Методическая разработка урока с использованием приёма Зигзаг

Методическая разработка урока Дурыгиной Татьяны Юрьевны,
учителя русского языка и литературы ГБПОУ ЗКНО (шк.отд.№800)

Прием «Зигзаг»
Урок литературы в 7 классе
по теме «А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Полтава». Полтавский бой».
Цель:
выявить идейно-художественное своеобразие отрывка из поэмы.
Задачи:
Совершенствование навыков анализа поэтического текста.
2. Развитие речи, образного мышления; обогащение словарного запаса
обучающихся.
3. Патриотическое воспитание. Воспитание любви к родному языку.

Стадия вызова.
Коллективная форма работы (рассматриваем репродукции картин, читаем высказывания великих) с последующим обсуждением.

Вопросы, используемые на стадии вызова:
Поэт часто в своих произведениях обращался к историческому прошлому нашей страны. Как вы считаете, почему?
"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное равнодушие"
А.С. Пушкин

Что вам известно о событии, которое стало предметом изображения на множестве полотен? (И этому же событию посвящено произведение Пушкина, отрывок из которого мы с вами читаем и разбираем)

На экране с помощью мультимедиа-проектора воспроизводятся произведения искусства, на которых изображена Полтавская битва: репродукция картины В.А. Серова "Петр I в Полтавском бою", гравюра Симоно с картины Мартена-младшего "Полтавская битва" и П. Пикаро "Полтавская битва 1709 г.", мозаичная картина М.В. Ломоносова "Полтавская баталия".

Как высказывание Белинского (проецируется на экране) помогает понять интерес художников разных эпох и направлений к Полтавской битве и к личности Петра I?

Полтавская битва была не просто сраженье, замечательное по огромности военных сил: нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства.
В.Г. Белинский

Рассматриваем подробнее картину Ломоносова: что делает полотно масштабным, динамичным, как передается драматизм в изображении, цветовую гамму. Делаем вывод о богатстве возможностей изобразительного искусства.
У поэта в арсенале, по сути, только одно средство изображения - СЛОВО.
Что вас особенно поразило в поэтическом описании Полтавской битвы?
Так ли вы представляли это грандиозное историческое сражение?

Стадия осмысления.
Групповая работа. Работа с текстом при помощи приема «Зигзаг-2»
Класс делится на группы. Каждый участник группы получает комплект вопросов ( от 3 до 5 вопросов), касающихся всего текста. Вопросы у всех групп одинаковые. Каждый ученик находит ответы на вопросы, кратко их излагает и готовится к обсуждению.
Вопросы к тексту.

Первый комплект вопросов.
Какие события и в какой последовательности видим?
Как уже начало описания позволяет нам ожидать победного торжества ?
Объясните смысл строки «Горит восток зарёю новой»
Сопоставьте портреты Петра I и Карла ХII. Как показаны появление каждого из них, детали внешности, поза, речь? С какой целью?
Почему, называя шведов «Сыны любимые победы», Пушкин говорит, что «темнеет слава их знамен»? Какое изобразительно-выразительное средство использовал поэт в выделенных строчках?

Второй комплект вопросов.
Как поэт изображает наступающий день? Найди глаголы в описании
утреннего боя. Какую роль они играют в тексте?
Объясните значение некоторых строк:
«В кустах рассыпались стрелки»,
«поле роковое»,
« Как пахарь, битва отдыхает». Назовите использованные поэтом средства выразительности.
Какой композиционный прием положен в основу создания образов Петра I и Карла ХII? С какой целью автор противопоставляет Петра и Карла?
«и грянул бой, Полтавский бой!..» С какими чувствами автор описывает битву?

Третий комплект вопросов.
Выделите ключевые эпизоды отрывка.
С какой позиции смотрит автор на боле битвы? Аргументируйте свою
точку зрения.
Как описывает автор окружение Петра I, Карла ХII? Объясните значение строк «птенцы гнезда Петрова», «и перед синими рядами своих воинственных дружин»
Отметь, что помогает «услышать» гул сражения (анализируем особенности рифмы, приемы звукописи).

Четвертый комплект вопросов.
Найди глаголы и существительные в описании главного сражения. Какую роль они играют в тексте?
Какие выразительные средства используются для создания образов Петра I и Карла ХII?
Как, посредством каких образов и выражений передает поэт свое отношение к русским воинам?
С какими чувствами поэт воспринимает и описывает битву? Как автор относится к войне?

Пятый комплект вопросов.
«и грянул бой, Полтавский бой!..»
«Услышав сражение, постараемся его «увидеть». Какие картины можно нарисовать, иллюстрируя данный фрагмент?
А какие приемы использует поэт для описания кульминационной сцены – Полтавского боя (цвет, свет, описания, слова каких частей речи преобладают, особенности построения предложений)?
Сравните поведение победителей и побежденных после боя.
Какие выразительные средства передают авторское отношение к Петру, Карлу, Мазепе?

Стадия рефлексии.
Групповая работа.
«Встреча экспертов». Учащиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты по определенному вопросу. Затем учащиеся, изучавшие один и тот же вопрос, снова возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами.

Как вы думаете, удалось ли и Пушкину создать при помощи словесного искусства полномасштабную картину боя, передать драматизм происходящего и вызвать при этом у читателя чувство гордости за наше историческое прошлое? Обоснуйте свое суждение, используя материалы работы в группах.

* При необходимости можно использовать в качестве обобщающих следующие вопросы:

Хотя поэт не является непосредственным участником событий, он
переживает каждый ее эпизод, чувствует себя причастным к
происходящему. Чем это можно доказать?
Какие литературные приемы использованы автором для описания
Полтавского боя? Какой эффект достигается с их помощью?
Каково авторское отношение к победителям и побежденным? Как мы это понимаем?
Определите идею прочитанного отрывка из поэмы.
Какую роль в раскрытии авторского замысла играют в тексте слова «высокого стиля»?


Домашнее задание:
Составьте цитатный план отрывка. Вспомните отрывок из стихотворения "Бородино" Лермонтова, где тоже описывалось сражение, от которого зависело будущее России, и сравните его с пушкинским описанием Полтавского боя. Установите, в чём сходство и в чём различие.






ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА

А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Полтава»

Горит восток зарею новой, Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы, Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твердостью своею Ее стремление крепит. И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там, Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам. Пальбой отбитые дружины, Мешаясь, падают во прах. Уходит Розен сквозь теснины; Сдается пылкой Шлиппенбах. Тесним мы шведов рать за ратью; Темнеет слава их знамен, И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен. Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: "За дело, с богом!" Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могущим седоком. Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Ровняясь строятся полки. Молчит музыка боевая. На холмах пушки присмирев Прервали свой голодный рев. И се - равнину оглашая Далече грянуло ура: Полки увидели Петра. И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой. Он поле пожирал очами. За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова - В пременах жребия земного В трудах державства и войны Его товарищи, сыны; И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И, счастья баловень безродный Полудержавный властелин. И перед синими рядами Своих воинственных дружин, Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. Вожди героя шли за ним. Он в думу тихо погрузился Смущенный взор изобразил Необычайное волненье. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье... Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки. И с ними царские дружины Сошлись в дыму среди равнины: И грянул бой, Полтавской бой! В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. Среди тревоги и волненья На битву взором вдохновенья Вожди спокойные глядят, Движенья ратные следят, Предвидят гибель и победу И в тишине ведут беседу. Но близ московского царя Кто воин сей под сединами? Двумя поддержан казаками, Сердечной ревностью горя, Он оком опытным героя Взирает на волненье боя. Уж на коня не вскочит он, Одрях в изгнанье сиротея, И казаки на клич Палея Не налетят со всех сторон! Но что ж его сверкнули очи, И гневом, будто мглою ночи, Покрылось старое чело? Что возмутить его могло? Иль он, сквозь бранный дым, увидел Врага Мазепу, и в сей миг Свои лета возненавидел Обезоруженный старик? Мазепа, в думу погруженный, Взирал на битву, окруженный Толпой мятежных казаков, Родных, старшин и сердюков. Вдруг выстрел. Старец обратился У Войнаровского в руках Мушкетный ствол еще дымился. Сраженный в нескольких шагах, Младой казак в крови валялся, А конь, весь в пене и пыли, Почуя волю, дико мчался, Скрываясь в огненной дали. Казак на гетмана стремился Сквозь битву с саблею в руках, С безумной яростью в очах. Старик, подъехав, обратился К нему с вопросом. Но казак Уж умирал. Потухший зрак Еще грозил врагу России; Был мрачен помертвелый лик, И имя нежное Марии Чуть лепетал еще язык. Но близок, близок миг победы. Ура! мы ломим; гнутся шведы. О славный час! о славный вид! Еще напор - и враг бежит. И следом конница пустилась, Убийством тупятся мечи, И падшими вся степь покрылась Как роем черной саранчи. Пирует Петр. И горд и ясен И славы полон взор его. И царской пир его прекрасен. При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает.
Но где же первый, званый гость? Где первый, грозный наш учитель, Чью долговременную злость Смирил полтавский победитель? И где ж Мазепа? где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? Зачем король не меж гостей? Зачем изменник не на плахе? Верхом, в глуши степей нагих, Король и гетман мчатся оба. Бегут. Судьба связала их. Опасность близкая и злоба Даруют силу королю. Он рану тяжкую свою Забыл. Поникнув головою, Он скачет, русскими гоним, И слуги верные толпою Чуть могут следовать за ним.



Основной шрифт