Сценарий внеклассного мероприятия Поклонимся Великим тем годам (11 класс)


«Родина Мать зовет!!!»
«Поклонимся Великим тем годам!»
«Никто не забыт и ничто не забыто!»
Внеклассное мероприятие для обучающихся 11 «А» класса
Эпиграф «Есть память, которой не будет забвенья
И слава, которой не будет конца!»
(Р. Рождественский)
Данная тема актуальна, так как 9 мая вся страна отмечает великий праздник – День Победы, 71-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Направленность:  разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение интереса обучающихся  к истории  нашей Родины.
Цель: воспитание патриотизма на основе изучения героических событий ВОВ
Задачи:
1) на практике формировать знания об исторических фактах и явлениях, способность объективного рассмотрения событий;
2) провести тематический контроль знаний;
3) развивать  навыки  устной речи и творческие способности обучающихся;
4) воспитывать уважительное отношение к исторической памяти народа; пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа.Форма проведения мероприятия: Внеклассное мероприятие «ВОВ»
( сочетаются игра, практикум, контроль, исследование)
Оборудование:  интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет (видеоролик, презентация, записи песен и музыки), ноутбуки, телевизор.
Оформление зала: каска, гвоздики в вазе, обвязанные георгиевской лентой, подсвечник со свечами возле плаката «Родина – мать зовет».
Ход мероприятия.
Видеоролик «Поклонимся Великим тем годам»
Орг. момент - определение темы внеклассного мероприятия, целей, задач – 5 минут
Учитель: Доброе утро, уважаемые присутствующие ребята, коллеги!!!
Уважаемые коллеги – историки! Тема нашего МО «Применение ИКТ при подготовке ЕГЭ по истории»
Сегодня мы постараемся на практике показать элементы информационно – коммуникативных средств, которые мы используем на своих занятиях.
Мы рады приветствовать Вас на нашем внеклассном мероприятии, посвященном ВОВ
Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война.
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом в его дальнейшей судьбе. Война живет в душе, переживших ее такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть ее.

( на экране телевизора плакат: «Родина – мать зовет!». Рядом: каска, гвоздики в вазе, обвязанные георгиевской лентой, подсвечник со свечами возле плаката «Родина – мать зовет»).Учитель: Кто самый близкий человек для ребенка и почему?
Обучающиеся: Мама, которая родила, воспитывает, любит нас всегда, что бы ни случилось. (Др. рассуждения)
Учитель: А Вы любите свою маму?
Обучающиеся: Конечно любим.
Учитель: А если Вашей маме станет плохо, она расстроится. Вы пожалеете ее, поможете? Кто поможет своей маме в трудную минуту?
Обучающиеся: Все
Учитель: А что является матерью для народа Российского?
Обучающиеся: Россия
Учитель: А чем еще Россия является для всего народа Российского?
Обучающиеся: Родиной
Учитель: А что такое Родина?
Обучающиеся: Место, где родился, живешь, приносишь пользу людям. (Др. рассуждения)
Учитель: Какое чувство человек испытывает к Родине?
Обучающиеся: Любовь
Учитель: Как называется любовь к Родине?
Обучающиеся: Патриотизм
Учитель: Что мы видим на экране?
Обучающиеся: Плакат «Родина – мать зовет!»
Учитель: Что это за плакат?
Обучающиеся: Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Моисеевичем Тоидзе в конце июня 1941 года. По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.
Учитель: Куда зовет Родина мать?
Обучающиеся: На войну
Учитель: Как Вы это поняли?
Обучающиеся: Во – первых она держит в правой руке лист – военную присягу, а во – вторых за ее плечами огромное количество ружей. Она одета в одежду красного цвета, что символизирует цвет крови. У нее очень встревоженный вид.
Учитель: Давайте определим тему нашего урока
Обучающиеся: «Родина – мать зовет!», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Священная война». Обучающиеся предлагают и другие разные варианты, но они все связаны с общей темой «Великая Отечественная война»
Учитель: Хорошо. Теперь нам необходимо определить задачи нашего мероприятия.
Учитель: Какие теоретические знания по данной теме мы получили на уроках истории?
Обучающиеся: Хронологические рамки ВОВ, причины, цели сторон , соотношение сил, этапы, основные сражения – битвы, их итоги и значение, полководцы, создание антигитлеровской коалиции, международные конференции, герои ВОВ, итоги ВОВ, цена победы, значение.
Учитель:Давайте определим задачи на наше мероприятие.
Обучающиеся: 1. Повторить и обобщить знания о ВОВ на практике;
2. Узнать, как хорошо мы усвоили знания о ВОВ;
3. Попытаться прочувствовать трагедию нашей Родины.
Учитель: Молодцы!!! Когда проходила война Советского народа с фашистской Германией?
Обучающиеся: 22 июня 1941 – 9 мая 1945 гг.
Учитель: Как называется эта война? Почему?
Обучающиеся: ВОВ…..(Др. рассуждения)
Учитель: А можем годы ВОВ назвать тоже Великими? Почему?
Обучающиеся: Наш народ одержал победу над фашистской Германией. Избавил от фашизма не только свою страну, но и страны Европы. Причем в наша Родина потеряла 27 млн. погибшими.
Учитель: Мы – ныне живущие на земле, что можем сделать для тех, кого с нами нет, кто отдал жизнь для того, чтобы мы могли сегодня мирно жить?
Обучающиеся: Мы должны помнить, ценить те жертвы, на которые они пошли ради мира…, заботиться о ветеранах войны, живущих рядом с нами.….
Учитель: Определите цель нашего занятия.
Обучающиеся: воспитание патриотизма на основе изучения событий ВОВ.
Учитель: Как можно образно выразить цель нашей встречи?
Обучающиеся: Поклонимся Великим тем годам!
Учитель: обращает внимание на эпиграф. «Есть память, которой не будет забвенья, И слава, которой не будет конца!»
Учитель: Сейчас в течение 10 минут Вы будете выполнять практикум. На рабочем столе компьютера найдите папку «ВОВ практикум». Затем откройте документ «Задания к практикуму». Их 10. Далее: парами выполняете свой модуль и будьте готовы ответить на контрольное задание. (Распределяю модули).
- Практические модули – 10 минут (Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru - это адрес сайта, откуда взяты эти модули)
Задания для устного ответа при выполнении практикума
Укажите хронологические рамки и названия этапов ВОВ
Каков характер ВОВ?
Итоги блокады Ленинграда
Какую роль сыграла битва за Ленинград в ВОВ?
Каково значение битвы за Москву?
Каковы причины победы Советских войск в Сталинградской битве?
Каково историческое значение создания Антигитлеровской коалиции?
А) Какую роль сыграл СССР в окончательном разгроме нацистской Германии?
Б) Почему Берлинская операция занесена в книгу рекордов Гиннеса?
А) Причины Великой победы
Б) Значение Великой победы
Какую роль сыграл СССР в разгроме Японии?
( А в это время я вызываю троих обучающихся для участия в «Своей игре» и объясняю правила игры).
- «Своя игра»
- Озвучивание результатов практических модулей. 5 минут
Задания для устного ответа при выполнении практикума
Укажите хронологические рамки и названия этапов ВОВ
Каков характер ВОВ?
Итоги блокады Ленинграда
Какую роль сыграла битва за Ленинград в ВОВ?
Каково значение битвы за Москву?
Каковы причины победы Советских войск в Сталинградской битве?
Каково историческое значение создания Антигитлеровской коалиции?
А) Какую роль сыграл СССР в окончательном разгроме нацистской Германии?
Б) Почему Берлинская операция занесена в книгу рекордов Гиннеса?
А) Причины Великой победы
Б) Значение Великой победы
Какую роль сыграл СССР в разгроме Японии?
- Задания на интерактивной доске: 5 минут
На следующем этапе Вам предстоит решить интерактивный тест, а учащийся ???? подойдет к интерактивной доске, чтобы распределить необходимую информацию о Международных конференциях. Смотри табл.
Заполнить таблицу: «Международные конференции»
Тегеранская
( Иранская) Ялтинская
(Крымская) Потсдамская
(Берлинская)
Название конференции
Сталин
Рузвельт
ЧерчильСталин
Рузвельт
ЧерчильСталин
ЭттлиТрумэн Участники
28 ноября –
1 декабря 1943 гг. 4 – 11 февраля 1945 гг. 17 июля – 2 августа 1945 гг. Когда проходила?
*Об открытии Второго фронта ;*О вступлении СССР в войну с Японией;
*О признании советских притязаний на часть Восточной Пруссии;
*О послевоенном сотрудничестве *Согласованы планы окончательного разгрома вооруженных сил Германии и условия ее безоговорочной капитуляции;
*Выработаны условия вступления СССР в войну против Японии *О репарациях Германии;
*О передаче СССР г. Кенигсберга и прилегающего к нему района;
*Об управлении послевоенной Германией;
*Об аресте и предании суду нацистских военных преступников Какие решения были принять?
- Тестирование через Mytest – 5 минут
Кто решил Тест на «5», «4», «3» Молодцы!!!
Учитель: В этом году наша страна в 71 раз будет праздновать День победы. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды. Привычной пищей была картошка, ее варили и запекали в углях. Ее, чищенную ели только весной, потому что кусочек картофеля с глазком надо было посадить.
Война! Тяжелейшее испытание для любого народа.
Тяжелую войну вынес на плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее; он сражался за близких, знакомых и незнакомых, за будущее России.
Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи.
- Мини – исследование «Мы внуки и правнуки героев ВОВ» или «Поиск» - 10 минут
Этапы:
* Выходим на сайт Министерства обороны;
* Находим Раздел «Книга памяти»;
* Вводим известные данные: ФИО, дата рождения. При расширенном поиске можно указать место рождения, звание и т.д.
* Находим документы;
* Скачиваем их в свою папку;
* Рассказываем о том, что нашли.
Звучит  тихо музыка «AlbinoniAdagio» Giazotto, на фоне которой
- Выступление обучающихся: 10 минут
Учитель: Я думаю, что Вы продолжите свой поиск, т.к. Вам удалось прикоснуться сердцем к подвигу своих прадедов
Чтение стихов наизусть всеми обучающимися под минусовку «Журавли»
5 минут
Ученик 1.
Что может быть страшнее, чем война?
 Лишь слезы да страдания несет она.
  И счастье разбивает у людей,
  Любимых разлучая и друзей!   
Ученик 2. Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч км железнодорожных путей.
Ученик 3. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это 700 тысяч людей, умерших от голода.
Ученик 4. Война – это 20  часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.
5 : :Война – это 17 584 мариинца, ушедших на фронт. 7 598 из них – не вернулись домой.
Ученик 6 : Война – это 27 млн. погибших людей.
7.
Пусть дни войны тянулись очень долго, (10 слайд)
Пусть быстро мчались мирныегода.
Победы под Москвой, под Курском и на Волге
История запомнит навсегда.
8.
Салют и слава годовщине (11 слайд)
Навеки памятного дня.
Салют Победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня.
9.
Салют ее большим и малым (12 слайд)
Творцам, что шли путем одним.
Ее бойцам и генералам,
Героям павшим и живым!
10.
Рядом с нами живут ветераны, (13 слайд)
Что прошли по дорогам войны.
И болят у них старые раны,
Но духом они, как и прежде, сильны.
11.
У войны много памятных мест, (14 слайд)Будь то холм или каменный крест,Брянский лес или дома стена –Все крушила, давила, топтала война
12.
Сколько их, обелисков с огнем, (14 слайд)Полыхающим ночью и днем,Рвется ввысь из солдатских могил:«Будьте бдительны, люди, я так вас любил!
13.
Гори, свеча, гори, не затухай, (15 слайд)
Непроходящей болью будь.
Пусть в пламени твоем встают
Чей оборвался путь.
14.
Кто из спокойных, мирных дней (16 слайд)
Шагнул в наземный ад,
И кто до роковой черты нес
Звание – солдат.
15.
Кто в восемнадцать с небольшим (17 слайд)
Познал цену потерь.
Кто за Россию жизнь отдав,
Открыл в бессмертье дверь.
16.
Гори, свеча, не затухай, (18 слайд)
Не  дай нахлынуть тьме,
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне!
17. ( 19 слайд)
Я гляжу на тебя, моя мама,
С фотокарточки в нашем дому,
Что не раз ты со стенки снимала,
Прижимая к лицу своему.
Я не плачу в такие минуты -
Быть серьёзным фотограф просил,
Но порой у меня почему-то
Не хватает для этого сил…
У кого их, родимая, хватит,
Если сорок непрожитых лет
Мы с тобою одни в этой хате,
Где ни внуков, ни правнуков нет.
Мама, мама, не мы в том виною,
Не бывает за теми вины,
Кто уходит сражаться с войною,
Чтобы не было больше войны.
Слышно мне, как теплы твои руки,
И слова у меня горячи.
Вся страна - твои дети и внуки,
Потому что я жизнь им вручил.
Пусть они не увидят и грамма
Из того, что я видел в бою…
Пусть они берегут тебя, мама,
Как берёг я Отчизну мою.
Вас от бед заслоняю стеною,
Пусть стоят они, правдой сильны,
И умеют сражаться с войною,
Чтобы не было больше войны
18.
Никто не забыт и ничто не забыто: (20 слайд)
Горячая надпись на глыбе гранита;
Потухшими листьями ветер играет (21 слайд)
И снегом сыпучим венки засыпает,
Но словно огонь у подножья гвоздика (22 слайд)
ВСЕ: Никто не забыт и ничто не забыто!
Учитель: Давайте подведем итоги нашей встречи и сделаем выводы.
Обучающиеся: высказывают свое мнение……
Учитель: Я благодарю Вас! Наша встреча была плодотворной. В качестве домашнего задания предлагаю написать эссе «Прикоснись сердцем к подвигу»
В знак памяти и глубокого уважения возложите эти гвоздики на Холме Славы воинам, погибшим за нашу Родину.