Открытый урок на тему: Политическая система в СССР в 30 годыXXв


МКОУ «Станционная СОШ»



Открытый урок
«Политическая система в СССР в 30-е годы XX века»
Учитель истории и обществознания: Сопов А. И.
Тема: «Политическая система в СССР в 30-е годы XXв»
Цели:
Образовательные: - определить особенности политического развития
и духовного климата в СССР в 1930-е годы.
Развивающие: - развивать креативные умения и коммуникативные
навыки.
Воспитывающие: - воспитывать толерантность; неприятие различных
проявлений насилия; формировать понятие
ценности человеческой жизни, чувства ответствен-
ности за свои решения и поступки.
Задачи:
Определить причины массовых репрессий 1930-х годов и роли Сталина в них.
Сформировать личное мнение учащихся о влиянии репрессий на судьбу народов нашей страны.
Вызвать «разрыв», т.е. ощущение противоречия между официальным пропагандистским образом страны и реальной жизнью общества.
Вызвать чувство сострадания к людям, которых коснулись репрессии, и чувство ответственности каждого за события, происходящие в стране.
Проблема урока. Понять, что же происходило на самом деле в нашей стране в 30-е годы и кто в этом виноват: Сталин и его окружение или всё общество в целом?
Эпиграф: : «Что царь или вождь - это главный злодей,
Придумали низкие лбы.Цари погубили не больше людей,Чем разного рода рабы»
И. Губерман
Средства обучения:
1. мультимедийная установка, компьютер, диски ;
(видеофрагменты: фрагмент худ. фильма «Дело Тухачевского», «Выступления Сталина», «Веселые ребята», «Сталин и репрессии», «Шахтинское дело»,
2. презентация к уроку
3. раздаточный материал (документы)
4. музыкальное оформление (песни 30-х годов)
Основные понятия:
Тоталитарный режим, «враг народа», культ личности, репрессии.
Формы работы:
Групповая (3 группы) фронтальная и индивидуальная (чередуются)
Предварительные задания:
Тип урока: Изучение новой темы
План изучения новой темы
Организационный момент
Мотивация
Обращение к новой информации
IV. Закрепление
V. Рефлексия
VI. Подведение итогов.
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие
Озвучивание темы.
Цели и задачи формулируют учащиеся самостоятельно.
Мотивация.
Сегодня мы попробуем рассмотреть две стороны жизни советского общества в 30-е годы, вспомним о достижениях и узнаем о складывании репрессивной системы власти в СССР и роли в этом процессе И.В.Сталина, причинах и масштабах репрессий, жертвах и организаторов большого террора.
Обращение к проблеме урока.
Понять, что же происходило на самом деле в нашей стране в 30-е годы и кто в этом виноват:
Сталин и его окружение или всё общество в целом?
Эпиграф:
«Что царь или вождь - это главный злодей,
Придумали низкие лбы.
Цари погубили не больше людей,
Чем разного рода рабы.
И. Губерман
Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие , в страну Советов в 30-е годы.
Обращение к новой информации.
1. Работа с новыми понятиями. (словари)
Тоталитарный режим - политический режим, при котором государство
устанавливает тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.
Гулаг - Главное Управление исправительно - трудовых лагерей
Политические репрессии - карательные меры, исходящие от
государственных органов
Культ личности - возвеличивание роли одного человека.
ОГПУ - Объединенное Государственное Политическое Управление.
НКВД - Народный Комиссариат Внутренних Дел
Роль партии в жизни государства.
Вспомните, каких успехов достигла промышленность в годы первыхпятилеток?
(По объему тяжелой промышленности СССР вышел на 2-е место после США, СССР превратился из страны ввозящую машины, в страну производящую машины и оборудование, укрепилась обороноспособность страны)
Какие крупнейшие объекты были построены в стране в 30-е годы? (Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Донбасс и Кузбасс, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Метрострой, Туркестано-Сибирская железная дорога, Беломорканал,
Каковы были результаты коллективизации?
(Коллективизация обеспечила промышленность сырьём и финансами, поставки зерна государству увеличились в 2 раза
-Что этому способствовало?
(Стахановское движение, социалистические соревнования, самоотверженный труд, вера в светлое будущее.
Государственную власть в СССР фактически осуществляла коммунистическая партия. Партийные органы ведали назначением и смещением должностных лиц в стране, выдвигали кандидатов в депутаты Советов, только члены ВКП(б) занимали все ответственные государственные посты, стояли во главе армии, правоохранительных и судебных органов, руководили народным хозяйством. Ни один закон в стране не мог быть принят без одобрения Политбюро. Политбюро определяло внешнюю и внутреннюю политику Советского государства, решало вопросы планирования и организации производства. Даже партийная символика приобрела официальный статус – красное знамя и партийный гимн «Интернационал» стали государственными.
Разрыв.
Определить противоречия между первоначальным образом страны и последующим.
Просмотр фрагмента худ. фильма «Трактористы» «Веселые ребята»,
Звучит фрагмент песни «Эх, хорошо в стране советской жить!»
Вопросы учащимся:
Вопросы
Какие из достижений в сельском хозяйстве вы считаете излишними?
Какие из достижений в промышленности вы считаете излишними?
Смогло бы государство в 30 е годы добиться таких результатов без жесткого руководства партией?
Оцените роль партии в жизни государства.
Роль идеологии.
К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм был уже официальной государственной идеологией. Из библиотек были изъяты и уничтожены все работы политических и идейных оппонентов большевиков. Изменениям подверглась и система образования. Были перестроены учебные планы и содержание учебных курсов. В их основе лежала марксистско-ленинская интерпретация не только обществоведческих курсов, но порой и естественных наук.
Особую роль играл контроль за средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. Проникновение иных идеологических взглядов из-за границы стало невозможным.
Ученик Политическая идеология — это определенный набор идеалов, принципов или символов определённого класса, которые объясняют, как общество должно быть устроено
Ученик Сталинская Идеология –жизнь для общества и государства1. Дисциплина и ответственность во всем2. Общее выше личного.3. Справедливость выше закона.4. Будущее выше настоящего и прошлого.5. Свое выше Чужого.
Задачи идеологии
Мировоззренческая - соединение знаний о внешнем мире и о самом человеке определение места человека в мире, в обществе и в государстве.
Воспитательная - воспитание нового человека с помощью пропаганды, агитации, а также развитие общественной культуры.
Мобилизующая - осуществляет объединение социальных групп для решения государственных задач , как в мирное так и в военное время.
Коммуникативная - определяет механизмы взаимодействий индивидов, групп и общностей.
Мотивационная – поднимает настроение в обществе, настраивает на успехи и достижения в труде.
Средства идеологии
Изменение системы образования
Создание нового (Сталинского) учебника истории
Контроль над средствами массовой информации
Контроль над культурой через профессиональные организации
Культура должна служить народу, а не самой себе.
Создание массовых организаций
Октябрятская организация создана в 1924 г
Пионерская организация создана 19 мая 1922 года
Комсомольская организация создана 29 октября 1918 года
Фрагмент фильма «Веселые ребята»
Вопросы к фильму
Фрагмент фильма «Трактористы»
Вопросы к фильму
Учитель: Получается, что страна самая лучшая, народ самый счастливый, настроение восторженно-радостное. «Мы попали в замечательную страну, но почему-то, когда в этой стране тысячи людей громко пели о счастливой жизни, с энтузиазмом трудились, тысячи других стонали от боли, выли от отчаяния и бессилия, и тихо даже беззвучно писали о том, что им пришлось пережить».
В чём вы видите противоречие?
(Противоречие между первоначальным образом страны и последующим. С одной стороны - вдохновенный труд, радостное настроение, с другой страх, отчаяние. («Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад» и «безвинная корчилась Русь, под кровавыми сапогами и под шинами черных «марусъ»).
Вопросы к разделу
Какое настроение у героев фильма?
Поднимает ли фильм настроение у зрителей?
Появляется ли стремление к труду у зрителей?
Выполняется ли мотивационная задача (поднятие настроения в обществе, настраивание на успехи и достижения в труде)?
Оцените роль идеологии в государстве.
Учитель:А теперь давайте вернёмся в настоящее, и вместе разберёмся,
что же на самом деле происходило в стране, и кто в этом виноват?
Ученик КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ — крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающее, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функций и роли лидера.
Цель культа личности – безграничная власть
Цель безграничной власти – огромные богатства
«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно», — написал лорд Актон в 1887 году. 
Одним из элементов политического режима СССР стал культ, личности Сталина. 21 декабря 1929 г.
Сталину исполнилось 50 лет. До этого было не принято публично отмечать юбилеи руководителей партии и государства. Ленинский юбилей был единственным исключением. Но Сталину газета «Правда» посвятила статьи, приветствия, письма, телеграммы, поток славословий и лести. Почин подхватили другие газеты, от столичных до районных, журналы, радио, кино. Сталина называли мудрым, великим, гениальным организатором Октября, создателем Красной Армии, выдающимся полководцем, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки, «отцом народов» и «лучшим другом советских детей». Всех превзошел народный казахский поэт Джамбул, который со страниц «Правды» поведал, что: «Сталин – глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он – учитель Вселенной».
Ученик Культ личности И. В. Сталина — возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола.
Выражение «культ личности И. В. Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 году в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях»
Выступление Сталина видеофрагмент
Вопросы к фильму
Опись личных вещей И. В. Сталина оставшихся после смерти.
1. Блокнот для записей;
2. Записная книжка;
3. Личные записи
4. Общая тетрадь с записями;
5. Трубки курительные - 5 шт.
6. Китель белого цвета - 2 шт.
7. Китель серый, - 2 шт.;
8. Китель тёмно-зелёного цвета - 2 шт.;
9. Брюки - 10;
Главное имущество - После себя Иосиф Виссарионович оставил сверхдержаву на пике своего могущества.
Вопросы к разделу
Существовал ли культ личности Сталина?
Народ поддерживал культ личности Сталина?
Сталин использовал культ личности для личных целей?
Культ личности мешал развитию государства?
Оцените влияние культа личности Сталина на развитие нашей страны.
Массовые репрессии.
Наряду с идеологическими учреждениями сталинский режим имел и другую надежную опору – систему карательных органов. В начале 30-х гг. прошли последние политические процессы над прежними оппонентами большевиков – бывшими меньшевиками и эсерами. Почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы и лагеря. В конце 20-х гг. Шахтинское дело послужило сигналом для развертывания борьбы с «вредителями» из числа научно-технической интеллигенции во всех отраслях народного хозяйства. С начала 30-х гг. развернулась массовая репрессивная кампания против кулачества и середняков. 7 августа 1932 г. был принят написанный Сталиным закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», вошедший в историю как закон «о пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения полагался расстрел.
Определения:
Ученик Репрессия — наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.
Ученик Сталинские репрессии — массовые политические репрессии, осуществлявшиеся в СССР в период сталинизма (конец 1920-х — начало 1950-х годов). Количество непосредственных жертв репрессий исчисляется миллионами. Репрессии имели серьёзные отрицательные последствия для советского общества в целом, его демографической структуры.
Песня В. Высоцкого «Товарищ Сталин»
Причины репрессий
Количество репрессированных
С 1930 по 1953гг. - 3778234 осуждённых приговоров, 164271 человек в год.
К высшей мере наказания было приговорено 786 098 осужденных за 23 года.
МНОГО ЭТО ИЛИ МАЛО?
Известная фраза «Сын за отца не отвечает», была произнесена Сталиным в декабре 1935. Она спасла жизни многим людям.
Прочитайте закон «о трех колосках»
Вопросы к документу:
Чем было вызвано появление этого закона?
Сталин подписывал этот закон?
Этот закон политический или уголовный?
Закон наказывал за «три колоска»?
Действие закона можно отнести к политическим репрессиям?
Прочитайте Приложение №1.
Вопросы к документу:
Каков социальный состав «врагов народа»?
Какие меры принуждения применялись к «антисоветским элементам»?
Где находилось место массовых захоронений жертв политических репрессий»?
Сколько было расстреляно людей с августа 1937 по октябрь 1938г. ?
Прочитайте приложение №2. Письма
Вопросы к документу:
Какое социальное положение занимают Ф.Ф.Раскольников и Г.Е.Петров?
Сравните письма Ф.Ф.Раскольникова и гражданина Г.Е.Петрова.
Как вы считаете, почему попытки отдельных людей, например Ф.Ф. Раскольникова, разоблачить Сталина и призвать к ответственности не имели успеха?
Сталин и репрессии видеофрагмент
Вопросы к фильму
Факты и мнения
25 июня 1941 года, спустя три дня после нападения Гитлера на Советский Союз, американский посол в СССР Джозеф Дэвис на вопрос о наличии в СССР «нацистской пятой колонны» дал ясный ответ:
«Ее больше не существует — все расстреляны»
Вопросы к разделу
Проходили ли репрессии в годы правления Сталина?
Принимал ли Сталин решение о репрессиях единолично?
Участвовали ли в репрессиях чиновники партийного и государственного аппарата власти?
Можно ли назвать Сталина единственным виновным в репрессиях?
Повлияли ли репрессии на развитие страны?
Оцените влияние репрессий на развитие страны?
Физкультминутка
Показательные судебные процессы
Найдя повод и создав «правовой фундамент», Сталин приступил к физическому устранению всех недовольных режимом. В 1936 г. состоялся первый из крупных московских процессов над лидерами внутрипартийной оппозиции. На скамье подсудимых оказались ближайшие соратники Ленина – Зиновьев, Каменев и др. Их обвиняли в убийстве Кирова, в попытках убить Сталина и его ближайших соратников, а также свергнуть советскую власть. Прокурор А. Вышинский заявил: «Взбесившихся собак я требую расстрелять – всех до одного!» Суд удовлетворил это требование. В 1937 г. состоялся второй процесс. Была осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». В том же году была репрессирована большая группа высшего командного состава Красной Армии во главе с маршалом Тухачевским. В марте 1938 г. прошел третий московский процесс. Были расстреляны бывший глава правительства Рыков и «любимец партии» Бухарин.
Шахтинское дело. В 1928 году репрессии коснулись горняков из Донбасса.
Дело промпартии. Обвиняемыми по данному делу привлекались те, кого советская власть называла буржуями. Подсудимых обвинили в попытке срыва индустриализации в стране.
Дело крестьянской партии. Группы эсеров Чаянова и Кондратьева. В 1930 году обвинили в попытках срыва индустриализации и коллективизации.
Процесс над Зиновьевым, Каменевым и их соратниками. Их обвинили в убийстве Кирова, стремлении свергнуть советскую власть.
Дело Тухачевского Их обвинили в попытке государственного переворота и установлении военной диктатуры.
Дело Бухарина Их обвинили в стремлении свергнуть советскую власть.
Шахтинское дело видеофрагмент
Вопросы к фильму
Дело Тухачевского видеофрагмент
Вопросы к фильму
Вопросы к разделу:
Эти судебные процессы были тайные или публичные?
В чем обвинялись подсудимые?
Обвинения были реальные или надуманные и политизированные?
В результате процессов общество потеряло лучших людей или избавилось от преступников?
Оцените влияние судебных процессов на развитие страны
Конституция «победившего социализма».
С помощью «большого террора» Сталин пытался ликвидировать социальную напряженность в стране, вызванную его собственными экономическими и политическими ошибками. Признаться в них было невозможно. Надо было всеми средствами устрашения отучить людей думать и сомневаться, приучить их видеть то, чего на самом деле не было. Логическим продолжением данной политики стало принятие новой Конституции СССР. Она служила своего рода ширмой, прикрывавшей репрессивный режим демократическими и социалистическими одеждами.
Конституция была принята 5 декабря 1936 г. на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов. Сталин заявил, что советское общество «осуществило то, что у марксистов называется первой фазой коммунизма, – социализм». Экономическимкритерием построения социализма «сталинская» Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности и эксплуатации человека человеком, победу государственной и колхозно-кооперативной форм собственности. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Коммунистической партии отводилась роль руководящего ядра общества, марксизм-ленинизм был объявлен официальной государственной идеологией.
Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между его сессиями исполнительную и законодательную власть осуществлял Президиум Верховного Совета СССР. В составе СССР было закреплено 11 союзных республик: Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Грузинская, Армянская, Туркменская, Узбекская, Таджикская, Казахская, Киргизская Советские Социалистические Республики.
Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права n свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища, а также прямое равное избирательное право.
Большинство норм Конституции оказались пустой декларацией. Социализм «по-сталински» имел весьма формальное сходство с марксистским пониманием социализма. Его целью являлось не создание экономических, политических и культурных предпосылок для свободного развития каждого члена общества, а наращивание мощи государства.
Собственность и политическая власть сосредоточились в руках Сталина и партийно-государственного аппарата. Они были отчуждены от народа.
Органы государственной власти по Конституции 1936 года
Прочитайте раздел параграфа: Конституция «победившего социализма» (стр 183-184).
Вопросы к разделу:
Где и когда была принята конституция?
Как Сталин объяснил необходимость принятия новой конституции?
Что являлось экономическим критерием построения социализма?
Что являлось политической основой СССР?
Какова роль коммунистической партии ?
Какие права предоставлялись гражданам СССР конституцией?
Всегда ли права записанные в конституции выполнялись?
Оцените необходимость принятия новой конституции в 1936 г.
Национальная политика.
Резко ужесточилась национальная политика. Особенно ярко это проявилось в мусульманских районах страны. Закрывались мечети, их превращали в школы, клубы, кинотеатры, читальные залы. Священнослужителей заставляли публично каяться в том, что они «обманывали народ». В городах началась кампания по искоренению мусульманских традиций, не соответствующих нормам «коммунистической морали». Собранные на митинги женщины демонстративно срывали с себя паранджи и бросали их в огромные костры. Для многих верующих это зрелище стало настоящим потрясением.
Плачевной была судьба и первых представительниц этого движения. Их появление в общественных местах вызывало взрыв негодования, нередко заканчивалось избиением, а то и убийством. Шумные пропагандистские кампании были проведены против ритуальных молитв и празднования Рамадана. Паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин обязан совершить хотя бы один раз в жизни, затруднялось, а в 1935 г. было вообще запрещено. Однако мусульманская вера и обычаи никогда не исчезали из семейного быта. Возникали тайные религиозные братства. Их члены, имеющие мусульманское образование, совершали втайне религиозные обряды и церемонии в соответствии с запрещенными властью правилами.
Характерные черты национальной политики в СССР в 1930-е гг.

Усиление власти союзного центра и сужение власти союзных республик
Искоренение религиозных обрядов и национальных обычаев
Недостаточное внимание к национальным особенностям в годы индустриализации и коллективизации
Признание русского языка – государственным языком СССР
Усиление роли русского языка в сфере образования и культуры в национальных окраинах
Выделите плюсы и минусы
Основная задача национальной политики в 30 е годы – сделать советский союз единым, дружным и сильным многонациональным государством.
Вопросы к разделу:
Наблюдались ли в национальной политике негативные стороны?
Было ли выделение отдельной главенствующей нации?
Какую цель преследовал Сталин, сделав русский язык государственным?
Помогала ли национальная политика укреплять советский союз?
Оцените влияние национальной политики на государство.
Оцените политическую систему, созданную Сталиным и его окружением в 30-е годы.
Подведите итог.
Сталин создал такую систему, которая выдержала не только войну, но и подняла нас из лаптей до космических высот.
Обращение к проблеме урока.
Понять, что же происходило на самом деле в нашей стране в 30-е годы и кто в этом виноват: Сталин и его окружение или всё общество в целом?
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке
1. На уроке я работал активно / пассивно 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал Задание на дом п 25
Подведение итогов: Выставление оценок за работу на уроке.