Доклад на тему Организация летней занятости



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Палимовская средняя общеобразовательная школа»
Бузулукского района Оренбургской области














ДОКЛАД
на тему:
«Обобщение опыта работы по программе лагеря дневного пребывания «Луч»




Подготовила: Мастикова И.В.




2016 год



Лагерь «Луч» размещается на базе Муниципального образовательного бюджетного учреждения Палимовская средняя общеобразовательная школа Бузулукского района Оренбургской области с 2013 года.. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий.
1.1. Направленность программы
Программа деятельности летнего лагеря дневного пребывания «Луч» имеет воспитательную направленность и ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
1.2. Актуальность программы ЛДП «Луч» состоит в представлении возможности раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.
Данная программа является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса, в котором реализуется комплексный подход к развитию личности ребенка в процессе интеграции в определенный тип культуры, дающий участнику лагерной смены возможность подойти к вопросу духовно-нравственного самоопределения. Этим обеспечивается её педагогическая целесообразность.
Новизна программы состоит в том, что полученные знания о нормах поведения и этикета, о правилах общения, об эстетике и этике в жизни человека, включая способы вербального и невербального контакта, будут способствовать приобщению к культурным ценностям общества.
1. 3. Цель программы: создание условий для детского отдыха, оздоровления и занятости, для духовно-нравственного развития личности ребенка в каникулярное время.
Задачи:
-создание условий для самореализации, духовно-нравственного и эстетического развития личности;
-формирование положительных взаимоотношений со сверстниками;
-мотивация на позитивное отношение к окружающему миру;
-развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка; -формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
1.4.Основными в организации воспитательной деятельности ЛДП «Луч» являются принципы:
- безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства; - создания разнообразных образовательных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы;
- приоритета индивидуальных интересов, свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий творческого развития и самореализации ребёнка;
-личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил лагеря;
-гуманного характера отношений и оздоровительно-образовательных программ; -конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей; -единоначалия в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. Смена общей численностью 30 человек, делится на 2 отряда (первый отряд «Ромашка» - учащиеся 1-4 классов; второй отряд – «Ровесник» - учащиеся 5-7 классов).
1.6. Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П.
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления - самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
Для реализации образовательных возможностей программы в течение потока с учащимися будут проведены девять «Уроков добра», в ходе которых учащиеся познакомятся с духовно-нравственными ценностями.
В конце каждого дня ребенок заполняет карту настроения и достижений за день.
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с воспитателями по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров. Обязанности командира отряда:
-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
-планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;
-следить за выполнением режимных моментов;
-отвечать за одно из направлений
1.7. Ожидаемые результаты работы лагеря:
- духовно-нравственное и эстетическое развитие детей;
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального и духовно- нравственного опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Критерии оценки результативности программы:
- Поведение ребенка.
- Умение взаимодействовать c другими членами временного детского коллектива. - Отношение ребенка к себе и окружающим.
- Эмоциональное состояние ребенка.
- Уровень представления ребенка о ценностях человеческой жизни. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-День радости – фестиваль достижений;
- итоговые выставки работ,
- игра по станциям.
Содержание образовательного блока программы «Уроки добра»
Первый урок добра. Как стать хорошим другом? (1 час)- Теория: Что такое дружба? Общечеловеческие ценности. Практика: Проблемные ситуации.
Второй урок добра. Почему важно совершать добрые поступки? (1 час) - Теория: Нравственные ценности. Практика: Ролевая игра, акция «Передай добро по кругу»
Третий урок добра. Что такое семья? (1 час)- Теория: Семейные ценности. Практика: Семейная викторина, конкурс рисунков и сочинений.
Четвертый урок добра. Добро и зло. (1 час)- Теория: Добро и зло. Практика: конкурс плакатов
Пятый урок добра. Что такое совесть? (1 час)- Теория: общечеловеческие ценности, золотое правило этики. Практика: беседа о совести.
Шестой урок добра. Что такое милосердие? (1 час) - Теория: Что значит быть милосердным? Организации, спасающие жизни. Практика: акция «Люди! Будьте милосердными!»
Седьмой урок добра. Что такое подвиг? (1 час)- Теория: Герои России. Практика: Поиск информации о подвигах палимовцев и бузулучан.
Восьмой урок добра. Золотое правило. (1 час) - Теория: Главное правило этики. Практика: Тренинг «Зеркало»
Девятый урок добра. Чему мы научились? (1 час) - Теория: Подведение итогов работы. Практика: Заполнение виртуального «Дневника добра», праздник «Уроки доброты»
Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.
Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в лагере «Луч» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей, но главной задачей является духовно-нравственное воспитание. Для реализации поставленных задач в течение потока с учащимися будут проведены семь «Уроков добра», в ходе которых учащиеся познакомятся с духовно-нравственными ценностями.
В работу ЛДП «Луч» включены мероприятия
-по гражданскому воспитанию: «День России», «День родного села», «День сельского хозяйства», «День семьи», «День героев ВОВ».
-по личностному самоопределению: «В объективе – МЫ!», «Знаешь ли ты себя?», «День мальчиков и девочек», «Час веселых испытаний», «День хороших манер», «День именинника».
-по экологическому воспитанию и краеведению: «День родного села», «День сельского хозяйства», «В гостях у сказки», «Секреты домовенка».
- по здоровьесбережению и профилактике вредных привычек: «День пожарной безопасности» , «День ПДД» , «Азбука здоровья», «День шахматистов-шашистов», «Час веселых испытаний» , «О, спорт, ты – жизнь!»
При организации работы смены применяется традиционная форма мероприятий - тематический день в лагере. Программа предполагает реализацию 12 тематических дней различной направленности.




6. Методическое обеспечение программы
- Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью); Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности); Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
-Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Механизм реализации программы
«Луч» - лагерь дневного пребывания, который подразделяется на 2 отряда («Ромашка» и «Ровесник»).
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
- подбор кадров;
-проведение стажерской площадки для педагогов, работников лагеря;
-подготовка методических материалов; -подготовка материально-технической базы. 2. Организационный (июнь): -формирование отрядов; -знакомство с режимом работы лагеря и правилами; -оформление уголков отрядов. 3. Основной (21 день): -образовательная деятельность; -оздоровительная деятельность; -культурно-досуговая деятельность; -патриотическое воспитание; -трудовая деятельность; -методическая работа с воспитателями, вожатыми. 4. Заключительный: -закрытие смены (последний день смены); -сбор отчетного материала; -анализ реализации программы и выработка рекомендаций; -выпуск видеодневника.
Образовательная деятельность в рамках лагеря «Луч» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и музея. Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива. Патриотическое воспитание включает в себя проведение в течение лагерных смен акций «Обелиск», «Как живешь, ветеран?», «Живи, родник» и т.д. Трудовая деятельность подразумевает благоустройство территории школы и села, работу на пришкольном участке.



















7. Список используемой литературы
Афанасьев С.П. Коморин С.В - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
Программа разработана c учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
1. Конвенция ООН оправах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Закон РФ “Об образовании”.
4. Законы Оренбургской области:
- «Об осуществлении и финансовом обеспечении отдыха и оздоровления детей в Оренбургской области» (от 18.12.2009 №3271/751-IV-ОЗ);
- «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями по осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей» (от 18.12.2009 №3272/752-IV-ОЗ)
5.Постановления Правительства Оренбургской области:
- «Об утверждении порядков финансового обеспечения отдыха и оздоровления детей в каникулярное время» (от 05.02.2010 № 49-п).
- «О порядке предоставления и расходования субвенции из областного фонда компенсаций бюджетам органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на финансовое обеспечение мероприятий по отдыху детей в каникулярное время» (08.02.2010 N 59-п;
6. Указ Губернатора Оренбургской области:
- «Об определении уполномоченного органа по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей в Оренбургской области» (от 07.12.2010 №252-ук).
- «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Оренбургской области в 2011 году» (от 08.04.2011 № 199-ук).


15