Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»


Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»
Бурахович Елена Дмитриевна, учитель математики
МБОУ г.Иркутска СОШ № 6
Цель мастер-класса: показать возможность развития творческой активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке.
Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развить способности учащихся, приобщить их к творческой деятельности. К сожалению, очень часто, учитель подает информацию на уроке уже в готовом виде. А можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой и пытался самостоятельно, своим путём, прийти к необходимости решения этой проблемы. Да, можно. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.
Проблемная ситуация – это предварительная постановка изобретательской задачи. Описание проблемной ситуации обычно содержит ответы на следующие вопросы; в чем состоит главная цель решения задачи; что мешает достижению цели; что нужно для устранения затруднения, мешающего фактора; что даст решение задачи для человека и общества; какова ее актуальность. Проблемная ситуация представляет собой начальную составную часть в постановке изобретательской задачи. Анализ истории возникновения проблемной ситуации связан с установлением ее новизны, а прогноз ее развития – с обоснованием необходимости и направления ее решения.
Сейчас я покажу несколько фрагментов уроков, на которых были созданы проблемные ситуации. (Слайд 3)
Классический прием создания проблемной ситуации. Геометрия 8 класс. Теорема Пифагора. Решить задачу: Катеты прямоугольного треугольника 3см. и 4 см. На гипотенузе построен квадрат. Найти площадь квадрата. Идем по определению проблемной ситуации: в чем состоит главная цель решения задачи? (Найти площадь квадрата);
что мешает достижению цели? (не известна сторона квадрата);
что нужно для устранения затруднения, мешающего фактора? (найти сторону квадрата);
а что нужно для этого? (установить связь между сторонами прямоугольного треугольника)
(Дальше идет доказательство теоремы Пифагора, а после возвращаемся к решению поставленной проблемы и заканчиваем решение задачи).
Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.
Урок по теме «Понятие площади» 5 класс. Непривычная ситуация для учеников: в начале урока на доске отсутствует тема. Учитель начинает урок с интересного задания (красочно оформленное, вывешивается сверху, в центре доски)
-6096038100Какое сердце, синее или красное, занимает большую часть на плоскости? В процессе нахождения ответа выясняется, что необходима характеристика плоской фигуры, которая определяет ее положение на плоскости. И такая характеристика есть. А название ее, которое является и темой нашего урока зашифровано в следующем задании:

(ПЛОЩАДЬ)
Такая подача темы урока активизирует деятельность учащихся.
Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью. Обобщающий урок по теме «Площадь».
Проект «Ремонт»
Посмотрите, пожалуйста, на парты. Краска сносилась, много чёрных полос. Вам нравится? Мне тоже не нравится. Я думаю, что летом нам нужно обязательно покрасить парты. 15240-635Одна банка краски покрывает 5 кв.метров площади. Сколько банок нужно приобрести, чтобы покрасить парты в кабинете математики?
(чтобы ответить на вопрос задачи нужно найти площадь поверхности парты). Начинается реализация проекта «Ремонт». Ребята проводят необходимые замеры. Ученица выписывает их на доску, далее идут подсчеты и получаем результат.
Ребята с удовольствием решают задачу, ведь они уже не просто занимаются математикой, а решают проблему покраски пола в кабинете.
Создание проблемных ситуаций через использование познавательных заданий. Решение уравнений алгебра7 класс.
Волнистые попугаи являются самыми популярными декоративными птицами в мире152404445. Хотите узнать некоторые интересные факты из их жизни?
Сколько слов может запомнить волнистый попугай? Решив данное уравнение, вы сможете ответить на этот вопрос.
3*(х-20)+5=245. Ответ 100 слов.
Решив следующее уравнение, вы узнаете, сколько часов в сутки спит волнистый попугай.
4х+7=5х-5. Ответ 12 часов.
Вывод: Создание проблемной ситуации на уроке математики - это уникальная возможность для ученика сделать своё открытие, узнать то, что до него никто не знал. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых.