Конспект по окружающему миру на тему: Зимующие и перелетные птицы (1 класс)

Конспект урока ознакомления с окружающим миром и
развития речи в 1-ом классе.

Тема: Зимующие и перелетные птицы.

Цель: расширить знания детей о птицах.
Задачи:
1) закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных;
2) развивать наблюдательность, внимание, умение строить логическое высказывание;
воспитывать заботливое отношение к птицам;
закреплять произношение звуков в речи у отдельных учащихся.
Оборудование: картинки с изображениями перелетных и зимующих у нас птиц; карточки со словами, цветные квадратики.

Список использованной литературы:
Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир". – М.: Издательство "Вако". 2006.
Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер. 2006.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005.

Ход:
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
- Доброе утро ребята. Мы начинаем урок ознакомления с окружающим миром и развития речи. Садитесь, пожалуйста.

II. Сообщение темы и целей урока
- Подумайте, о какой группе животных идет речь:
Эти животные бывают разных размеров: одни очень большие, другие совсем крошечные. Многие из них летают, а некоторые вовсе не умеют летать.
Тело всех этих животных покрыто перьями. (Это птицы).
- Какой главный признак в описании помог вам это определить? (Наличие перьев)
- Верно. Сегодня мы будем говорить о птицах, постараемся узнать о них что-то новое.

III. Работа над основной темой урока.
- Отгадайте загадки (Читают:Петров В. - автоматизация звуков [ р], [ р], [ ш], Иванов М. – автоматизация звуков [л ], [л ], Груздев А. – автоматизация звуков [р ], [р ].
1) Хвост с узорами, 
Сапоги со шпорами,  Песни распевает, 
Время считает.
(Петух)
2) Маленький воришка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
(Воробей)
Не ворона, не синица-
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку-
Раздалось в лесу «ку – ку».
(Кукушка)

(На экране картинки с изображениями птиц и подписи к ним)

- Ребята, а какую птицу можно назвать лишней? (Петух)
- Почему?
- Подумайте, о каких птицах мы будем говорить сегодня на уроке? (о диких птицах)
Физкультминутка
Вот летит большая птица
Плавно кружит над рекой.
Наконец, она садится
На корягу над водой.
-Ребята, прочитайте, пожалуйста, слова, написанные на доске.
- Зима
Зимовать




- Как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (Зимующие)
(Учитель выставляет на доску карточку с этим словом)
- Почему эти слова можно объединить в одну группу?
- Прочитайте слова вполголоса, вспомните, как эти слова называются? (Родственные)
- Ребята, подумайте, все ли птицы зимуют в наших краях? (предположения детей)
- Сегодня нам предстоит это выяснить. Прочитайте тему урока на доске.

- Давайте рассмотрим рисунки птиц на с.16 . Отгадайте загадки о них и выложите квадратик рядом с отгаданной птицей.
- Загадки о зимующих птицах.
1) В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель?»
И ставит подпись (дятел).
2) Всю ночь летает – мышей добывает,
А станет тепло – спать летит в дупло.
(Сова)
3) Спинкой темноватая,
Грудкой желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
4) Эта птица меньше вороны, черного цвета.
Чаще всего ее можно увидеть рядом с жильем человека.
(Галка)
5) Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок.
(Воробей)
- Какая птица осталась? Прочитайте ее название.(Поползень)
-Эта птица интересна тем, что может подниматься и спускаться вниз по стволу дерева. Ее часто можно увидеть в наших лесах, парках и скверах.
- Давайте прочитаем, что говориться о зимующих птицах в учебнике. (активизировать Машанова К.)
- Ребята, а как мы с вами можем помочь зимующим птицам? (Мы можем подкармливать их, вывешивать кормушки)

Физкультминутка
Птички начали спускаться,
На поляну все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
-Прочитайте слова на доске.

Отлет
Перелет
Улетают
Перелетные
-Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова и прочитайте предложения.
Многие птицы осенью улетают в теплые края. Это птицы. Им предстоит долгий перелет. Готовясь к ,они собираются в большие стаи.
-Найди среди этих птиц перелетных, назови их.
(На доске картинки с изображениями птиц)
-Ребята, подумайте, почему многие птицы улетают зимой в теплые края?
-Рассмотрите нижние рисунки на с. 77, подумайте, почему многие птицы улетают в теплые края? ( Многие птицы улетают в теплые края, потому что зимой им нечем питаться. Они не могут добыть себе пищу. Замерзают водоемы, в которых птицы находили себе корм.)
- Где же зимуют перелетные птицы? (Перелетные птицы зимуют в Африке, Индии, на юге Китая)
- Как же люди узнали об этом? Ученые узнали о том, где зимуют перелетные птицы при помощи колец. Специальные кольца надевают птицам на лапки – окольцовывают птиц и следят за их передвижением. Ученые других стран ведут наблюдения за окольцованными птицами.


IV. Итог.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Почему улетают некоторые птицы в теплые края?
- Как ученые узнали, где зимуют птицы?


Маленький воришка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
(Воробей)
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель?»
И ставит подпись (дятел).
Спинкой темноватая,
Грудкой желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно!
(Голубь)

Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
(трясогузка)
Серенькая птичка
Ростом невеличка,
Но выводит трели – диво,
Удивительно красиво!
(соловей)
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только ...
(Стриж)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(ласточка)