча.
 Звучит музыка. Педагог показывает цветок желтого цвета с красной серединкой. Дети «ищут» на полянке цветы желтого цвета с красной серединкой (воспитатель показывает образец). Музыка прекращается, дети «находят» цветок и несут в корзинку. Затем ищут цветок красного цвета с голубой серединкой и т. д.  Игра повторяется несколько раз до тех пор, пока дети не соберут все цветы на поляне (цветы разного цвета).
Педагог: Продолжаем наше путешествие.
 
Четвертый лепесток Цветика-семицветика.
Педагог: Белоствольная береза – очень красивое дерево, оно нравится и взрослым, и детям. Береза – символ нашей Родины – России.
 
Учащийся:
Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую, она всегда с подружками
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится. (А.Прокофьев)
 
Пятый лепесток Цветика –семицветика.
Лото «Каких птиц и животных ты знаешь?»
Дети вспоминают названия животных и птиц, обитающих в нашей местности, подходят к столу, выбирают картинку с изображением животного или   птицы. О четырех-пяти составляют небольшой описательный рассказ (подготовить рассказ предварительно в виде домашнего задания). (Иллюстрации   птиц и животных – в приложении).
 
Педагог: Как люди могут помочь птицам и животным? (Развесить кормушки, скворечники, животным разложить сено). Какие птицы прилетают на кормушку?  А можно в лесу разжигать костры? Почему?
Шестой лепесток Цветика-семицветика.
 И следующий конкурс танцевальный.Звучит музыка « Барыня».Педагог : Топни правая нога. - танцуют только ноги,Хлопни левая рука, Руки в бок и поворот. Пляшет «Барыню» народ! - танцуют только руки,Правым ухом поведем. Левым глазом подмигнем, Улыбнемся влево – вправо. Пляшем «Барыню» на славу! - танцует лицо, мимикаРебята это была репетиция, а сейчас настоящий конкурс.
 
Седьмой лепесток Цветика-семицветика         
   Опыт:
Макет аквариума, перед ним аквариум с чистой с водой (имитация реки). В аквариум добавляем черной краски. Дети рассказывают, что реку загрязнили и что случится с рыбками. Делают вывод, что нельзя загрязнять природу.
Итог занятия:
 -Как называется наша Родина?
-Как нужно обращаться с окружающей природой? -Для чего нужна Красная книга?