Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)


Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка»
( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)
Цель урока:
познакомить учащихся с творчеством карельского писателя А.В.Костюнина;
формирование умения вдумчивого чтения; соавторства, умения составлять прогноз;
воспитание чувства сострадания, сопереживания.
Оборудование: текст рассказа, презентация, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
Стадия вызова
Н а доске записано «А.В.Костюнин « Рукавичка»»
1.Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке мы прочитаем с вами рассказ карельского писателя Александра Викторовича Костюнина «Рукавичка».
(Презентация) - Родился он в Карелии. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Костюнин А.В. Является председателем Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард», членом Экспертного Совета по обороне при Председателе Совета Федерации.
А.В.Костюнин – человек талантливый, увлекается живописью, фотографией и литературным творчеством .«Жизнь коротка, но мы вправе выбирать, на что потратить данное время. На что обменять каждый час, каждый подаренный день. Когда я меняю свою жизнь не на творчество – считаю, что прогадал». (А.Костюнин)
- Как вы думаете , о чем рассказ «Рукавичка»?
( Учащиеся строят прогнозы)
-Что конкретно? (О рукавичке, варежке, может быть это был подарок и он потерялся..)2. Учитель читает эпиграф к рассказу (высказывание из Евангелия)
- О чем высказывание?
На доске записаны ключевые слова и словосочетания.
Учитель: Ребята, прочитайте слова и словосочетания, попробуйте составить сюжет рассказа.
Я не был отличником,
язык карельский,
в первом классе,
Алла Ивановна Гришина,
экскурсия в кабинет уроков труда,
оформленные альбомы,
пропала рукавичка,
недобрая пауза,
колготки оказались с дыркой,
крестик серебряный,
раздевали до трусов,
Юрка Гуров,
вор,
он стал изгоем,
биологическая потребность.
Задание: Изгой – подобрать синоним (Изгой – человек, отвергнутый обществом Синоним – отщепенец)
1.Составить 3-5 предложений по предложенным словам и словосочетаниям:
Например: Когда мы учились в первом классе, произошел такой случай. Алла Ивановна Гришина, наш классный руководитель, привела нас в кабинет уроков труда на экскурсию…
2. Учитель читает текст до слов «…Оглядываясь на альбом, мы в полном замешательстве покинули класс…»
- Что будет дальше? (Учащиеся продолжают составлять прогнозы).
3. Составление таблицы по ходу чтения:
Образ учительницы Одноклассники Гуров
Зло процедила;
«Как совершать преступление,…»;«Раздевайся!» - хлестко скомандовала;
«Как она у тебя оказалась? Отвечай!»;
«Ты украл ее. Вор!» « Я не брал, Алла Ивановна..»;«Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу…-считается подвигом»;
«Все задорно смеялись»… «Миня эн тийе!..»-лепетал запуганный Юрка;
«…старался не смотреть на нас…»;
«Юрка в школе ничего больше не крал….»;
«он стал изгоем…»
( В таблицу записываются реплики, описание внешности, фразы и т.д.)
4. Читается фрагмент текста.
III. Составление сюжета рассказа.
Почему рассказ называется «Рукавичка»?
( Отвечая на вопрос, учащиеся должны выйти на проблему произведения).
IV.Подведение итогов
- Итак, ребята, мы прочитали с вами рассказ Александра Викторовича Костюнина.
- Чему сегодня мы научились?
(Мы научились быть сострадательными, не оставаться равнодушными всему, что происходит вокруг нас, уметь защищать слабых)
Учитель: Сегодня в нашем мире, где в полную силу денежные отношения вытеснили другие, много зла, люди утратили способность бескорыстно помогать друг другу, быть добрыми и отзывчивыми. Рассказы А.В.Костюнина помогают нам стать добрыми; быть рядом, когда нужна помощь; быть справедливыми и умению прощать.
Домашнее задание: написать отзыв по рассказу «Рукавичка»