Алюминий и его соединения. Важнейшие месторождения в Казахстане.


Предмет: химия Класс 9 Урок № 36 Баймуратова З.М
Тема занятия Алюминий и его соединения. Важнейшие месторождения в Казахстане.
Ссылки, ресурсы Учебник «Занимательная химия», ТСО
Цель урока Обучающая - выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и  их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку  учебного процесса:
Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности обучения
Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Результаты обучения для учителей Усвоение новой темы, учатся сомооцениванию, фомируют навыки работы в группе
Общая цель урока Самостоятельное формирование знаний, умений и навыков.
Отображать теоретические и практические навыки, закрепить и углубить знания, развить умение самостоятельно пополнять и систематизировать знания, пользоваться учебником и соблюдать правила работы в коллективе.
Воспитать самостоятельность, достигать поставленной цели через соперничество, творческую способность, трудолюбие учащихся. Воспитание коммуниктивности учащихся через групповую деятельность.
Этапы урока Время Действия учителя Действия ученика
І. Организационный момент-5 минут
Рефлексия
Цель:
Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому. 1минута Предоставить различные смайлики с различными настроениями
Выбирают, соответствующие их настроению смайлики и крепят их на доске
Психологический настрой
1-2 минуты Предложить ученикам стать в круг и сказать друг другу пожелания к уроку Ученики становятся в круг и говорят пожелания
Распределение по группам:
1минута Предлагает вытянуть жребий и разделиться на группы Ученики садятся за столы с соответствующими номерами
Создать «Правила группы» 1минута Предлагает вспомнить правила в группе Каждый ученик может озвучить одно правило
Стадия – ВЫЗОВ 4-5 минут
ІІ. Проверкад/з
«Проблемный вопрос» 2-3 «что объединяет изображения» (слайд №1 – изделия из алюминия). Правильный ответ – алюминий
Какова же тема урока? а я хочу назвать урок «Номер 13: счастливый или нет?»)
Почему же я дала такое название? Ученики пишут тему нового урока(Учащиеся назовут «Алюминий и его соединения»; (порядковый номер алюминия в ПСХЭ – 13, с таким числом связаны суеверия)
ІІІ. Повторение пройденного материала: 2-3 минуты – решите анаграммы и исключите лишнее: леруогд – углерод нмийекр – кремний иксолодр – кислород ддрооов – водород лйминиаю – алюминий
Откуда появилось его название? (Алюмен – в переводе с лат. – квасцы, которые использовали для крашения тканей) Правильный ответ – алюминий (остальные элементы – неметаллы).
IV. Подготовка к изучению новой темы:
1-2 минуты Раздать ученикам перфокарты ЗХУ Алюминиевая посуда – признак низкого достатка? Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза.
При приготовлении пищи в такой посуде алюминий переходит в организм, где и накапливается.
А в XIX веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. Наполеон III устроил однажды банкет, на котором особо почетным гостям выдали алюминиевые ложки и вилки, гости попроще удостоились обычными для императорского двора золотыми и серебряными приборами. К тому же только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем времена алюминиевая погремушка. После окончания школы за отличную учебу и поведение Вас могут премировать алюминиевой кружкой? Сейчас нет, а вот раньше стоимость алюминия превосходила стоимость многих драгоценных металлов. К примеру, Д.И.Менделееву среди других подарков, из золота и платины преподнесли еще более дорогой подарок, чем всец предыдущие – чашу из алюминия.
Ученик заполняет графы: «Знаю» и «хочу узнать»
Цель и задача занятия – формулируют учащиеся (Важно подчеркнуть необходимость самооценки знаний с последующим составлением индивидуальной части домашнего задания).
Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ»12-13 минут
V. Изучение нового материала самостоятельно
Техника «Карусель»
5- мин Дать задания каждой группе. Регламент- 5 минут 1.Алюминий является рекордсменом по многим параметрам. 2.Перечислите их (плотность, электропроводность, пластичность, распространенность в земной коре) 3.Какими же химическими свойствами он обладает? Вопрос к учащимся: Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличие от металлов? (взаимодействие со щелочью)
Каждая группа составляет свой постер по Информационной схеме:

2 минуты Дает сигнал напоминающий о регламенте- 1 минута Команды поочередно выходят к доске и раскрывают тему
2-3 минуты Дает сигнал напоминающий о регламенте- 1 минута Команды поочередно выходят к доске и раскрывают тему соперников
1 минута Сосчитать количество заработанных минут Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» 13-15 минут
VI. Первичная проверка усвоения нового материала: «Ранжирование» 2-3 минуты рефлексия Графический диктант (+ -)Собирают и систематизируют
Регламент- 1 минута
Операция «Делу- время!»
За скорость – 1 минута!
За правильную сборку постера- 1 минута!
За четкий и лаконичный ответ (защита постера)- 1 минута!
За участие группы в полном составе при защите постера- 1 минута!
Минус 1 балл за каждого не активного члена группы
А если сумеете правильно повторить материал соперника –1 минута на ученика!
(даётся 1 попытка и 1 минута для каждой группы)
За верное ранжирование – 1 минута
За скорость ранжирования- 1 минута
VII. Закрепление полученны
х знаний 7-10 минут Разноуровневые задания каждому ученику.  Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции:
Ученики выполняют задания поочередно начиная от легкого к сложному
VIII. Подведение итогов 1-2 минут Указать на перфокарты «ЗХУ» Ученики заполняет графу«Узнал»
Несколько учеников озвучивают свои ответы.
1-2 минут Просит расмотреть смайлики на начало урока, если настроение изменилось исправить и смайлики Исправляют улыбки у смайликов
Оценивание 3 минуты Критериальное оценивание учителем по заполненным бланкам Учащиеся оценивают работу друг друга по стратегии «Две звезды, одно пожелание»
Информация о д/з 1-2 минут Домашнее задание:  Письменное задание. Составьте текст рекламы алюминия или изделия из него, либо подготовьте вопросы для интервью у алюминия (вопросы задаются одноклассникам, учителю или присутствующим  на уроке учителям) прочитать параграф,
Ответить письменно на вопросы в конце параграфа,
приготовить кроссворд или ребус по пройденной теме
Источники, оснащение и оборудование Учебник, карточки, жребий, ТСО
Анализ и оценивание практического занятия Изменения к занятиям Рефлексия Баймуратовой З.М. учителя химии и биологии
Мною был проведен урок химии в 9 в классе по теме «Алюминий и его соединения. Важнейшие месторождения в Казахстане»
Целью урока является выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.
Ожидаемый результат:
1. Самостоятельное формирование знаний, умений и навыков.
2. Умение отображать теоритические и практические навыки, закрепить и углубить знания, развить умение самостоятельно пополнять и систематизировать знания и пользоватся учебником и другими дополнительными источниками.
3. Соблюдать правила работы в коллективе при этом достигать поставленной цели через соперничество.
4.Выработать навыки самооценивания и оценивания через критерии и дискрипторы.
5. При работе с раздаточными материалами развить критическое мышление учащихся.
Трудности при проведении урока:
1.Большой объем материала.
2.Несоблюдение регламента времени.
3.Оценивание по критериам.
Пути решения: 1. Учет регламента время для выполнения конкретных задании.
2. Для учета индивидуальных и возрастных особенностей продумать разноуровневые задания и систему критериев оценивания как групповой так индивидуальной работы учащихся.