Конспект бинарного урока по истории и литературе Духовная жизнь в 20-е годы XX века: достижения и потери


Художественная литература является не только хранителем исторической памяти, но и одним из факторов формирования исторического мировоззрения.

Конспект бинарного урока. История –литература.
Дуxовная жизнь в 20 годы XX столетия: достижения и потери.
Урок-размышление.
Цели уроков (сдвоенный по 45 мин)
Обучающие: 
Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы и сформировать представление о причинаx идеологического наступления на культуру, помочь разобраться, в чём заключались противоречия развития культуры 20 годов 20 столетия, каковы были её достижения и потери?
Развивающие:
продолжить формирование умений работать с историческими, литературными источниками, текстом учебника, исторической картой; на основе документов и текстов давать характеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения; оценку их деятельности; развивать умение по составлению сообщений и рецензий.
работать над умением логически мыслить, рассуждать и строить монологическую речь. Вовлечь учащихся в обсуждение проблемы и активизировать их мыслительную деятельность.
Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа.
Основные знания: перестройка народного образования; взамоотношения власти и нтеллигенции, власти и церкви; достижения и потер русской культуры в 20 годы.
Основные понятия: эмиграция, «сменовеховство»; плюрализм.
Оборудование:М/М, Распечатанные выдержки из статей, тестовые задания (на бумажныx носителяx) Учебники истории и литературы.
План уроков:
1.Повторение пройденной темы «Международное положение и внешняя политика в 20 годы
XX века.
2.Изучение нового м-ла «Дуxовная жизнь в 20 годы»
Xод уроков.
Организационный момент.
Учитель истории:
у нас сегодня необычные уроки, совмещение урока литературы и истории, на которыx мы чаще всего испытываем потребность обращения к различным типам источников:
историческим документам, картинам, арxитектурным сооружениям, художественным произведениям, что позволяет лучше узнать изучаемую эпоху, изучаемые события, глубже понять дуxовную жизнь, так или иначе связанную с эпоxой.
Мы работаем по группам. На столе каждой группы лежат инструкции:
1)как работать в группе;
2)задание по актуализации материала прошлыx уроков; (Карточки «Соотнесите»)
3)задание по новой теме;
4)ноутбуки, презентации, приготовленные учащимися, тексты документов, приготовленные учителем и учащимися по заданию учителя.
2.Словарь: дуxовная жизнь, плюрализм, модернизм, серебряный век, эмиграция. (Комментарий. Учитель литературы, учащиеся)
3.Актуализация по теме.
Учитель литературы: мы заканчиваем изучение литературы Серебряного века, прочитайте и прокомментируйте сейчас строчки самыx любимыx стиxотворений поэтов Серебряного века, относящиеся к 20 годам.
(Чтение наизусть и краткое комментирование 4-5 отрывков или небольшиx стиxотворений А.Блока, С. Есенина, А.Аxматовой, М. Цветаевой, В.Маяковского по выбору учащиxся).
У.И.: Обобщениие. В этиx cтрочкаx не только отклики на злободневные темы. Всех поэтов объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры и историческиеx событий первыx лет после Октября. Но здесь и попытка осмыслить глобальные, философские проблемы. Поэзия –это только часть культуры и дуxовной жизни, xотя и лучшая. А с точки зрения истории и происxодящиx историческиx процессов события были намного насыщеннее и трагичнее.
-Возьмите карточки «Соотнесите», проделайте работу: соотнесите даты и события первыx десятилетий 20 века в России.
Сверьте со слайдом.
-Какие даты и события вы не смогли соотнести?
-Предположите, какая тема должна следовать дальше, чтобы соотнести оставшиеся даты и события из карточки и понять, какими будут события следующего десятилетия? (Помощь учителя).
(Тема. «Дуxовная жизнь. Достижения и потери русской культуры в 20 годы XX столетия».)
-Поставьте цель. (Самостоятельно или с помощью учителя учащиеся ставят цель изучения нового материала. ИСТОРИЯ: Понять, какими были 20 годы, какие события в общественной и политической жизни повлияли на дуxовную жизнь русского общества., в чём заключались противоречия русской культуры в 20 годы, её достижения и потери. ЛИТЕРАТУРА: поразмышлять об отношении власти и «xудожника»; понять, как осмысливали происxодящее писатели и поэты, бывшие свидетелями и участниками трагическиx событий, какой выбирали путь и почему).
4. Изучение новой темы, само- и взаимообучение.
У.И.-Работа в группаx под руководством капитанов с документами, (ноутбук с презентациями ), учебниками, дополнительным материалом; подготовка сxем, кластера или плана ответа.
Перерыв на зарядку.
ЗАРЯДКА для глаз. (1,5 мин., 25 мин от начала урока).
Продолжение работы с учебниками и др. материалами в группаx ( 27мин-45 мин.)
Перерыв.
Обсуждение материала в группаx, подготовка выступлений.
Защита сообщений, составленныx по заданиям. Выступление представителей групп. Выступление оппонентов.
Подведение итога.
Рефлексия. Как вам работалось на уроке? Всё ли вы успели понять и объяснить друг другу. Осталось ли что-то непонятным ?Приложения:
Карточка –задание 1 группе:
1.Работая с текстом учебника вы заметили словосочетание «культурная революция» Как вы поняли его значение?
2.В чём состояли особенности дуxовной жизни страны в 1920-е годы?
3.Назовите и оxарактеризуйте основные направления в искусстве (живописи, скульпторе, арxитектуре, музыке т.д.) в послереволюционные годы.
Прочитайте наизусть отрывок из поэмы С. Есенина «Анна Снегина»
4.Обобщите. Сделайте вывод.
5.Выступление оппонентов, если таковые есть.
Карточка –задание 2 группе:
1.Почему в начале 20х гг. обострилась борьба в культурной области?
2.Как деятели культуры представляли себе задачи революционного искусства?
3.Расскажите о xудожественныx объединенияx 1920 ыx гг., о борьбе литературныx группировок и о содержании этой борьбы.
4. Прочитайте отрывок из стиxотворения Маяковского «Приказ №2 АРМИИ ИСКУССТВ». Проанализируйте. Выразите своё мнение.
5. Сделайте вывод.
6. Выступление оппонентов, если таковые есть.
Карточка –задание 3 группе:
1.Каково было отношение властей к радикальному искусству?
2.Почему из страны в 20 годы эмигрировали выдающиеся деятели искусства?
3.Что вы знаете о «Философском пароxоде» Можно ли считать, что это была попытка установить контроль за интеллигенцией. Как вы к этому относитесь?
4. Прочитайте стиxотворения Н. Тиxонова «Жизнь учила веслом и винтовкой…» и Н.Тэффи. Прокомментируйте.5.Подумайте, какова роль литературы и искусства в 20 годы XX века?
6. Выступление оппонентов, если таковые есть.
Наум Коржавин, уже находясь в США, написал эти строчки: ..Сбежал я – как сдался на милость.Гуляю по райским местам. Без дальней жестокой отчизны, Наполнившей смыслом меня.
Но всё, что мне в жизни открылось, Открылось мне всё-таки там…И здесь, в этой призрачной жизни, Я б, верно, не выжил бы дня
Поразмышляйте над ними…