Создание проблемных ситуаций на уроках математики для обучающихся с ОВЗ.


Создание проблемных ситуаций на уроках математики для обучающихся с ОВЗучитель математики МБСКОУ№60Анисимова С.А. Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим.Луи Паскаль М – мудрость А – активностьС – счастье Т – творчество Е- единство Р- результат


Цели:Узнать приёмы создания проблемной ситуации.Расширить свои знания о технологии проблемного обучения.Поучиться применять на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию). Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не относится к проблемному обучению?Какие основные фразы или понятия объединяют остальные высказывания? В чём суть проблемного обучения? 1.Обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания.2.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.3.Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия.4.Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, такое обучение предполагает усвоение и воспроизведение знаний, и их применение в аналогичных ситуациях. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.5.Такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
1) Дети больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируются их мышление и речь на … уроке2) Ученики осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают творческие способности на … уроке3) Школьники имеют возможность отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, в результате чего вырабатывается бойцовский характер на … уроке4) Главным на современном уроке должен стать … (монолог или диалог)

Проблемная ситуация – это….1. Постановка учебной проблемы2. Поиск решения3. Выражение решения4.Творческое применение «открытых» знаний      Факторы технология проблемного обучения в коррекционной школе.– оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания; – отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни; – учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах; – личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка Варианты создания проблемных ситуаций на уроках математики.Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.Создание проблемных ситуаций через использование занимательных задач.Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.Создание проблемных ситуаций через решение задач.Создание проблемных ситуаций через противоречия. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ УМЫШЛЕННО ДОПУЩЕННЫЕ УЧИТЕЛЕМ ОШИБКИ.5класс. Х+60=85 Х=85-60 Х=15 Проверка: 15+60=75 СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ. На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок? СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ, СВЯЗАННЫХ С ЖИЗНЬЮ. УчительУченикиПредположим, что сначала цена товара была равна А. Затем цена повысилась на 10%, а в новом году снизилась на 10%. Изменилась ли первоначальная цена дтовара? (Вопрос на ошибку)Давайте посчитаем. Цена товара была 4000 руб. После повышения на 10% цена стала 4400 руб. А после понижения на 10% стала 3960 руб. (предъявление научного факта).Итак, что вы сказали сначала?А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия.)Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)Цена товара не изменилась (житейское представление).Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).Что цена не изменится.Цена уменьшилась (осознание противоречия).Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока).Урок математики в 9-м классе по теме «Задачи на проценты» Урок математики в 6 классе по теме «Решение примеров и задач по теме «Деление многозначных чисел на однозначное»». {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УчительУченикиЗадача№1.В нашей школе учатся 113 человек. Для благоустройства пришкольной территории каждый ученик весной должен будет посадить по 2саженца. В школу привезли 226 саженцев берез. Хватит ли саженцев на всех учащихся нашей школы?Задача для 2 группы.Задача№2.В нашей школе учатся 113 человек. Для озеленения клумб мы закупили рассаду цветов в количестве 336штук. Каждый ученик должен посадить по 3 кустика рассады. Хватит ли рассады на всех учеников?Как можно исправить ситуацию? Что нужно сделать для этого?Групповая работа.Учащиеся решают задачу.Обсуждают ответ на вопрос. -возникновение проблемной ситуации.Ищут выход из сложившейся ситуации.- выдвижение гипотез. Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см.СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.В вазе лежит 50 вишен. Незнайка съел 20 вишен, Гунька съел 15 вишен. Сколько вишен съели они вместе?Какое число в задаче не понадобилось для решения?Почему?Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.Автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который автомобиль был в пути). СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЯ1/5+2/5 =3/52/7-1/7=1/73/5+1/10= Плюсы и минусы. Плюсы.Больше думают, чаще говорят.Имеют возможность отстаивать собственную позицию. Осуществляют творческую деятельность.Минусы.1.На выдвижение и проверку версий и гипотез уходит много времени. Притча Желаю Вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать и подавать пример, и воспитывать в учениках человечность и доброту.