Внеклассное мероприятие по физике на тему Занимательная физика (7-11 классы)


Внеклассное мероприятие по физике 7,9,11 классы (слайд 1.)
Игра - путешествие «Занимательная физика»
Во всем виноват Эйнштейн.
В 1905 г. он заявил, абсолютного покоя нет,
и с тех пор его действительно нет
(Сценка - слайд 2.) (Ликок Стивен Батлер)
Цель: повторение и систематизация изученного материала по теме «Механика», показать умение применять теорию на практике при решении качественных, экспериментальных и логических задач, развитие мышления , познавательного интереса.
Ход мероприятия
Сценка.
Однажды я была свидетелем такой сцены: едут два мальчика в автобусе и спорят:
Вася: - Виталя, я тебе говорю, мы движемся.
Виталя: - Нет, мы не движемся.
Вася: - Нет ты не прав, мы же проехали большое расстояние от школы, а значит движемся.
Виталя: -Вася мы с тобой стоим на одном месте и по автобусу не бегаем, следовательно находимся в покое.
Как вы считаете, кто из мальчиков прав?
(Ответ: оба мальчика правы! Мальчики движутся относительно школы и покоятся относительно автобуса.)Учитель: Мы знаем, что покой и движение относительны, т.е. зависят от выбора системы отсчета.
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята, уважаемые гости.
Сегодня в путешествие по стране знаний на поезде отправятся две команды из 7-9-11 классов поговорим о движении, об относительности движения, видах движения, решая экспериментальные, качественные и логические задачи, покажите как вы умеете работать в группе.
Презентация Игры.
(Слайд 3.)
Хочу напомнить вам правила работы в группах.
Работаем вместе, чтобы достичь общей цели.
Помогаем каждому достичь успеха.
Успех одного приносит пользу всем.
Помогаем друг другу.
Сотрудничаем.
Разбираемся в возникающих вопросах.
Приобретаем знания.
Делимся знаниями с другими.
Зная правильный ответ, поднимите флажок.
За каждый правильный ответ участники получают жетон (звездочку).
Команда, которая наберет больше жетонов станет победителем.
2. План - Игры. (Слайд 4.)-
На доске висит карта, на которой обозначен план движения поезда.
Станция «Здравствуйте, я физика!». Поезд отправляется к первой станции, а пока он едет, нужно ответить на вопрос: Какое название носит линия, обозначенная на нашей карте? ( Траектория)
Станция «Всезнайки». (Слайд 6.) (Разминка, команды отвечают на вопросы по очереди).
Для 9 класса:
Сила с которой Земля притягивает все тела, находящиеся на ней или вблизи нее.
А) сила трения
В) сила упругости
С) сила тяжести
Равна mg , если тело Земли покоится или движется равномерно и прямолинейно
А) сила тяжести
В) сила упругости
С) сила трения
Где на Земле предметы тяжелее и почему?
А) на северном полюсе
В) на экваторе
С) вежде одинаково тяжелы (Ответ: на северном полюсе, т. к. там больше ускорение свободного падения g = 9,83)
4) Падающее тело весит…
А) меньше, чем покоящеесяВ) больше, чем покоящеесяС) они весят одинаково
5) ВИДЕОВОПРОС Почему капля дождя имеет круглую форму?
А) из-за отсутствия веса
В) из – за малого размера
С) из – за действия воздуха
Для 7 класса(Слайд 7.)
1) Длина траектории, по которой двигалось тело в течении какого - то промежутка времени, называют
А) путь
В) перемещение
2) Обычно пройденный путь больше длины перемещения. Перемещение и траектория движения совпадают по модулю лишь при ..
А) при прямолинейном движении
В) при криволинейном движении
3) Можно ли принять за материальную точку самолет прилетевший из Алматы
в Уральск?
А) да
В) нет
4) При поездке в такси , что мы оплачиваем? Путь или перемещение?
А) путь
В) перемещение
5) Чем отличается путь и перемещение?
А) модулем
В) направлением
Станция «Отгадайка.» (Слайд 8.) Попадая на эту станцию, учащиеся должны выполнить задание у себя на листочке, а затем на школьной доске. Учащимся раздаются карточки с формулами, где вместо одной из величин стоит звездочка:
1 команда (7 кл)
1) m = V . *( Ответ: ρ)2) S = t . * ( Ответ: υ )3) m1 = υ2 ( Ответ: υ1)
m2 *
2 команда ( 9 кл)
4) Fупр = * . l ( Ответ: k)
5) S =υ0* + а t2
2 ( Ответ: t)
6) P = m . * ( Ответ: g)
Станция музыкантов. (Слайд 9.)
Прослушав фрагменты песен, учащиеся должны ответить на вопросы
(Для 7 класса) О каком виде движения поется в этой песне?
Дайте определение равномерного и неравномерного движения.
«…Голубой вагон бежит, качается.
Скорый поезд набирает ход.
Ах, зачем же этот день кончается?
Пусть бы он тянулся целый год!»
(Ответ: Равномерным называется такое движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути . Неравномерным называется такое движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит разные пути , поэтому в этой песне речь идет о неравномерном движении. )
(Для 9 класса) (Слайд 10.) Почему в песне, и вообще, снег падает? Как определить силу тяжести, куда она направлена, в каких единицах измеряется, напишите формулу для расчета.
«Такого снегопада, такого снегопада
Давно не помнят здешние мест.
А снег не знал и падал,
А снег не знал и падал,
Земля была прекрасна, прекрасна и чиста.»(Ответ: Сила тяжести, действующая на тело любой массы равна массе тела, умноженной на 9,8 Н/кг, т.е. Fтяж = mg. Направлена эта сила перпендикулярно вниз к поверхности земли, а измеряется в Ньютонах)5.Станция мудрецов. (время на решение 5 минут) (Слайд 12.)
1) При каком условии ворона может сесть на крышу автомобиля, движущегося
по шоссе?
(Ответ: Это возможно лишь в том случае, когда скорость птицы равна скорости
автомобиля, причем птица должна лететь в ту же сторону , что и автомобиль.)
2)Каким образом можно бросить мяч так, чтобы он , пролетев некоторое
расстояние, остановился и начал двигаться в обратном направлении?
(Ответ: этого можно, если бросить мяч вертикально. Когда он поднимется на
определенную высоту, то на мгновение остановится, а после начнет двигаться
обратно.)
6. Станция «Елки - палки» (Слайд 13.) (кто первый ответит)
На этой станции ребята сталкиваются с лесом, который не дает им дальше идти. Чтобы продолжить путь, им необходимо исправить ошибку: на полке стоят две банки из под кофе, на одной из них написано вес 100 г , а на другой - масса 100 г. Найдите ошибку.
(Ответ: единица веса и массы разные, вес измеряется в Ньютонах, а масса в граммах.)
7. Станция «Соображайка». (Слайд 14.)
Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
Юля утверждает, что Лариса толще ее. Они решили это проверить, пошли на каток, взяли с собой только рулетку и решили мучащую их проблему. Как у них это получилось? (Ответ: Юля и Лариса оттолкнулись от бортика, и потом измерили расстояния, на которые они разъехались . Лариса проехала меньше расстояние, чем Юля, значит она была все же толще.)
По правилам дорожного движения, перебегать дорогу перед близко идущей машиной ни в коем случае нельзя. Почему?
(Ответ: машина едущая с определенной скоростью , даже тогда резко затормозит , в силу инерции не успевает быстро затормозить.)
Витя утверждает, что он в состоянии невесомости бывает много раз в день .
Правда ли это, ведь это возможно только в космическом корабле.
(Ответ: когда мы подпрыгиваем, наши ноги не касаются никакой опоры, следовательно, на какое –то мгновение мы пребываем в состоянии невесомости.)
Подведение итогов. (Слайд 15.)Вот мы и добрались до конечной станции, подведем итог . Итогом работы каждого ученика является итог группы.
Победителями становится та команда, которая набрала больше жетонов.
А завершить хочется словами Конфуция:
«Три пути ведут к знанию:
путь размышления - это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий, и
путь опыта – это путь самый горький».
Не важно каким путем человек получает истинные знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.