Урок по химии Химические свойства металлов. Ряд активности


План-конспект урока по теме:
«Химические свойства металлов. Ряд активности».
Шлюфина Вера Анатольевна,
преподаватель краевого государственного
автономного образовательного учреждения
«Региональный технический колледж»

Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: мультимедийный
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.
Задачи урока:
- развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
- развивать логическое мышление, умение анализировать увиденное;
- закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
- развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
Оборудование и реактивы: на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), CuSO4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо (железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива.
На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния.
Ход урока:
I. Организационный момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.). Сообщение темы урока.
II. Проверка опорных знаний (10 мин.).
1. Вопросы классу:
По каким свойствам мы узнаём простые вещества металлы.
Где находятся в ПСХЭ химические элементы металлы.
Является ли деление элементов на металлы и неметаллы условным? Почему?
2. Программированный опрос (учащимся предлагается тест из 5 вопросов (2 варианта)).
В тесте выделены ответы – верные и неверные. Приём педагогической техники «Лови ошибку». Учащиеся записывают номера ответов в тетрадях.
Приём педагогической техники «Самопроверка».
Объявление результатов: 5 правильных ответов – «5»
4 правильных ответа – «4»
3 правильных ответа – «3»
III. Основная часть. (27 мин.- 30 мин.
Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.
Учитель: Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение.
Примечание: результат работы учащихся – конспект, включающий схему-опору по определённым свойствам металлов и уравнения реакций в качестве примера.
1. Металлы – восстановители.
Как же ведут себя простые вещества металлы при взаимодействии с неметаллами?
Демонстрационный опыт (учитель): горение Mg в кислороде.
Вопрос: Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться? (В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)
Ученик у доски: Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде, определяет окислитель и восстановитель.
2.Металлы и неметаллы
Вопрос: Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).
(видеоклип). Горение алюминия в броме.
Обсуждение: Приём пед. техники: «Представьте, что… этот опыт проводится на вашем столе. Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия алюминия с бромом Фиксирует признаков химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.

3. Металлы и вода.
Приём пед. техники: «Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы часто слышим в сказках: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».
Опыт: «Активные металлы и вода».(видеоклип)
Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.
Составление уравнений взаимодействия с водой калия и лития (самостоятельно, в тетрадях. Проверяем устно.
Анализируем процессы: Zn + H2O → ; Fe + H2O ; Au + H2O →;
4. Металлы и кислоты.
В тетради записывают опору.
Опыт выполняют учащиеся:
1 вариант - Zn + HCl | Инструктаж
2 вариант - Cu + HCl | по ТБ.
Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения
Zn + HCl → ZnCl2 + H2
Cu + HCl → не идёт
Fe + HNO3 (разб.) → Fe(NO3)3 + H2O + NO
Fe + HNO3 (конц.) → не идёт
Hg + HNO3 (конц.) → Hg(NO3)2 + NO2 + H2O
5. Металлы и соли.
Учащиеся записывают: опору; уравнения реакций; наблюдения.
Металл + Соль → Нов.Металл + Нов. Соль
Опыт выполняют учащиеся: CuSO4 + Fe. Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Уравнения: CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu
KCl + Na → (из учебника).
Анализируем увиденное
IV. Вывод по уроку: (5 мин.)
Вопрос: исходя из химических свойств металлов можете ли вы сказать, какое практическое применение они находят.
Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.
Приём педагогической техники «Самооценка». Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал.
V. Домашнее задание: § 36, Упр. № 2. (для всех). Наиболее активным учащимся предлагается работа по составлению кроссворда на тему: «Металлы и сплавы. Способы получения металлов».