Научная работа: У каждой басни своя история


Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc447570793 \h 31.Жизненный и творческий путь И.А. Крылова PAGEREF _Toc447570794 \h 52. Реализм басен И.А. Крылова PAGEREF _Toc447570795 \h 73.Исторические основы басни PAGEREF _Toc447570796 \h 93.1.Волк на псарне PAGEREF _Toc447570797 \h 93.2.Квартет PAGEREF _Toc447570798 \h 93.3.Басня «Ворона и Лисица»: от Эзопа до И.А. Крылова PAGEREF _Toc447570799 \h 10Заключение PAGEREF _Toc447570800 \h 12Литература PAGEREF _Toc447570801 \h 14
ВведениеБасня – стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение – так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Басня – один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме – Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век).
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII – началу XIX веков и связано с именами А.П. Сумарокова, И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.
Басни И.А. Крылова с их реалистической живостью, здраво мысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России.
Актуальность темы реферата «У каждой басни своя история (избранные басни И.А. Крылова)» интересна для любителя литературы, потому что басни – это наше наследие! Многие великие деятели литературы писали басни с незапамятных времён, а знает и помнит их каждый. В басне заключено нравственное поучение, так необходимое для воспитания молодого поколения. И в XXI веке басни не уходят на второй план, их по-прежнему изучают в школах. Все помнят Эзопа, Лафонтена, Крылова, однако имена современных баснописцев никто не знает.
Цель исследования определить значение и роль басни в современном художественном мире.
Объектом исследования является процесс изучения басенного творчества И.А. Крылова.
Предметом исследования являются басни И.А. Крылова.
В качестве гипотезы исследования выступают произведения русского писателя – баснописца И.А. Крылова.
В соответствии с объектом, предметом, целью, гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
познакомиться с биографией Ивана Андреевича Крылова;
проследить литературный путь И. А. Крылова;
изучить деятельность И. А.Крылова как баснописца;
выявить литературных предшественников писателя;
рассмотреть особенности басен И. А. Крылова.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы, как изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования при изучении творчества И.А. Крылова.
Иван Андреевич Крылов вошел в историю русской литературы как великий баснописец. Образ дедушки Крылова уже в детстве осознается как бесконечно родной и близкий, чем-то напоминающий Деда Мороза. Он появляется рядом с волшебными сказками и первыми художественными впечатлениями детства. Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, суждениями. Образы и крылатые строки его басен с детских лет запечатлелись в нашем сознании. Именно поэтому я выбрала темой своего реферата басни И. А. Крылова.
Читая басни И. А. Крылова, я захотела больше узнать об этом писателе, о его необычном таланте баснописца. Почему он выбрал именно этот жанр литературы, откуда черпал многообразные сюжеты для своих басен, наконец, каким человеком он был, что волновало его в жизни.
Жизненный и творческий путь И.А. КрыловаНи один из поэтов не умел сделать свою мысль
такой ощутительной и выражаться так доступно всем,
как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём воедино.
Н.В. Гоголь
Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Отец его выслужил дворянство. Сановных покровителей у него не было, и он долгое время находился в самых незначительных чинах. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства.
Воспитанием сына занималась мать. И.А. Крылов сохранил её образ на всю жизнь и отзывался о ней не только по-сыновнему почтительно, но и с особой нежностью. Впоследствии он поместил в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» перевод с итальянского «Менос, или Пример сыновней любви к матерям», подписанный «Нави Волырк» (перевёрнутое «Иван Крылов»). Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием.
Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосредоточенности проявился у него с детства.
Учение давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело. Пушкин свидетельствовал позднее, что «Крылов знает главные европейские языки и, сверх того, он... пятидесяти лет выучился древнему греческому». Чуткость к языкам обнаружилась у него с детства. Появились знакомые, которые давали ему книги. Очевидно, читательская любознательность Крылова превосходила домашние возможности, и он нашёл средства удовлетворять её на стороне. Домашние условия были трудны, и восьмилетнему Крылову пришлось работать переписчиком бумаг в губернских канцеляриях в Твери. Страсть к чтению стала причиной конфликтов с начальником, который журил его за пустяк, заставая за книгой, иногда бивал по голове и по плечам. Однако впереди были ещё более тяжкие испытания: в 1778 году умер отец, семья осталась без всяких средств к существованию. Вдова с детьми впала в крайнюю нужду. Будущему баснописцу пришлось идти в услужение, а платой за работу была учёба.
Крылов полностью отдаётся самовоспитанию и самообразованию. Он читает много, но продолжать учёбу становится всё труднее. Мать и тут помогает ему, составляет план образования своего сына. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества – самостоятельность, практичность. Крылов вступает в самостоятельную жизнь. Первым произведением его была басня, переведённая из Лафонтена.
За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец.
Крылову первому из писателей в 1838 году был устроен юбилей, где юбиляр был награждён звездой ордена Святого Станислава. Интересна и такая подробность: на этом обеде перед каждым гостем лежал реестр (меню) с обозначением блюд в духе праздника («Демьянова уха», «Крыловская кулебяка»). Баснописца прославляли, за его здравие провозглашал тост министр просвещения С.С. Уваров. Незадолго перед смертью вышло последнее прижизненное издание его басен. О смерти И.А. Крылова поэт П. Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться, и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».
2. Реализм басен И.А. Крылова«Этот род понятен каждому, его читают и слуги и дети», – говорил Крылов.
Он был несравненным мастером басенного жанра. Мало найдется в мировой литературе писателей, которые в баснях могли бы создавать так выпукло с двух-трех строках типы, как это умел наш баснописец. В его портретах и характеристиках преобладает какая-нибудь одна черта, например ложь, лень, невежество, неуклюжесть и пр., но выражена она в образах басни в высшей степени естественно и убедительно.
За отношениями зверей скрывались отношения людей, за поступками животных и птиц – людские поступки. Еще Погодин в 1823 году говорил: «Как все по-русски, чудо! И медведь Крылова – видно, что земляк, русский!» Белинский тоже отмечал: «В лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди». Его лев не просто зверь, а грозный царь, лжец – не просто аллегория, а какой-то дворянин, а, «может быть, и князь». Недаром Загорецкий, встревоженный смелостью басенной сатиры, восклицает в «Горе от ума» Грибоедова:
Ох – басни – смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами
Кто что ни говори:
Хоть и животные, а все-таки цари.
Каждый персонаж в басне выполняет, как и полагается, общественную роль, которую он олицетворяет. Лев, например, как и подобает царю, собирает при себе совет сановников, он может объявлять войну, заключать мир («Лев и барс»), время от времени осматривать владения, отдает необходимые распоряжения вельможам («Рыбьи пляски»). Он даже имеет грозную внешность, и лиса, «с ним встретесь, со страстей осталась чуть жива». Все это давало баснописцу широкие возможности для различных иносказаний, аллегорий, намеков и т. д.[2]
Многие выражения баснописца вошли в разговорный язык на правах пословиц и крылатых речений. Ими, как справедливо заметил Белинский, можно «окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами». Вот часть из них: А он украдкою кивает на Петра; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться; Но Мишенькин совет лишь попусту пропал; Чтоб гусей не раздразнить; Вперед чужой беде не смейся, Голубок; А Васька слушает, да ест; Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона; Наделала синица славы, а моря не зажгла; Услужливый дурак опаснее врага; А дуги гнут с терпеньем и не вдруг; Пускай ослиные копыта знает; Слона-то я и не приметил; Полают да отстанут; Если голова пуста, то голове ума не придадут места; Хоть видит око, да зуб неймет; Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку; Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет; Как белка в колесе; А воз и ныне там; Не дай бог с дураком связаться; Тришкин кафтан; Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем; От ворон она отстала, а к павам не пристала, и многие другие.
В 1812 году Иван Андреевич поступает на службу в Публичную библиотеку в качестве помощника библиотекаря. А на политическом горизонте сгущаются зловещие тучи – летом 1812 года Наполеон начинает войну с Россией. Этой схватке двух императоров, этой Отечественной войне Крылов посвятил не одну басню. Среди них «Кот и повар», «Раздел», «Обоз», «Волк на псарне, «Ворона и Курица», «Щука и кот».
Исторические основы басниВолк на псарнеОдна из самых чудесных басен – «Волк на псарне» – написана в 1812 году. Наполеон в сентябре 1812 года вошел в Москву и ждал «Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля» (А. С. Пушкин) Но «ключ» от страны не предлагали. Москва горела. Продовольствия у французских войск оставалось мало. Тогда Наполеон отправил к Кутузову посла Лористона с предложением перемирия – «мировой». Кутузов отказал.
Крылов, узнав о визите Лористона и отказе Кутузова, написал свою знаменитую баню «Волк на псарне» - о том, как волк, думая, что залез к овцам – в овчарню – «попал на псарню. Видя, что нужно спасаться, он попросил о перемирии. Но мудрый Ловчий ответил ему:
Ты сер, а я, приятель, сед.
И волчью вашу я давно натуру знаю.
И потому обычай мой – с волками иначе
не делать мировой,
как снявши шкуру с них долой.
Сказал – и выпустил на волка гончих стаю.
Крылов прислал басню Кутузову, и Михаил Илларионович после победоносного сражения под селом Красным прочел басню Крылова перед войсками. «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», прочтенных с особенной выразительностью, фельдмаршал снял свою фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура!». В волке все узнали Наполеона, а в мудром Ловчем – Кутузова[5].
КвартетМанифестом императора Александра 1 от 1 января 1810 года было произведено преобразование Государственного совета и создано четыре департамента.
Начальники департаментов первое время никак не могли поделить кабинеты, все пересаживались из кабинета в кабинет.
«Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой – Мордвинова, под Ослом – Завадского, под Козлом – Лопухина, под Медведем – Аракчеева», – писал М. Н. Логинов в 1861 году.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней», –
Им отвечает соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Басни Крылова издавались неоднократно. В 1815 году вышла книга «Басни Ивана Крылова», в 1819 году – «Басни И. А. Крылова» в 6 частях, в 1825 году – «Басни Ивана Крылова» в 7 книгах, в 1830 году – «Басни Крылова» в 8 книгах, в 1834 году – 2-томное издание басен с иллюстрациями А. П. Сапожникова, в декабре 1843 года – «Басни И. Крылова» в 9 книгах.
В январе 1823 года Иван Андреевич получил золотую медаль от Российской академии за литературные заслуги[5].
Таким образом, Басни Крылова учили скромности, трудолюбию, честному служению Отечеству. Строки его басен превращались в пословицы и поговорки, их знали все от мала до велика. Крылов не боялся жизненной правды, неприглядных сторон жизни. Он ничего не приукрашивал, не сглаживал, став одним из зачинателей реализма в русской литературе.
Еще в начале своей литературной деятельности Крылов писал:
Чинов я пышных не искал;
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе, -
В прихожих ползать не ходил,
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе, -
Чин человека, - в нем лишь быть
Я ставил должностью, забавой;
Его достойно сохранить
Считал одной несложной славой.
К другу моему А. И.К. 1793.
Басня «Ворона и Лисица»: от Эзопа до И.А. КрыловаОдин из самых распространенных басенных сюжетов – про Ворона, сыр и Лисицу. Вот как выглядит этот традиционный сюжет в версиях различных авторов:
В басне Эзопа «Ворон и Лисица»:
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед Вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А Лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, Ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
В басне Ж. Лафонтена «Ворон и Лисица»:
Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! Что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, -
То вы – Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв – и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил: «Сударь,
Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, -
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.
В басне А. П. Сумарокова «Ворона и Лисица»:
И птицы держатся людского ремесла:
Ворона сыру кус когда-то унесла,
И на дуб села.
Села,
Да только лишь еще ни крошечки не ела.
Увидела лиса во рту у ней кусок,
И думает она: «Я дам вороне сок:
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану.
Дуб сколько ни высок».
«Здорово, - говорит лисица, -
Дружок воронушка, названая сестрица:
Прекрасная ты птица;
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша;
И попугай ничто перед тобой, душа;
Прекраснее стократ твои павлиньи перья;
Нелестны похвалы приятно нам терпеть.
О если бы еще умела ты и петь!
Так не было б тебе подобной птицы в мире».
Ворона горлушко разинула пошире,
Чтоб быти соловьем,
«А сыру, - думает, - и после я поем:
В сию минуту мне здесь дело не о пире».
Разинула уста
И дождалась поста:
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела;
Хотела есть, не ела:
Причина та тому, что сыру больше нет:
Сыр выпал изо рту лисице на обед[3].
Ну, а басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» все помнят с детства.
Итак, Иван Андреевич Крылов, изучив сюжет басен и глупой вороне и лисице своих предшественников (Эзопа, Ж. Лафонтена, Сумарокова) и взяв их за основу, творчески перерабатывает басни, создавая новое современное произведение.
ЗаключениеВ своей работе я попыталась выявить и рассмотреть наиболее интересные факты жизни и творчества великого баснописца Ивана Андреевича Крылова. Мне было интересно узнать о том, какой путь проделал Крылов к своему призванию писателя-баснописца, узнать о его литературных предшественниках, исторической основе некоторых басен.
Будущий баснописец воспитывался в атмосфере любви к книгам, литературе, поэтому интересы и увлечения его уже в юношеском возрасте были связаны с этим видом искусства.
И.А. Крылов долго ищет свое призвание, однако его искания лежат в сфере литературной деятельности: произведения для театра, журналистика, издательское дело.
Проделав долгий путь, И.А. Крылов наконец находит свое призвание, призвание писателя-баснописца. Именно в этом малом эпическом жанре во всей своей мощи развернулся талант писателя.
Басни И.А. Крылова прочно вошли в сокровищницу русской национальной культуры.
Творчество Крылова-баснописца опирается на вековые традиции и уходит своими корнями в глубокую древность. Особенно большое влияние на басенное творчество Крылова оказали Эзоп и Жан Лафонтен, басенные сюжеты, которых писатель активно использовал в своем творчестве.
Многие выражения баснописца вошли в разговорный язык на правах пословиц и крылатых речений. Ими, как заметил Белинский, можно «окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами».
На примере басен о глупой вороне и лисице я увидела, что Иван Андреевич Крылов изучал басни своих предшественников (Эзопа, Ж. Лафонтена, Сумарокова), часто брал их за основу и творчески перерабатывал басню, создавая новое современное произведение.
Басни Крылова учат скромности, трудолюбию, честному служению Отечеству. Строки его басен превратились в пословицы и поговорки, их знают все от мала до велика.
Крылов не боялся жизненной правды, неприглядных сторон жизни. Он ничего не приукрашивал, не сглаживал, став одним из зачинателей реализма в русской литературе.
Память о великом баснописце А. А. Крылове живет не только в его произведениях, но и закреплена в памятниках, расположенных в Санкт-Петербурге, в Москве, Твери и других городах России.
Мне было интересно работать над выбранной мною темой. Я узнала много нового о жизни и творческом пути великого баснописца. Особенно интересно мне было узнать о том, что многие басни Крылова – это переработки уже известных басенных сюжетов Эзопа и Лафонтена, а также о том, что в баснях И. А. Крылова зашифрованы современные ему события российской жизни.
Басни Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров.
Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления.
ЛитератураАндреева М. С., Короткова М. П. Иван Андреевич Крылов: к 240-летию со дня рождения. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.
Архипов, В. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М.: Моск. Рабочий, 19с.
Басни Ивана Крылова. В восьми книгах. Сороковая тысяча. Санкт-Петербург. В типографии А. А. Плюшара. 1840. В 8-ю д. л. 300 стр.
Басня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб.:1890-1907.
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 – февраль 1841.
Дело было так… Басенки, побасенки. – М.: Белый город, 2008. – 126 с.: ил.
Десницкий, А. В. Иван Андреевич Крылов: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – 143с. – (Биография писателя).
Жуковский В. А. Статья «О басне и баснях Крылова» Впервые опубликовано: «Вестник Европы». 1809. Ч. 45. № 9.
Иванов, В. М. Ларец мудреца: Повесть. – Л.: Лениздат, 1973. – 216с.
Краткий словарь литературоведческих терминов – Литература в таблицах и схемах. 4)
Крылов, И. А. Басни. Словарь языка басен Крылова. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 704с. – («Круг чтения: школьная программа»).
http://ru. wikipedia. org/wiki/Файл:KrylovBasnopisetsByEggink. jpg
http://ru. wikipedia. org/wiki/Крылов,_Иван_Андреевич
http://www. *****/lafonten/
http://www. *****/ezop/