МАСТЕРСТВО, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.


Н. И. Косякина
МОУ СОШ № 52, Воронеж
МАСТЕРСТВО, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
«Делать завтра лучше, чем сегодня»,-
эти слова Л. В. Занкова стали девизом
творчески, мастерски работающего учителя.
Учитель – это профессия не из лёгких… Примечательная черта работы
в том, что нельзя сразу ощутить её результатов, лишь время показывает как правоту нашу, так и наши ошибки, просчёты. Уже одно это говорит о том, как сложно быть учителем. Жизнь такова, что всё меняется, находится в процессе развития, и наша задача – успеть за бегом времени, не остаться в хвосте.
В наше время очень много учебно – методических программ и учитель
всегда стоит перед выбором, что же выбрать для работы со своими учениками. Работая по различным программам, учителя выясняют их плюсы и минусы. Например, работая по традиционной программе, я не могу сказать, что у учителей на первом месте стоят знания, умения, навыки. Сейчас в целом мире идёт работа, направленная на развитие личности. Существенные изменения вносятся в подход к выявлению результативности обучения – учитель следит не только и не столько за степенью усвоения программного материала в каждый данный момент учебного процесса, сколько за продвижением детей в развитии.
Современные достижения педагогической психологии и опыт работы учителей позволяет уделить серьёзное внимание мастерству и педагогической технике учителя и рассмотреть их влияние на развитие творческой личности младшего школьника.
Л. В. Занков термин «педагогическая техника» использует в связи
с обсуждением вопроса о педагогическом мастерстве учителя. Под педагогической техникой он понимает «владение многообразными приёмами, осознание особенностей каждого из них и умение правильно их применять. В технике учителя отражается «…чуткость к изменениям «погоды» на уроке, проникновение в духовный мир учеников и применение таких педагогических способов и приёмов, которые соответствуют конкретным обстоятельствам». Это нечто другое, чем то, когда учитель ведёт работу «по колее, которая определена школьными учебниками и руководствами по методике предметов.
Анализ педагогической техники начнём с выделения модели общения – «Учитель – ученик». Учитель должен общается с детьми партнёрски, не подделываясь под детскую речь. Партнёрское общение предполагает речь взрослого с взрослым. К. Д. Ушинский говорил: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мёртвая тишина на уроке не допустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, сидеть свободно и непринуждённо.
Учитель выращивает изо дня в день, как добрый садовник, способность
к размышлению у своих питомцев. Стремление к самостоятельной мысли, к творчеству может зажечь в детях только тот учитель, который сам работает творчески, для которого каждый урок – вдохновенная деятельность, проникнутая стремлением выразить себя, свою неповторимую индивидуальность, мобилизовать все ресурсы своей личности для достижения успеха в реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Разбудив у школьников стремление к творчеству – мы увидим, насколько легче и интереснее им учиться, как повышается их образовательный уровень, уровень трудовой подготовки. И не надо рассчитывать здесь на самотёк: стихийно, само по себе творческое отношение к делу не формируется. Ведь творчество, как известно, требует от человека огромного напряжения, большой работоспособности, настойчивости. Лишь постепенно, шаг за шагом, можно привести учащегося к творческой самоотдаче. И только когда он почувствует вкус к такой работе, добьётся в ней успеха, он сможет понять смысл слов, сказанных Н. В. Гоголем: «…едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить».
Творческая активность – самый мощный импульс в развитии ребёнка.
Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствия гениальности.
Задача учителя - развивать творческие способности в маленьком
человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело человека захватывает, увлекает. В высший момент творчества этот человек поглощён полностью предметом труда.
Если однажды учитель сумел пробудить в ребёнке такое состояние,
не сможет забыть этого маленький человек, потому что такой труд – наивысшая радость, когда возникает гармония всех способностей человеческого существа.
В младшем возрасте тяга к творчеству и способность к нему есть
у каждого. Ответственность учителя начальных классов за развитие этих качеств особенно велика, потому что он имеет дело с детьми в том возрасте, когда невнимание к живым росткам творческого отношения к миру может навсегда погубить их.
Сегодня необходимо повысить уровень требовательности к себе и друг
к другу: к этому нас обязывает время, в котором мы живём. Каждый урок должен быть ярким, запоминающим, творческим, интересным. Известно, что возбуждает интерес, рождает творчество, новую мысль, размышление, реакцию собеседника. От личности учителя, его эрудиции, влюблённости в дело, умение быть хорошим слушателем и собеседником зависит в определённой мере и отношение детей к учению.
Важную роль в мастерстве педагога отводится умение регулировать
внутриколлективные отношения. Дети придерживаются правил: полное внимание к товарищу, серьёзное отношение к мыслям, чувствам других, терпимость, дружелюбие, доброжелательность.
Организовывая по-новому весь процесс обучения и воспитание детей, учителя большое внимание уделяют проблеме содружества школы и родителей. С родителями ведётся целенаправленная работа: разъясняется, как организовать жизнь ребёнка в семье, создать условия благоприятные для успеха учения, разрабатываются методы приобщения взрослых к духовной жизни ребёнка. Во многих мероприятиях, проходящих в классе, деятельное участие принимают родители. Они привлекаются к выполнению семейных домашних заданий, выпуску газет, сообщений, докладов, расширению кругозора своих детей и их товарищей: посещение театров, музеев, подготовка костюмов к детским праздникам и т. д. Работа с родителями на настоящем этапе развития общества и школы требует огромного терпения и мастерства учителя.
В заключении мне хочется добавить, что каждый учитель стремится, чтобы его ученики:
- обладали хорошей памятью, развитым мышлением, хорошим восприятием и грамотной речью;
- обладали высокой мотивацией к учению, любили учиться;
-умели радоваться, проявлять свои чувства, владеть своими эмоциями;
-умели дружить с одноклассниками, уважать взрослых;
-выросли физически и психически здоровыми, были счастливы в жизни.
Учитель несёт добрую энергию и всегда должен помнить, что «ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь!» А это могут сделать только творчески, мастерски работающие учителя.