Методическая разработка итогового урока по истории на тему СССР в 1953-1964 (11 класс)

«Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.»
(урок в 11-м классе, 2 часа)
1. Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемой теме.
2. Этапы урока:
1-ый урок – работа в группах (работа с хронологией, с персоналиями, с понятиями, с источниками).
2-ой урок – контрольный тест по теме (Тест прилагается)
На первом уроке используется техника «водоворот». Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает свой лист для выполнения задания и ручку (фломастер) определённого цвета. Преподаватель формулирует задания. После его письменного выполнения листы с записями передаются по кругу другим группам. Получив новый лист, группа вначале оценивает записи, сделанные предыдущими, маркируя их с помощью значков «+», «», «?». Затем члены группы добавляют свои идеи, соображения и передают лист дальше по кругу для работы. Каждая группа может делать записи на листах, используя только свой цвет. Это позволяет зрительно зафиксировать вклад в общую работу всех групп. Когда листы обойдут круг, каждая группа обобщает всё, что в них будет написано.

Задание для первой группы
Работа с хронологией
Заполните таблицу. Если в графе «Дата» стоит цифра «1» - необходимо знать и указать год (ы), если цифра «2» - год и месяц (ы) (или только месяц).

Событие
Дата
Номер п/п

Внутренняя политика
XX съезд КПСС
(1)
4


XXII съезд КПСС
(1)
7


Победа Н.С. Хрущева над Г.М. Маленковым
(1)
3


Разгром «банды Берия»
(1)
2


Разгром «антипартийной группы»
(1)
5


Смещение Г.К. Жукова с должности министра обороны
(1)
6


Падение Н.С. Хрущева
(2)
8


Смерть И.В. Сталина
(2)
1

Внешняя политика
Венгерский и Суэцкий кризисы
(1)
3


Визит Н.С. Хрущева в США
(1)
4


Второй Берлинский кризис
(1)
6


Договор о запрете ядерных испытаний в космосе. Атмосфере и под водой
(1)
8


Карибский кризис
(1)
7


Перемирие в Корее, подавление восстания в Берлине
(1)
1


Создание ОВД, нормализация советско-югославских отношений
(1)
2


Шпионский полет Ф. Пауэрса
(1)
5

Хозяйство
Запуск первого спутника, создание совнархозов
(1)
3


Начало освоения целины
(1)
2


Полет Ю.А. Гагарина в космос
(1)
4


Экономическая программа Г.М. Маленкова
(1)
1








-1-






Задание для второй группы
Работа с персоналиями
Заполните таблицу

Исторический деятель
Кто такой?

Н.С. Хрущев


Л.П. Берия


Г.М. Маленков


Ворошилов, Каганович, Молотов, Булганин


Г.К. Жуков


Брежнев, Полянский, Семичасный, Шелепин


Эренбург, Дудинцев, Пастернак, Неизвестный, Твардовский, Солженицын, Шаламов, Окуджава


Ю.А. Гагарин


С.П. Королев


Эйзенхауэр, Кеннеди


Мао Цзэдун


Г.А. Насер


Ф. Кастро


Ф. Пауэрс






Задание для третьей группы
Работа с понятиями
Дайте определение понятий и терминов.
1. Культ личности –
2. Десталинизация –
3. Мирное сосуществование –
4. Антипартийная группа –
5. Совнархозы –
6. «Третий мир» -
7. Страны социалистической ориентации –






-2-



Задание для четвертой группы
Работа с источниками
Определите, о каких эпизодах отечественной истории идет речь в отрывках из документов. Укажите годы, расставьте отрывки в хронологической последовательности.
1. «Товарищ Хрущев, сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из под контроля ЦК КПСС, перестал считаться с мнением членов Президиума ЦК и членов ЦК КПСС, решая важнейшие вопросы без должного коллективного обсуждения. Проявляя нетерпимость и грубость к товарищам по президиуму и ЦК, тов. Хрущев допустил ряд крупных ошибок в практическом осуществлении линии, намеченной решениями XX, XXI, и XXII съездов КПСС» (из Постановления ЦК КПСС).
2. «В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина еще при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии, - речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности» (из доклада съезду партии).
3. «В кабинет вошло человек 10 или более того. И Маленков мягко так говорит, обращаясь к Жукову: «Предлагаю вам как председатель Совета Министров СССР задержать Берию». Жуков скомандовал Берии: «Руки вверх!». Москаленко и другие обнажили оружие, считая, что Берия может пойти на какую-то провокацию. Берия рванулся к своему портфелю, который лежал на подоконнике, у него за спиной. Я схватил Берию за руку, чтобы он не смог воспользоваться оружием, если оно лежало в портфеле. Потом проверили: никакого оружия там не было, ни в портфеле, ни в карманах» (из воспоминаний Н.С. Хрущева).



















-3-

3. Содержательные элементы, проверяемые на уроке:

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории
Кодификатор ЕГЭ

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

СССР середины 50-х середины 60-х гг.
Политическая жизнь страны в середине 50-х гг.
XX съезд КПСС и его значение.
Реформы в социально-экономической сфере. Политика мирного сосуществования.


4. Виды заданий на:
- хронологию событий
а) Расположите события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события в правильной последовательности.
А. Строительство Берлинской стены.
Б. Московский договор об ограничении испытаний атомного оружия.
В. Перемирие на Корейском полуострове.
Г. Суэцкий кризис.
Б) Расположите события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события в правильной последовательности.
А. Смерть Сталина
Б. XX съезд КПСС
В. отставка Хрущева
Г. Карибский кризис
- систематизацию фактов
Установите соответствие между советскими политическими деятелями и фактами их биографии. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика.

Деятель
Факт биографии

1. Г.М. Маленков
А. Возглавил органы госбезопасности после смерти И.В. Сталина

2. Н.С. Хрущев
Б. Министр обороны СССР в 1955-1957 гг.

3. Л.П. Берия
В. Был избран Первым секретарем ЦК КПСС вскоре после смерти И.В. Сталина

4. Г.К. Жуков
Г. Министр иностранных дел в 1953-1956 гг.


Д. Возглавил советское правительство после смерти И.В. Сталина





-4-
Установите соответствие между странами и событиями. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика.
Страна
Событие

1. Венгрия
А. Разрыв «великой дружбы» с СССР

2. Китай
Б. Поддержка СССР в ходе тройственной агрессии

3. Египет
В. Восстание против просоветского режима

4. Куба
Г. Попытка присоединения к СССР в качестве республики


Д. Размещение советских ракет


Какие три политических деятеля из названных ниже были участниками «антипартийной
группы», отстраненной Н.С. Хрущевым от партийно-государственного руководства? Выпишите цифры, под которыми эти события указаны.
1) Г.М. Маленков 4) Ю.В. Андропов
2) А.А. Громыко 5)В.М. Молотов
3) Л.М. Каганович 6) А.М. Косыгин

Какие три события из перечисленных ниже относятся к периоду «оттепели» в СССР? Выпишите цифры, под которыми эти события указаны.
1) образование Совета экономической взаимопомощи
2) заключение советско-американского договора по ПРО (противоракетной обороне)
3) Карибский кризис
4) образование Организации Варшавского договора
5) начало корейской войны
6) нормализация отношений с Югославией

- анализ исторической ситуации
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После смерти И.В. Сталина в 1953 г. перед страной встала проблема выбора перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина.
Какие направления развития были осуществлены? (Назовите не менее трех направлений в различных сферах общества). Какие причины определили осуществление этих направлений? (Укажите не менее двух причин).
- анализ исторических версий и оценок
Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС:
1) Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, человеку, который имел много заслуг перед народом.
2) Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.





-5-
Ниже приведены две точки зрения на Карибский кризис:
Из мемуаров Н. С. Хрущева.
1) «Карибский кризис является украшением нашей внешней политии, в том числе моей, как члена того коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни одного выстрела».
2) Из статьи Б. Поклада «30 лет спустя: уроки кризиса».
«Существовали объективные причины для провокаций против Кубы и для возникновения кризиса, поскольку налицо было противоборство двух систем социалистической и капиталистической. Мы же своей безответственной операцией, предпринятой без учета реальной обстановки, дали хороший повод империалистическим кругам США для провокационных действий. Был допущен просчет, который едва не привел к катастрофе.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Существуют две точки зрения на время начала «оттепели».
1. Она началась при жизни И.В. Сталина, во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.
2. Она началась после смерти И.В. Сталина.
Укажите, какая точка зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не мене трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

5. Характерные для данной эпохи документы:

1. «Товарищ Хрущев, сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из под контроля ЦК КПСС, перестал считаться с мнением членов Президиума ЦК и членов ЦК КПСС, решая важнейшие вопросы без должного коллективного обсуждения. Проявляя нетерпимость и грубость к товарищам по президиуму и ЦК, тов. Хрущев допустил ряд крупных ошибок в практическом осуществлении линии, намеченной решениями XX, XXI, и XXII съездов КПСС» (из Постановления ЦК КПСС).
2. «В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина еще при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии, - речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности» (из доклада съезду партии).
3. «В кабинет вошло человек 10 или более того. И Маленков мягко так говорит, обращаясь к Жукову: «Предлагаю вам как председатель Совета Министров СССР задержать Берию». Жуков скомандовал Берии: «Руки вверх!». Москаленко и другие обнажили оружие, считая, что Берия может пойти на какую-то провокацию. Берия рванулся к своему портфелю, который лежал на подоконнике, у него за спиной. Я схватил Берию за руку, чтобы он не смог воспользоваться оружием, если оно лежало в портфеле. Потом проверили: никакого оружия там не было, ни в портфеле, ни в карманах» (из воспоминаний Н.С. Хрущева).




-6-
4. «Главная экономическая задача партии и советского народа состоит в том, чтобы в течение двух десятилетий создать материально-техническую базу коммунизма. Это означает: полную электрификацию страны и совершенствование на этой основе техники, технологии и организации общественного производства во всех отраслях народного хозяйства; комплексную механизацию производственных процессов, все более полную их автоматизацию; широкое применение химии в народном хозяйстве; всемерное развитие новых экономически эффективных отраслей производства, новых видов энергии и материалов; всестороннее и рациональное использование природных, материальных и трудовых ресурсов; органическое соединение науки с производством и быстрые темпы научно-технического прогресса; высокий культурно-технический уровень трудящихся; значительное превосходство над наиболее развитыми капиталистическими странами по производительности труда, что составляет важнейшее условие победы коммунистического строя».
5. Из письма читателя журнала «Коммунист», присланного в редакцию в начале 1960-х гг. с пометкой «Прошу поместить следующие подслушанные в пути мысли и ответить на них людям»
«Н. С. Хрущев называет наших руководителей «слугами народа», это все равно, что черное назвать белым... Всегда слуга получал плату у хозяина, хозяин ее ему устанавливал. У нас наоборот. Страшно широкий замкнутый круг общегосударственных и местных вождей, считающих себя гениями против руководимой ими черни, сами себе установили огромные оклады, боятся разрешить самому народу подумать об установлении оплаты руководителям, о выборе руководителей... Опубликуйте, кто из депутатов и сколько получил «за» и «против» (персонально), зачем скрывать это от избирателей?
Доверяйте людям, приобщайте к руководству страной, решению общегосударственных дел... Проводите референдумы.
Люди хотят снижения цен. Его нет несколько лет... Нужно, чтобы хотя бы по внешнему виду наши руководители были похожи на трудящихся больше, чем на буржуев... По радио и в газетах меньше восхвалять сегодняшний день, а больше звать к завтрашнему. Культ личности был не только Сталина и не по его только вине, а большинства руководителей, по их вине. А они в селе».

6. Умения и навыки, закрепляемые на уроке:
Уметь
- применять понятия и термины;
- объяснять причины и следствия;
- работать с документами;
- четко и последовательно излагать свои знания по теме (в письменном виде)



Список литературы:
1. Коваль Т.В. Методическое пособие по истории России XX век, Москва 2002г.
2. Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ, ПИШ №4, 2008 г.
3. Материалы для подготовки к ЕГЭ 2010г., 2011г.













-7-
15