Внеклассное мероприятие на тему Занимательная химия

Внеклассное мероприятие

«Занимательная химия»


Для учащихся 8 классов.

Учитель: Бочарникова Н.В.

Цель мероприятия: Все учителя химии знают, что учащиеся, пришедшие впервые в кабинет химии, проявляют повышенный интерес к предмету. Они постоянно просят показать интересные опыты, посмотреть, что находится в лаборатории. Но часто этот интерес пропадает при изучении химии. Поэтому учителю необходимо постоянно подкреплять интерес к химии подготавливая интересные занятия. При этом учащиеся расширяют свой кругозор. Данное мероприятие будет способствовать повышению интереса учащихся к предмету химии.

План проведения мероприятия.

Математический фокус с периодической таблицей «Задумай элемент».
География в названиях химических элементов.
Наливание в сосуд определённого объёма воды.
Занимательные опыты.


Ход мероприятия..


Задумайте элемент. Учитель просит одного из играющих задумать любой химический элемент по периодической системе и провести с порядковым номером этого элемента следующие вычисления без сообщения промежуточных результатов.

А) Порядковый номер элемента удвоить.
Б) К произведению прибавить «5».
В) Сумму умножить на «5».
Окончательный результат сообщается учителю, который называет задуманный элемент.
Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент №20 (кальций).
Произведём с числом 20 математические действия: 20х2=40
40+5=45
45х5=225.
От числа 225учитель отбрасывает последнюю цифру и получает число 22. От полученного числа отнимает число 2: 22-2=20. Это и есть номер задуманного элемента.

Такая игра вызывает интерес учащихся к периодической системе Д.И.Менделеева.


География в названиях химических элементов.
В ходе мероприятия Для расширения кругозора учащихся можно расшифровать названия нескольких химических элементов, связанных с историей их открытия.

А) Дубний -элемент №105, назван в честь города Дубны, где расположен Объединённый институт ядерных исследований и где этот элемент был синтезирован в 1970 г.
Б) Франций-выделен французской исследовательницей М.Перей в 1939 г. и позже назван учёной в честь её родины.
В) Тулий- открыт в 1879 г. П.Клеве и назван по латинскому выражению «Фуле», что означает в переводе на русский язык «Крайний север».
Г) Рутений- выделен в 1844г. профессором университета К.К.Клаусом, который назвал новый элемент рутением в честь Рутении-средневекового названия России.
Д) Рений-открыт супругами, немецкими химиками Вальтером и Идой Нолдак в 1927г. и назван в честь Рейнской провинции в Германии.
Е) Полоний-выделен в 1898г. супругами Кюри и назван по латинскому названию родины Марии Склодовской-Кюри-Польши. Название Польши восходит к слову «поле»
Ж) Индий -открыт в 1863 г. с помощью спектроскопа. Название получил за синюю линию спектра (цвета индиго-так испанцы переделали на свой лад латинское слово «индикус» , то есть краска, доставляемая из Индии, «индийская».
З) Гафний-открыт в 1923 г. датским учёным в Копенгагене-по-датски «Копен-хафн», то есть «Купеческая гавань».

И) Галлий-так француз, наследник древних галлов, Лекок де Буабодран назвал экаалюминий Менделеева. Галлами римляне называли своих соседей в Северной Италии и нынешней Франции.

К) Итеррбий, иттрий, тербий, эрбий-названы по имени деревушки Иттерби недалеко от Стокгольма, где был обнаружен минерал, в котором были открыты эти 4 элемента.


3.Конкурс на точность. Наливание самими учащимися воды в пробирку заданного объёма.
Из химического стакана на 100 мл. в пробирку учащимся нужно на глаз налить воды заданного объёма ( например 3, 6, 7 и т д. миллилитров). Отливать воду из пробирки назад в стакан нельзя. Объём воды, наливаемый в пробирку можно проверить с помощью мерного стакана. Этот конкурс развивает у учащихся навык работы с веществами.

4. В заключении мероприятия можно показать несколько занимательных опытов.

А) При наличии в школе электронного термометра можно показать два интересных опыта с повышением и понижением температур раствора.
1.В стакан на 150 мл. можно налить 50 мл. дистиллированной воды, опустить в неё датчик от электронного термометра и приливать по небольшим порциям концентрированной серной кислоты. Температура раствора может подниматься выше 100 градусов. Для безопасности опыта стакан лучше поставить в кристаллизатор. Такую реакцию можно использовать для изготовления химической грелки.
2.Тонкостенный стакан можно поставить на небольшой лист фильтровальной бумаги, смоченной(немного) водой. В стакан нужно налить 100 мл. воды.и.при.перемешивании внести в него 80 граммов хлорида аммония. При растворении этого вещества происходит сильное поглощение тепла. Понижение температуры раствора хорошо видно с помощью электронного термометра. При благоприятных условиях бумага может примёрзнуть к дну стакана.

Б) Опыт с грязной и чистой водой. Учащимся можно показать, как с помощью перманганата калия определяют качество воды. Одну пробирку заполняем чистой водой из под крана, а в другую добавляем несколько капель раствора яичного белка. Добавляем в пробирки немного слабого раствора марганцовки. В чистой воде он станет розовым, а в воде с белком-обесцветится.

В) Горение магния. Для опыта можно пользоваться стружкой магния. Сжигать магний нужно над листом жести, так как от стружки могут отваливаться куски горящего магния. Стружку магния нужно брать пинцетом и поджигать на пламени спиртовки. Пристально смотреть на пламя не следует(предупредить учащихся), это вредно для зрения.

Г) Взрыв смеси бертолетовой соли с серой. Немного кристаллической серы(2-3 кусочка величиной со спичечную головку) хорошо растереть в чистой фарфоровой ступке, так чтобы сера пристала к стенкам. Внести в ступку с серой примерно такое же количество бертолетовой соли и осторожными движениями пестика без надавливания распределить её по стенкам ступки в местах, где пристала сера. Перевернуть ступку, чтобы высыпать остатки порошка, не приставшего к стенкам, после чего сильно потереть пестиком последовательно в нескольких местах ступки, повернувь её открытой частью от себя. Происходят довольно сильные, но безопасные взрывы.

Д) «Звёздный дождь». В тигле перемешивают по три химических ложки перманганата калия, толчённого древесного угля и порошка восстановленного железа. Тигель устанавливаем в лапку штатива и нагреваем пламенем спиртовки. Реакцию проводим на безопасном расстоянии. Под тигель можно положить лист оцинкованного железа. Когда реакция начинается, из тигля (металлического) вылетают яркие искры и происходит образование оксида железа(3).

Е) Опыт взаимодействия алюминия с йодом.
Смешиваем 0,2 г. алюминиевой пудры с 2 г. йода, измельчённого в ступке до порошкообразного состояния. На дно стеклянной банки ёмкостью 0,5л. высыпаем смесь в виде небольшой горки, в её вершине нужно сделать углубление, используя обычную пробирку. Банку нужно закрыть полиэтиленовой крышкой с отверстием, в которое вставляется пипетка с водой.
Для проведения опыта нужно выдавить несколько капель воды из пипетки и наблюдать энергичную реакцию йода с алюминием. Так как она идёт с выделением тепла, часть йода в виде красивых красно-фиолетовых паров испаряется, что хорошо заметно на фоне белого экрана.
Вместо алюминия можно использовать порошок магния (0,3г. магния и 2,5г.йода) или цинка ( 0,6 г. цинковой пыли и 2,5 г. йода). Нужно учесть, что если порошковый алюминий или цинк хранились достаточно долго, на их крупинках образовалась гидроксидная плёнка и опыт может не получиться. В этом случае рекомендуется заново растереть данные порошки в ступке.

После окончания опытов , нужно подвести итоги и ещё раз напомнить учащимся, что с веществами нужно обращаться осторожно и никогда не смешивать вещества, если неизвестны их химические свойства.


5. Используемая литература:

Бочарова С.И. Занимательные материалы по химии 8 класс .Издательство «Корифей» 2006г.
Верховский В.Н. Смирнов А.Д. Техника химического эксперимента Том№1 М.Просвещение 1973.






15