Статья: Телевидение как средство формирования языковой личности в процессе обучения русскому языку


Телевидение как средство формирования языковой личности в процессе обучения русскому языку.
Королева Виктория Владимировна / Koroleva Viktoriia Vladimirovna – магистр, кафедра русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» г. Магнитогорск.
Аннотация: в статье обосновывается актуальность исследуемой проблемы, которая состоит в необходимости использования телевидения, как средства обучения, для формирования языковой личности учащегося.
Ключевые слова: языковая личность, телевидение, учащийся
В понятии языковой личности фиксируется связь языка с индивидуальным сознанием личности, с мировоззрением. Любая личность проявляет себя и свою субъектность не только через предметную деятельность, но и через общение, которое немыслимо без языка и речи. Речь человека с неизбежностью отражает его внутренний мир, служит источником знания о его личности. Более того, «очевидно, что человека нельзя изучить вне языка...», поскольку, даже с обывательской точки зрения, трудно понять, что представляет из себя человек, пока мы не услышим, как и что он говорит. Но также невозможно «язык рассматривать в отрыве от человека», так как без личности, говорящей на языке, он остается не более чем системой знаков [1, с.134]. Эта мысль подтверждается В. Воробьевым, который считает, что «о личности можно говорить только как о языковой личности, как о воплощенной в языке» [3, с.29].Под языковой личностью в лингвистике понимается «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, языковая компетенция, характеризующаяся глубиной и точностью отражения действительности, степенью структурно-языковой сложности, при этом интеллектуальные характеристики языковой личности выдвигаются на первый план» [3, с.140]. По мнению Ю.Н. Караулова, «языковая личность – вот та сквозная идея», которая «пронизывает все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека вне его языка» [2, с.15]. Языковая личность является видом полноценного представления личности, вмещающим в себя и психический, и социальный, и этический и другие компоненты, но преломленные через ее язык, ее дискурс. Даже психолингвистический аспект владения культурой речи связан с понятием языковой личности. Овладение языком – его лексикой, грамматикой, стилистикой, произносительной сферой – создает внутренний образ мировоззрения людей и каждого человека.
Языковая личность начинает формироваться еще в семье, но познать все азы русского языка нам помогает школа и учителя. На протяжении всех школьных лет изучается русский язык, тем самым происходит становление языковой личности учащегося.
Всем известно, что время не стоит на месте, и в наш двадцать первый век – век технологий, учителям приходится находить все новые и новые методы и средства обучения русскому языку. И телевидение является одним из таких средств.
Аудиовизуальные средства оказывают школе значительные услуги в области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и представлений. Они воздействуют одновременно на два анализатора (зрительный и слуховой), что существенным образом определяет их привлекательность. К числу аудиовизуальных средств мы относим звуковой фильм и телевидение.
Учебное телевидение, называемое также школьным телевидением, представляет собой аудиовизуальное средство, педагогическое значение которого в процессе обучения постоянно возрастает. Благодаря телевидению учащиеся могут непосредственно наблюдать важнейшие события в стране и за рубежом, знакомятся с известными государственными деятелями, учеными и артистами, наблюдают за ходом различных технических и технологических процессов, просматривают театральные спектакли, словом, приобретают современные знания о мире и культуре путем несравненно более полным и более привлекательным, чем с помощью других средств передачи информации.Актуальность данной темы исследования неоспорима, т.к. телевидение давно стало неотъемлемой частью нашей жизни, вот почему следует активно использовать телевидение в процессе обучения.
Объект исследования является процесс формирования языковой личности на уроках русского языка в 10 классе.
Предмет исследования – телевидение как средство формирования языковой личности в процессе обучения русскому языку.
Научная новизна исследования заключается в создании системы уроков с использование телевидения как средства обучения на уроках русского языка.
Как раз одним из таких уроков, является урок, касающийся публичного выступления. Учащиеся смогли не только изучить теоретический материал, но и увидеть своими глазами, каким должно быть публичное выступление.
Тема урока: Публичное выступление
Цели урока:
Познавательно-практическая: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися особенностей одного из жанров публицистического стиля – публичного выступления. Формировать умение выделять главное, отбирать нужный материал по теме.
Развивающая: Создать условия для развития положительной мотивации к учению.
Задачи урока:
познакомиться с определением «публичное выступление»;
узнать требования к устному выступлению;
определить особенности текста – публичного выступления.
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Приложение
Бунеев Р.Н. Русский язык. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый и профильный уровни / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова [и др]. – Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2013. – 320с.
Ход урока:
Повторение «Теоретическая разминка».
Назовите характерные особенности публицистического стиля.
Каковы общие черты публицистического, официально-делового и научного стилей?
Что такое публицистичность?
Каковы требования к публичному выступлению?
Слово учителя (сообщение темы).На четвертый вопрос вы, ребята, затрудняетесь ответить, так как о публичном выступлении мы еще не говорили, это тема сегодняшнего урока.
Итак, мы продолжаем изучать тему «Публицистический стиль». Давайте изобразим схематически (таблица 1), какие жанры нам известны.
Таблица 1 - Публицистический стиль
Письменные жанры Устные жанры
Портретный очерк Доклад
Статьи Публичное выступление
Путевой очерк Репортаж Проблемный очерк Каждый жанр имеет свои цели, особенности.
Ребята, вы обладаете достаточным запасом знаний, чтобы охарактеризовать каждый жанр?
(учащиеся затрудняются охарактеризовать «публичное выступление»)
Подготовка к самостоятельному изучению теоретического материала.Прежде чем мы перейдем к изучению темы урока, давайте вспомним, что мы знаем о публичном выступлении. У вас на партах лежат листы бумаги. Напишите всё, что вы знаете о публичном выступлении или свои ассоциации с этим словосочетанием. Работаем самостоятельно каждый. А затем обсудите в группе.
Самостоятельная работа.Откройте учебник на стр. 160 и внимательно прочитайте материал по теме «Публичное выступление». Ваша задача:
Изучить его, поработав самостоятельно с карандашом в руках;
Внимательно читая предложенный текст, сделать пометки;
Законспектировать основные моменты.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы отметили ключевые позиции в теоретическом материале. Предлагаю посмотреть «Уроки хороших манер» (выпуск: «Выступление на публике / Галстук). (Включаем передачу «Уроки хороших манер», созданную в виде мультфильма. В данном случае нас интересует первая часть мультфильма. https://russia.tv/video/show/brand_id/10991/episode_id/99680/video_id/99680/viewtype/picture/).Какие средства выразительности необходимы для создания публичного выступления?
Запишите в первый столбик средства, которые можно использовать в публичном выступлении, а во второй – которые нельзя.
Риторические вопросы
Обращения
Термины
Оценочная лексика
Метафоры
Эмоционально-окрашенные слова
Книжная лексика
А какие использовать нельзя? Почему?
Слова разговорного стиля
Просторечные слова
Диалектные слова
Жаргонизмы
Сленговые выражения
Компетентностная задача
Ситуация. Предвыборная кампания.
Ваша роль. Имиджмейкер.
Описание ситуации. Вы работаете в избирательной команде кандидата в депутаты D. К сожалению, манера его речи, усвоенная в молодости и бессознательно реализуемая в зрелом возрасте, не является удачной, так как предполагает известную дистанцию с аудиторией, эмоциональную сдержанность. Такое ощущение создается, например, от употребления в его устной речи довольно сложных синтаксических конструкций, книжной лексики.
Результат. Подготовьте советы для его публичных выступлений.
Теперь я предлагаю посмотреть вам выступление известного политика нашей страны В.В. Жириновского и проанализировать его речь.
(В.Жириновский на Госсовете по культуре и искусству 24.12.2014. https://www.youtube.com/watch?v=Hl_VvgpwNMw; Жириновский про Муму. Путин до слёз).План анализа речи:
Субъект речевого действия (кто говорит),
Массовый слушатель как объект речевого действия (кто и как слушает, как реагирует на речь, чем можно объяснить подобную реакцию),
Приемы воздействия на слушателей,
Цель речевого воздействия, которая в данном случае определяется личностными качествами оратора,
Выбор темы и жанра выступления, которым соответствуют приемы логического и стилистического оформления речи.
Итог урока (рефлексия).Сегодня на уроке мы узнали много нового о публичном выступлении. Напишите пару предложений об этом: «Сегодня на уроке...».
Домашнее задание
Компетентносная задача
Ваша роль. Активный участник событий.
Описание ситуации. Все ищут выход из сложившегося положения и
предлагают свои варианты решения. Вам нужно убедить одноклассников в необходимости принять непопулярное решение, которое в результате поможет выйти из затруднения.
Результат. Убедительная речь в пользу вашей позиции.
Таким образом, с помощью телевидения, в процессе обучения, просматривая правильные программы, подбирая нужные фильмы, обсуждая чужие телеляпы, проводя теледебаты, мы формируем языковую личность каждого учащегося.
Литература:
Караулов Ю.Н. «Русский язык и языковая личность» / Ю.Н. Караулов. - Издание 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2002. – 264 с.
Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. / Ю.Н. Караулов. - М., 1989, - С.15.
Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетенции
лингвиста-преподавателя в интегрально-коммуникативномобразовательном пространстве / Н.Л. Московская. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 375 с.