Методическая разработка урока по теме Устройство персонального компьютера


Государственное бюджетное учреждение профессионального образования
Пензенский областной медицинский колледж
Кузнецкий филиал
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Устройства персонального компьютера»
По учебной дисциплине «Информатика»
Специальность: 31.02.05 «Стоматология ортопедическая»
Составил:
преподаватель Ильичева Е.В.
2017
Тема: «Устройства ввода и вывода информации»
Специальность: Стоматология ортопедическая
Группа: 501
Продолжительность занятия: 45 мин.
Место проведения занятия: 17 аудитория
Тип занятия: закрепление изученного материала
Вид занятия: практическое
Тип занятия: усвоение новых знаний на основе имеющихся
Форма проведения занятия: игра-соревнование
Цели: Формирование знаний по применению устройств ввода и вывода в дальнейшей профессиональной деятельности студентов.
Задачи занятия:
1. Закрепить знания по теме «Устройства персонального компьютера», устройствами вводи и вывода. Выяснить, как применяются устройства ввода и вывода в профессиональной деятельности студентов.
2. Развить навыки индивидуальной и групповой работы, познавательного интереса, творческих способностей, логического мышления, навыков самопроверки и взаимопроверки, способностей сравнивать, сопоставлять делать выводы.
3. Способствовать формированию личности студента, готового к жизни в современном информационном обществе, устойчивого интереса к изучению предмета «Информационные технологии в профессиональной деятельности»; подготовить к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию в будущей трудовой деятельности, развивать умение работать в команде.
Методическая цель: демонстрация применения интерактивной доски при изучении темы; показ применения игровых технологий обучения.
Студент должен знать:
названия и назначение основных устройств компьютера;
устройства ввода и вывода персонального компьютера.
Студент должен уметь:
отбирать из всего разнообразия устройств ввода и вывода компьютера устройства, необходимые для реализации той или иной профессиональной задачи.
Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения темы «Устройства персонального компьютера» студенты используют для освоения следующих общих компетенций:
ОК, формируемые на занятии:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Внутрипредметные связи:
Создание, редактирование, форматирование и печать текстового документа в программе МS Word.
Работа в среде табличного процессора MSExcel.
Возможности МS Power Point.
Межпредметные связи:
1. Использованиеустройств компьютера при изучении специальных дисциплин.
Материально-техническое оснащение занятия:
Презентационная программа, адаптированная для интерактивной доски;
Интерактивная доска;
Компьютер;
Раздаточный материал;
Ответы к заданиям (для жюри).
Литература:
1. Информатика для сузов: учебное пособие / П. П. Беленький (и др.) – М. : КНОРУС, 2007.
2. Медицинская информатика: практикум / В. Я. Гельман – Питер, 2002 г.
3. Информатика: учебник / А. А. Хлебников. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. (среднее профессиональное образование)
Кто ничего не замечает,Тот ничего не изучает.Кто ничего не изучает,Тот вечно хнычет и скучает.Ф. Сеф
Основные этапы занятия
№ Этап занятия Деятельность преподавателя Деятельность студентов Цель Время
1 Организационный момент Проверяет внешний вид студентов, готовность аудитории к занятию. Выясняет причину отсутствия студентов. Сообщает бригадир. Мобилизация внимания студентов для работы на занятии. 1 мин.
2 Сообщение темы занятия, определение целей, плана занятия. Преподаватель:
Добрый день, дорогие друзья!
Тем, кто учит информатику,
Тем, кто любит информатику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить информатику,
Посвящается наше занятие.
- Приглашаю всех вас отправиться со мной в весёлую страну «Информатики». Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность.
- Занятие наше будет проходить в форме игры-соревнования между двумя командами.
- В соревновании – 7 заданий по 2-3 минуты каждое, которые оцениваются определенным количеством баллов.
- В конце занятия подведем итоги и выставим оценки.
- А подводить итоги соревнования будут.......................... Поприветствуем их!
- Итак, все участники соревнования на месте, жюри на месте – мы можем начинать!
- Тема нашего занятия «Устройства персонального компьютера». (Слайд 3)
- Цель: продолжить знакомство с основными устройствами компьютера, устройствами ввода и вывода. (Слайд 4) Слушают преподавателя. Записывают в тетради тему занятия.
Мотивация и активизация учебной деятельности.
2 мин.
3 Задание № 1
«Информатика в рифмах» Преподаватель:
А начнём мы с поэтической странички «Информатика в рифмах». Но вот беда коварные вирусы поникли в наш компьютер и испортили все файлы. Вам требуется восстановить оригиналы стихотворений – вставить пропущенные слова.
Приложение № 1. Слайды № 5-6. Обсуждают в группах решение задания. Вставляют пропущенные слова в стихотворения. Активизация познавательной деятельности. 2 мин.
4 Проверка задания № 1. Предлагает командам по очереди записать на слайдах пропущенные слова.
Слайды № 7-16. Записывают на интерактивной доске пропущенные слова. Воспроизводство и корректировка пропущенных слов 2 мин.
5 Задание № 2
«Компьютерные синонимы» Преподаватель:
Не секрет, что компьютерщики любят называть устройства компьютера по-своему и некоторые из устройств имеют два и больше названий. Задание № 2 – «Компьютерные синонимы». Для каждого из приведенного слова указать его синоним.
Приложение № 2. Слайды № 17-18 Обсуждают решение задания в группах. Развитие памяти, логического мышления, умения работать в группе. 2 мин.
6 Проверка задания № 2. Предлагает командам по очереди записать на слайде соответствующие синонимы.
Слайд № 19. Записывают на интерактивной доске по очереди пропущенные слова. Развитие памяти, логического мышления. 2 мин.
8 Проверка задания № 3. Предлагает командам по очереди составить новые слова на интерактивной доске.
Слайд № 20. Составляют новые слова на интерактивной доске. Развитие логики, творческих способностей 2 мин.
9 Задание № 4
«Опознай пословицу» Преподаватель:
Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.
Приложение № 4, Слайды № 21-22. Обсуждают в группах решение задания. Составляют пословицы Развитие логики, творческих способностей 2 мин.
10 Проверка задания № 4. Предлагает командам по очереди назвать оригиналы пословиц и поговорок. (программистские версии высвечиваются на экране).
Слайд № 25 Называют по очереди пословицы и поговорки. Развитие логики, творческих способностей 2 мин.
11 Физминутка Проводит физминутку. Выполняют упражнения. Формирование осознанного отношения к своему здоровью. 2 мин.
12 Подведение итогов Предлагает жюри подвести предварительные итоги конкурсов. Слушают. Подведение итогов 1 мин.
13 Задание № 5
«Отгадай ребус» Напоминает правила отгадывания ребусов. Предлагает отгадать ребусы.
Приложение № 5. Слайды № 26-29 Обсуждают в группах решение задания. Вспоминают правила. Развитие памяти, логического мышления, умения работать в группе. 2 мин.
14 Проверка задания № 5. Предлагает командам по очереди не только отгадать ребусы, но и сказать о том, для чего применяются названные устройства.
Слайды № 30- Отгадывают ребусы. Называют применение устройств. Развитие памяти, логического мышления, умения работать в группе. 2 мин.
15 Задание № 6
«Перечисли устройства» Преподаватель:
Для развития ваших профессиональных качеств, таких как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, сообразительность – наш пятый конкурс. На экране вы увидите устройства, вам необходимо будет запомнить и затем записать их названия.
Приложение № 2, Слайды 37-57 Запоминают и воспроизводят названия устройств ввода и Приложение № 5
вывода информации, появляющиеся на экране. Развития профессиональных Приложение № 5
качеств: внимания, быстроты реакции. 2 мин.
16 Проверка задания № 6 Предлагает командам по очереди опознавать устройства компьютера.
Слайды № 58-78 Называют устройства компьютера. Развития профессиональных качеств: внимания, быстроты реакции. 2 мин.
17 Задание № 7
«Заполнение таблицы» Предлагает студентам, пользуясь ответами к заданию № 6, распределить устройства компьютера по их предназначению (ввода или вывода) и заполнить таблицу.
Приложение № 7, Слайд № 79-80 Обсуждают в группах решение задания. Заполняют таблицу. Развитие навыков структурирования материала. 2 мин.
18 Проверка задания № 7 Предлагает группам по очереди, пользуясь интерактивной доской, распределить устройства компьютера по их назначению.
Слайд № 81 Пользуясь приемом «dregdrop», заполняют таблицу на интерактивной доске. Развитие навыков структурирования материала. 2 мин.
19 Подведение итогов Предлагает жюри подвести предварительные итоги конкурсов. Слушают Подведение итогов 1 мин.
20 Задание № 8
Преподаватель предлагает выполнить творческие задания:
Задание первой команде:Представьте, что вы пошли на практику в стационар и руководитель практики дал вам задание – провести беседу с больными на тему «Грипп и его профилактика». Перечислите, какими устройствами ввода и вывода компьютера вы при этом можете воспользоваться. Заполните таблицу.
Задание второй команде:Представьте, что вы пошли на практику в больницу и руководитель практики дал вам задание – снять видеоролик на тему «Жизнь без сигареты» и показать его пациентам. Перечислите, какими устройствами ввода и вывода компьютера вы при этом можете воспользоваться. Заполните таблицу.
Приложение № 8, Слайд № 82-84 Обсуждают в группах решение задания. Заполняют таблицу. Развитие мышления, творческих способностей. 3 мин.
21 Проверка задания № 8 Предлагает командам перечислить устройства, необходимые для решения поставленных задач, описать их назначение. Перечисляют необходимые устройства и называют их применение.
Развитие мышления, творческих способностей. 4 мин.
22 «Компьютерный верификатор» Преподаватель:
Пока жюри подсчитывает окончательные результаты конкурсов, предлагаю конкурс «Компьютерный верификатор», где вам необходимо ответить «да» или «нет». Отвечают по очереди «да» или «нет». Развитие логики, мышления. 1 мин.
23 Подведение итогов. Выставление оценок. Предлагает жюри подвести окончательные итоги конкурсов. Предлагает капитанам команд оценить работу каждого студента.Оценивает работу групп в целом. Слушают. Анализ результатов работы, оценка действий, знаний и умений. 1 мин.
24 Домашнее задание Преподаватель:
Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведёт его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
«Мой компьютер – лучший друг»
В.А. Агафонов
Задает домашнее задание. Слушают, записывают. Закрепление знаний по изученной теме. 1 мин.
№ 1
«Информатика в рифмах» № 2
«Синонимы» № 3
«Пословицы» № 4
«Ребусы» Предварительные
итоги № 5
«Устройства ПК» № 6
«Заполнить таблицу» № 7
Домашнее задание Итого Всего
баллов
максимальное
кол-во баллов
за конкурс 11 10 10 7 38 20 20 ... 20 + ... 1 команда 2 команда Сводная таблица результатов
Приложение № 1
КОМАНДА: _________
Задание 1: Отгадайте термины, о которых идёт речь в стихотворении
Оглянись, дружок, вокруг!
Вот ………… – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит.
Наверху машины всей
Размещается …………… –
Словно смелый капитан!
А на нем горит …………
Ну а рядом главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут …………....
Как заправский эрудит
Он легко руководит
Вычислительным процессом
Ум компьютера – ………….
Эту ………. даже мама
Может смело в руки брать.
У неё на спинке кнопки,
Чтоб программы выбирать.
Кнопочки на ней всегда
Нажимаем без труда.
Да и пальцам физкультура
Это вот – …………………
А вот это …………., братцы,
Тут нам надо разобраться,
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ……….. –
Там записаны программы
И для папы, и для мамы!
Чтобы мысль не потерять,
Нужно в файл всё записать,
А потом без всякой спешки
В файле сохранить на ………
На вопросы даст ответ
Наш помощник – Интернет.
Письма быстро получаем,
к телефону подключаем
Вещь, известную не всем!
Называется ………………
Приложение 1
Для жюри
Ответы к заданию 1: Отгадайте термины, о которых идёт речь в стихотворении
Оглянись, дружок, вокруг!
Вот компьютер – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит.
Наверху машины сей
Размещается дисплей –
Словно смелый капитан!
А на нем горит экран.
Ну а рядом главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Это блок зовут системным.
Как заправский эрудит
Он легко руководит
Вычислительным процессом
Ум компьютера – процессор.
Эту мышку даже мама
Может смело в руки брать.
У неё на спинке кнопки,
Чтоб программы выбирать.
Кнопочки на ней всегда
Нажимаем без труда.
Да и пальцам физкультура
Это вот – клавиатура
А вот это принтер , братцы,
Тут нам надо разобраться,
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится дискета –
Там записаны программы
И для папы, и для мамы!
Чтобы мысль не потерять,
Нужно в файл всё записать,
А потом без всякой спешки
В файле сохранить на флешке.
На вопросы даст ответ
Наш помощник – Интернет.
Письма быстро получаем,
к телефону подключаем
Вещь, известную не всем!
Называется модем.
Приложение 2
КОМАНДА:____________
Задание 2: Для каждого из приведённых слов укажите его синоним.
КОМПЬЮТЕР –
ВИНЧЕСТЕР –
СИСТЕМНАЯ ПЛАТА –
ДИСКЕТА –
МОНИТОР –
НОУТБУК –
БИНАРНАЯ –
СD-R –
ПОДМЫШКА –
10. КЛИК –
Приложение 2
Для жюри
Ответы к заданию 2: Для каждого из приведённых слов укажите его синоним.
КОМПЬЮТЕР – ЭВМ, ПК
ВИНЧЕСТЕР – ЖЁСТКИЙ ДИСК
СИСТЕМНАЯ ПЛАТА – МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА
ДИСКЕТА – ГИБКИЙ ДИСК (ФЛОППИ-ДИСК)
МОНИТОР – ДИСПЛЕЙ (ЭКРАН)
НОУТБУК – ПОРТАТИВНЫЙ КОМПЬЮТЕР
БИНАРНАЯ – ДВОИЧНАЯ
СD-R – ЛАЗЕРНЫЙ ДИСК
ПОДМЫШКА – КОВРИК ПОД МЫШКОЙ
10. КЛИК – ЩЕЛЧОК
Приложение 3
КОМАНДА:_________________
Задание 3: Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.
ПРОГРАММИСТСКАЯ ВЕРСИЯ ОРИГИНАЛ ПОСЛОВИЦЫ
Компьютер — лучший друг. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. На дисплей неча пенять, коли видеокарта кривая. По ноутбуку встречают, по уму провожают Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. Мал микропроцессор, да дорог. Плоха та мышка, которая одну кнопку имеет. Компьютер памятью не испортишь. Вирус не грянет – пользователь не перекрестится. Плох тот программист, который не мечтает стать Биллом Гейтсом. Приложение 3
Для жюри
Ответы к заданию 3: Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.
ПРОГРАММИСТСКАЯ ВЕРСИЯ ОРИГИНАЛ ПОСЛОВИЦЫ
Компьютер — лучший друг. Книга - лучший друг
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.
На дисплей неча пенять, коли видеокарта кривая. На зеркало неча пенять, коли рожа кривая.
По ноутбуку встречают, по уму провожают По одежке встречают, по уму провожают.
Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. Дареному коню в зубы не смотрят.
Мал микропроцессор, да дорог. Мал золотник, да дорог.
Плоха та мышка, которая одну кнопку имеет. Плоха та мышка, которая одну норку имеет.
Компьютер памятью не испортишь. Кашу маслом не испортишь.
Вирус не грянет – пользователь не перекрестится. Гром не грянет – мужик не перекрестится.
Плох тот программист, который не мечтает стать Биллом Гейтсом. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Приложение 4
КОМАНДА:_________________
Задание 4: Отгадай ребус
Ребус 1:
,
,
Ответ:________________
Ребус 2:
,
,
,
Ответ:_________________
Ребус 3:
,
,
,
,
,
Ответ: ________________
Ребус 4:
24765104140
Ответ: _________________
Ребус 5:
Ответ: _________________
Ребус 6:
Ответ: _________________
Ребус 7:
Ответ: _________________
Приложение 4
Для жюри
Ответы к заданию 4: Отгадай ребус
Ребус 1:
,
,
Ответ: монитор
Ребус 2:
,
,
,
Ответ: дисковод
Ребус 3:
,
,
,
,
,
Ответ: компьютер
Ребус 4:
26035102235
Ответ: клавиатура
Ребус 5:
Ответ: информатика
Ребус 6:
Ответ: принтер
Ребус 7:
Ответ: колонки
Приложение 5
КОМАНДА: _____________
Задание 5:
Записать названия устройств компьютера, увиденные на экране.
Приложение 5
Для жюри
Ответы к заданию 5: Записать названия устройств компьютера
Ответы 1 команда 2 команда
мышка монитор модуль оперативной памяти клавиатура web-камера видеоадаптер процессор жесткий диск сканер дисковод микрофон принтер колонки проектор фотоаппарат материнская плата видеокамера устройство видеонаблюдения электронный микроскоп документ-камера ИТОГО: Приложение 6
КОМАНДА:________________
Задание 6: Пользуясь ответами к заданию № 5, распределите устройства компьютера по их назначению (ввода или вывода) и заполните таблицу:
мышка, монитор, модуль оперативной памяти, клавиатура, web-камера, видеоадаптер, процессор, жесткий диск, сканер, дисковод, микрофон, принтер, колонки, проектор, фотоаппарат, материнская плата, видеокамера, устройство видеонаблюдения, электронный микроскоп, документ-камера.
Устройства
ввода Устройства Устройства
вывода
1 1 1 2 2 2 3 3 3 4 4 4 5 5 5 6 6 6 7 7 7 8 8 8 9 9 9 10 10 10 Приложение 6
Для жюри
Ответы к заданию 6: Пользуясь ответами к заданию № 5, распределите устройства компьютера по их назначению (ввода или вывода) и заполните таблицу.
Устройства
ввода 1 2 Устройства 1 2 Устройства
вывода 1 2
1 мышка 1 модуль оперативной
памяти 1 монитор 2 клавиатура 2 видеоадаптер 2 принтер 3 web-камера 3 процессор 3 колонки 4 сканер 4 жесткий диск 4 проектор 5 микрофон 5 дисковод 5 6 фотоаппарат 6 материнская плата 6 7 видеокамера 7 7 8 устройство
видеонаблюдения 8 8 9 электронный микроскоп 9 9 10 документ-камера 10 10 Приложение 7
КОМАНДА: ____________________
Задание 7: Представьте, что вы пошли на практику в стационар и руководитель практики дал вам задание – провести лекцию для больных на тему «Грипп и его профилактика». Перечислите, какими устройствами ввода и вывода компьютера вы могли бы при этом воспользоваться. Заполните таблицу.
Устройства ввода Устройства вывода
№ Название Применение № Название Применение
Приложение 7
КОМАНДА: _________________
Задание 7: Представьте, что вы пошли на практику в больницу и руководитель практики дал вам задание – снять видеоролик на тему «Жизнь без сигареты» и продемонстрировать его пациентам. Перечислите, какими устройствами ввода и вывода компьютера вы могли бы при этом воспользоваться. Заполните таблицу.
Устройства ввода Устройства вывода
№ Название Применение № Название Применение
Приложение 8
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
КОМАНДА:_________________
Задание 3: Переставляя буквы местами, получите названия устройств компьютера.
КАМЫШ (внешнее устройство ПК) =_____________________________________
МИФ + НОТА + ИКРА (молодая наука, рождённая компьютерами) =____________________________________________________________________
РОК + СУП (системный блок) =___________________________________________
НИША (набор электрических проводников, обеспечивающих передачу данных) = ______________________________________________________________________
ОН +ТОР+МИ (внешнее устройство ПК) = =____________________________________________________________________
ДЕТКА + СИ (флоп) = ________________________
КИТ + ВАЛ + АУРА («коллега» мыши по вводу информации) =______________________________
ИВА + ШЛАК (ударная единица клавиши) = =_______________________________________
Приложение 8
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Для жюри
Ответы к заданию 3: Переставляя буквы местами, получите названия устройств компьютера.
КАМЫШ (внешнее устройство ПК) = мышка
МИФ + НОТА + ИКРА (молодая наука, рождённая компьютерами) = информатика
РОК + СУП (системный блок) =корпус
НИША (набор электрических проводников, обеспечивающих передачу данных) = шина
ОН +ТОР+МИ (внешнее устройство ПК) = монитор
ДЕТКА + СИ (флоп) = дискета
КИТ + ВАЛ + АУРА («коллега» мыши по вводу информации) = клавиатура
ИВА + ШЛАК (ударная единица клавиши) = клавиша