Внеклассное мероприятие Игра-путешествие по стране занимательная биология


Игра-путешествие по стране «Занимательная биология»
Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе.
Цели и задачи: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, зоологии, экологии; развивать умение логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других; формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу, воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний.
Оборудование: карточки, календарики,  семена фасоли, компьютер, слайды.
Ход занятия
   Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Занимательная биология». Мы будем останавливаться  на разных станциях и участвовать в разных занимательных конкурсах. От вас, ребята, требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления. Не сбиться с пути и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия (лист с картой путешествия вывешивается на доску). У нас сформировались две команды. Та команда, которая доедет до конечной станции быстрее, станет победителем, и будет награждена медалями «Знаток природы». Каждый конкурс будет оценивать жюри. Чтобы отправиться в путь, нужно отгадать название наших команд.
1-й конкурс: «Отгадай цветочное название команды»
    Капитаны команд загадывают загадки о своем цветке. После того, как соперники отгадают загадку, участники команды показывают изображение этого цветка и зачитывают приготовленные стихотворения о нем.
Команда 1.
 Загадка:
Золотая середина, и лучи идут кругом.
Это может быть картина: солнце в небе голубом.
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветы ………….
 (Ромашка).
Стихотворение:
Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки,
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Команда 2.
Загадка:
Подрастет – нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.И зовут его, ребята, просто ………….        
(Одуванчик).  
Стихотворение:        
Когда идешь тропинкою,        
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарикиНа стройных стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются        
От ветерка с реки.        
Но лишь пройдется осенью        
Других ветров волна,        
Срываются, взвиваются        
На воздух семена.        
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес...
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
Итак! С командами мы познакомились! Отправляемся в путешествие по стране Занимательная биология! Готовы! В добрый путь!
Первая остановка – «Корзина загадок». Будьте внимательны, ведь здесь вас ждут интересные загадки. Учитель загадывает командам загадки о растениях и животных. Если загадка разгадана, балл получает команда, разгадавшая загадку,  если ответ не найден – ход переходит к другой команде. Жюри, считайте!
Желтая курицаПод тыном дуется.Толста и желтокожа,
Всю жизнь проводит лежа.
                                       (Тыква.)
Неказиста, шишковата,А придет на стол она,Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
                     (Картофель.)
В земле сидит,Хвостом вверх глядит,Сахар из нее можно добыть,Вкусный борщ сварить.
                           (Свёкла.)
Растет зеленый кустик,
Дотронешься - укусит.
                       (Крапива.)
Домовитая хозяйкаПолетает над лужком,Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
                            (Пчела.)
На ромашку у ворот        Опустился вертолет,Золотистые глаза.
Кто же это?
                 (Стрекоза.)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивает шелком круг.
                             (Паук.)
Прыг-скок трусишка,
Хвост - коротышка.
Одежда - в два цвета:
На зиму и лето.
                        (Заяц.)
Землекоп почти слепой
Строит город под землей.
                                (Крот.)
Великан в бору живет.
Он сладкоежка, любит мед.
Когда испортится погода,
Ложится спать - да на полгода.
                               (Медведь)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
                      (Воробей.)
Он в своей лесной палатеНосит пестренький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит – и легче.
                          (Дятел)
Слово жюри.
Едем дальше.
Вторая остановка: «Ягодная»
   Командам нужно решить «Ягодный кроссворд», вписав в клеточки названия плодовых и ягодных растений. Задание нужно выполнить как можно быстрее и правильно. Продолжительность конкурса 5 минут.

Например, слива, малина, ежевика, клубника, земляника, костяника.
Слово жюри.
Третья остановка «Цветочная» -  конкурс капитанов «Рассказ о своем цветке»
    Капитаны сообщают заранее приготовленную информацию о растениях, выбранных в качестве эмблемы.
Капитан команды «Ромашка»:
    Ромашка - однолетнее травянистое растение. Растет в полях, в огородах, около жилища человека. Цветет в мае-июне. Плоды созревают в июле-августе. Корневая система стержневая, стебель сильноветвистый.
    Ромашка - лекарственное растение. Отвар или настой из высушенного растения применяется внутрь при заболеваниях органов пищеварения. Применяют также для полоскания полости рта и горла при ангинах, ларингитах. Очень полезно после мытья ополаскивать настоем ромашки волосы.
Капитан команды «Одуванчик»:
    Одуванчик - многолетнее растение. Травянистое, с золотисто-желтыми цветами. Растет на лугах, лесных опушках, полянах, в парках, садах и огородах. Цветет в апреле - июне, плоды созревают в мае - июне. Листья простые, собранные в прикорневую розетку, стержневая корневая система.
    Одуванчик находит применение в медицине. Об этом говорит даже его научное название - «лекарственный». Из корней одуванчика готовят средство для лечения болезней пищеварительной системы. Молодью листья одуванчика используют для приготовления салатов. Соцветия - для приготовления варенья и для лечения простудных заболеваний. 
 Слово жюри.
Четвертая остановка - «Овощная арифметика»
Нужно быстро и правильно решить задачку.
1. Для формирования и созревания кабачка требуется 60 дней.Когда можно будет снять первые плоды, если посадить семена кабачкав грунт 1 июня?
(Ответ: 30 июля).
Пятая остановка: «Песенная».
- Команды приготовили частушки с биологическим уклоном. Послушаем?
Мы, Авзянские девчата,
Красоты рекорды бьем.
Красоты своей рецепты
В огороде мы берем.
У меня фигурка тонка
И высокий каблучок.
Я не буду есть котлеты,
Мне пожарьте кабачок!
Почему в шкафу у мамы
Стало очень пусто?
Все наряды я надела,
Как кочан капусты.
Вся в царапинах ты, Зина!
Кошка, что ль, тебя драла?
Ох, ходила по малину,
На пирог вот набрала.
В синих шариках, ура,
 Бабушкина слива!
Буду жить теперь под ней
Сладко и счастливо.
Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка.
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока.
Тыкву нашу поливали
Утром, вечером и днем.
Тыква выросла большая,
И теперь мы в ней живем!
Оля бусы из рябины
Нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее,
Надо ей жирафом стать.
Воду нужно кипятить,
Чтоб микробы в ней убить.
Ах, ты, мама, хочешь, чтобы
Пил я дохлые микробы!
Мышку в клетку я поймал
И там запер крепко:
Нам поможет  убирать
В огороде репку.
Отдохнули, едем дальше.
Следующая остановка «Научная».
Нужно отгадать кроссворд "Наука о растениях".
    Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих  растений.
   Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей растения (ботаника). Члены команд по очереди выходят к доске и вписывают в кроссворд названия растений. Команда,  выполнившая задание, получает максимум 4 очка.
Ответы:
рябина
шиповник
капуста
ландыш
пшеница
земляника
кукуруза
василек
Слово жюри.
Следующая остановка «Экологическая»
     Ребята, нам пришло письмо. Нам пишет ученик младшего класса. Летом он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как они вели себя в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку - 1 очко.
Рассказ ученика.
    Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц.) Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует - разрушается грибница.)   Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Все равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет.) Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землей или залить водой.) В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует.) Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой - в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо.) Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник.)
     Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.)
    С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
   Команды называют ошибки, зарабатывают очки.
Следующая остановка «Зоологическая»
От каждой команды участвуют по одному человеку. Командам показывают картинку с изображением животного. Команда описывает животное, не называя его. Задача ученика – быстро и правильно «разгадать» изображение на картинке. За каждое правильно отгаданное животное – очко.
Остановка: «Поймай птицу»
Командам раздают наборы карточек с цветными буквами. За одну минуту нужно собрать название птиц.
1 команда: СОРОКА, ГРАЧ, ЛАСТОЧКА, ПАВЛИН, ГАЛКА.
1 команда: СОЛОВЕЙ, ДЯТЕЛ, СОВА, КЛЕСТ, ВОРОБЕЙ.
Остановка «Всезнайка»
Команда, первая ответившая правильно на вопрос, получает очко.
1.        «Отец медицины» Гиппократ восхвалял этот овощ как одиниз самых полезных даров природы. А знаменитый римский врач XI в.Гален назвал его «золотым оранжевым корнем». Что это?
(Морковь).
2. В гробницах египетских фараонов находят изготовленные издерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. Что это за овощ?
(Лук).
3. В каком овоще наибольшее количество витамина «С»?
(Перец).
4. Это растение 6 тысяч лет выращивают на американском континенте. Его плоды богаты белками, по питательности приближаются кмясу. Что это за растение?
                                       (Фасоль).
5.        Что означает слово «помидор»?
(В переводе с итальянского «помо доро» означает «золотое  - яблоко». А в переводе с французского - «яблоко любви»).6.        Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять впишу?
(В них образуется ядовитое вещество соланин).
7.        Это растение имеет много названий - «чуньо», «тартуфелъ»,«чертовы яблоки», «нечестивый плод». Что это за растение?
(Картофель).
   По количеству заработанных баллов определяется команда-победитель.
Жюри подводят итоги.
Победители награждаются медалями «Знаток природы».
Ведущий: На этом наше путешествие по стране «Занимательная биология» завершается. Вам понравилось?
Хоть и путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем занятье
Вновь продолжится игра!
Всем спасибо!