Сценарий исторической гостиной Смута


МАОУ СОШ № 5 г. Сосновоборска Красноярского края.
Учитель истории Гоцинец Лилия Николаевна.
Сценарий исторической гостиной «Смутное время на Руси».
Цель занятия: формирование познавательных учебных действий, коммуникативных, регулятивных УУД, используя такую форму организации занятия, как историческая гостиная.
Деятельность учителя заключается в тьютерском сопровождении учащихся при выполнении заданий.
Организационный этап: Ведущие приветствуют гостей, которые располагаются за столиками. На столах – листы бумаги, ручки, фломастеры. (Ведущие одеты в костюмы конца XVI-начала XVII века).
Эпизод 1. (Звучит музыка. На экране фрагменты Смуты – пожары, набат)Ведущая. С нами дни и светлые и черные,
С нами наши долгие века.
Ни одна страница не зачеркнута,
Ни одна не вырвана строка.
Ведущий. Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за тёмные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
(На слайде - лик Христа. 1598-1613. Огонь)(Задание командам: Назовите тему нашего занятия. Тема «Смутное время на Руси». Определите цель. Цель: творчески осмыслить причины, особенности, итоги Смутного времени.)Борис Годунов.
Достиг я высшей власти;
Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать -
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна.
Они любить умеют только мертвых.
Из народа. Первый.Бог насылал на землю нашу глад,
Второй. Народ завыл, в мученьях погибая;
Борис. Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы -
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
В семье моей я мнил найти отраду, (проходит Ксения)
Я дочь мою мнил осчастливить браком -
Как буря, смерть уносит жениха.....
Из народа. Первый.И тут молва лукаво нарекает
Второй. Виновником дочернего вдовства -
Меня, меня, несчастного отца!....Кто ни умрет, я всех убийца тайный.
Как молотком стучит в ушах упрек,
И всё тошнит, и голова кружится,
Из народа. Первый. И мальчики кровавые в глазах......
И рад бежать, да некуда.... ужасно!
Из народа. Второй. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
(Задания командам: « Назовите главные причины Смуты»).Эпизод 2. Лжедмитрий 1.
С а м о з в а н е ц (входит).
День целый ожидал
Я тайного свидания с Мариной.
М а р и н а (входит).
Царевич!
Часы бегут, и дорого мне время.
Если я решилась
С твоей судьбой и бурной и неверной
Соединить судьбу мою; то вправе
Я требовать, Димитрий, одного:
Я требую, чтоб ты души своей
Мне тайные открыл теперь надежды,
Намеренья и даже опасенья,
Чтоб об руку с тобой могла я смело
Пуститься в жизнь
как тебя достойная супруга,
Помощница московского царя.
С а м о з в а н е ц.
Не мучь меня, прелестная Марина,
Скажи:
Когда б я был не Иоаннов сын,
Тогда б.... тогда б любила ль ты меня?..
М а р и н а.
Димитрий ты и быть иным не можешь;
Другого мне любить нельзя.
С а м о з в а н е ц.
Нет! полно: скажу
Всю истину; так знай же: твой ДимитрийДавно погиб, зарыт - и не воскреснет;
А хочешь ли ты знать, кто я таков?
Изволь; скажу: я бедный черноризец;
Монашеской неволею скучая,
из келии бежал.
Явился к вам; Димитрием назвался
И поляков безмозглых обманул.
Что скажешь ты, надменная Марина?
Довольна ль ты признанием моим?
Что ж ты молчишь?
М а р и н а.
(Молчание.)
С а м о з в а н е ц
В твоих руках теперь моя судьба,
Я миру лгал; но не тебе, Марина.
М а р и н а.
Чем хвалится безумец!
Кто требовал признанья твоего?
С а м о з в а н е ц. (гордо).
Тень Грозного меня усыновила,
Димитрием из гроба нарекла,
Вокруг меня народы возмутила
И в жертву мне Бориса обрекла -
Царевич я. Довольно, стыдно мне
Пред гордою полячкой унижаться.
Прощай навек
Теперь иду - погибель иль венец
Мою главу в России ожидает.
М а р и н а.
А если я твой дерзостный обман
Заранее пред всеми обнаружу?
С а м о з в а н е ц.
Знай,
Что ни король, ни папа, ни вельможи -
Не думают о правде слов моих.
Димитрий я, иль нет - что им за дело?
Но я предлог раздоров и войны.
Им это лишь и нужно, и тебя,
Мятежница! поверь, молчать заставят.
Прощай.
М а р и н а.
Постой, царевич. Наконец
Я слышу речь не мальчика, но мужа,
С тобою, князь - она меня мирит.
И вижу вновь Димитрия.
Пора, пора! не медли боле;
Веди полки скорее на Москву -
Очисти Кремль, садись на трон московский,
Тогда за мной шли брачного посла;
Но - слышит бог -пока твоя нога
Не оперлась на тронные ступени,
Пока тобой не свержен Годунов,
Любви речей не буду слушать я.
(Уходит.)
С а м о з в а н е ц.
Она меня чуть-чуть не погубила.
Но решено: заутра двину рать.
(Задание командам « Назовите причины падения Лжедмитрия 1»).
Эпизод 3
Ведущий. «Москва осталась без царя. Дмитрий уничтожил Годуновых и сам исчез, как призрак, оставив за собой страшную пропасть, чуть было не поглотившую Московское государство».
Ведущая. «Возведенный на престол толпою своих приверженцев, а не великою земскою думой, Шуйский сделал многие уступки боярам и дал клятву не предпринимать ничего важного без их совета».
Царь Василий
Нет!.. видно, мне уже не знать покою.
(в окно)
Чего кричите? Все идите прочь!..
Ни один не двинулся!.. иль в буйстве
Вы позабыли, что такое - Шуйский?
Я сам бы поднял меч, но, силы, где вы?..
Я царствовать хочу!.. За что мне пытка,
Когда я немощен - всего с избытком!..
Иль, как тогда в Кремле, устроят сечу:
(Насыпает в кубок яд.)
Не проще ль самому пойти навстречу!..
Оставить трон? Нет!..Никогда!
Племянник молод:
И я когда-то был здоров как молот.
Не обнажай, племянничек, свой нож:
Чем мне грозишь, тем самым и умрешь!..
(Задания командам: «Кто представлял опасность для Шуйского и почему?»
Ведущая. Восстанья волны расходились По всей России в эти дни, Она бурлила и мутилась,Котлу кипящему сродни.(Задание командам: «О каком восстании идет речь? Чем оно закончилось?»)Ведущий. «Оставь государство ради мира,
не любят тебя и слушать тебя не хотят…»
(из заявления бояр и дворян В. Шуйскому)
(Вопросы командам: «Почему Шуйский не устраивал ни бояр, ни дворян?»)Ведущий. Боярская Дума, ставшая во главе государства по низложению Шуйского, жила не долго и сама по себе распалась с захватом поляками Москвы.
Ведущая. Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, преобразовалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию (В.О.Ключевский).
Гермоген. Среди предательства, измен
Святитель русский Гермоген,
Протягивая к Богу длань,
Взывал из плена: «Русь, восстань!»
Ведущий. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. К нему присоединились отряды Трубецкого и Заруцкого. Против поляков выступили москвичи.
Ведущая. Но влагере ополченцев начались раздоры. Казаки Заруцкого, недовольные тем, что Ляпунов запрещал им грабить, убили его.
Ведущий. С конца 1611 года, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться народные.
Кузьма Минин. Люди нижегородскиие! Не обессудьте, что в будний день велел звонить в колокол, что созвал вас, да сроки не терпят… Великое неустройство в государстве нашем. Бесцарствие и разброд. Воеводы же, собравшись с войсками на очищение Москвы и встав у ее стен, учиняют усобицы, города обирают. Наши распри – на руку насильникам. Многие грады пограблены да сожжены. Дойдет черед и до Нижнего. Дойдет, никуда не укроемся. Чего же колебаться? Наш час пришел. За нами – воля и право. Чаю, многих подымем, коли сами встанем купно за едино. Сообща за одно. Так похотим помочь русской земле устроением ратным! И не пожалеем ничего! Никаких денег! А не хватит добра у нас – дворы продадим, того не достанет – жен с чадами в кабалу под залог отправим! Либо гибель всем – либо избавление всем!
Ведущий. Фамильный герб Пожарского стал для ополчения своим – на большой земской печати были изображены два стоячих льва. Такое же изображение было и на знаменах.
Горожане. Мы идем восстановить добрый порядок, чтобы царю быть нежестоким и непальчивым, чтобы без судьи и без вины никого не казнить, мыслить сообща, а без ведома тайно и явно никаких дел не делать. Пускай имена наши забудутся, но останется наша Родина.
(Задание командам: «Составить кластер «Освобождение Москвы от поляков»)Эпизод 4
Ведущий. В самом начале 1613 года в Москву стали съзжаться выборные со всех концов Русской земли.
Ведущая. Это был первый бесспорно всесословный земский собор.
Ведущий. Выбрать царя оказалось непросто.
Ведущая.Многие кандидаты пытались подкупить избирателей.
Ведущий. 21 февраля 1613 года прошли окончательные выборы. Каждый участник подавал письменное мнение и во всех мнениях значилось одно имя – Михаил Федорович Романов.
(Задание командам: Почему царем был избран Михаил Романов?)
Ведущий1. Раз десять уже сворачивал старик-проводник то в одну сторону, то в другую, а лес по-прежнему сплошной стеной стоял вокруг и ни одного просвета в нем не было заметно.
Ведущий 2. Где же боярская усадьба? Первый луч показался из-за горизонта и чуть позолотил снежную равнину.
Ведущий1. Поляки поняли, что они одурачены, и набросились на проводника.Ведущий 2. Под десятком сабельных ударов он упал на землю.
(Задание командам: «О ком идет речь? В чем состоял подвиг этого человека?»)(после ответов:«Как царь отблагодарил своего спасителя?»)(Ведущий. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни «За службу и за кровь тестя его» с освобождением его и его потомства от всяких податей. В России в 17 век, и ранее и позднее, счет шел от мужских душ. Права мужчин превалировали над бесправными женщинами во всем. В том числе в наследовании имущества).Первый. Итогом Смутного времени и иностранных вторжений стало разорение западных и центральных районов страны.
Второй. Совершенно опустели деревни. Разорялись и дворяне, и крестьяне.
Третий В упадок пришли промыслы.
Четвертый. Западные и северо-западные земли были захвачены поляками и шведами.
Пятый. Не одно десятилетие понадобилось, чтобы восстановить хозяйство страны.
Шестой. Вернуть утраченные территории.
Седьмой. Как в бурю листья на деревьях повертываются изнанкой, так смутные времена в народной жизни, ломая фасады, обнаруживают задворки, и при виде их люди, привыкшие замечать лицевую сторону жизни, невольно задумываются и начинают думать, что они доселе видели далеко не все.
(Задание: «Команды составляют кластер «Опасность Смуты. Как не допустить повторения смутных времен»)Подведение итогов.
Рефлексия: составить синквейн.