статья Этнополитические процессы в Российской Федерации


МКОУ КАРАЙЧЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БУТУРЛИНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
Статья
«Этнополитические процессы в Российской Федерации»
Автор:
Иванчикова Татьяна Дмитриевна - учитель истории

2011 г.
Россия складывалась в многонациональную державу под давлением специфических геополитических обстоятельств, определяющим стержнем которых выступало долговременное совпадение в тот или иной период интересов народов на обширных просторах значительной части Европы и Азии, что способствовало их преимущественно добровольному единению. Именно так осознавалась необходимость объединения с Россией многими народами, принимавшими на том или ином этапе решение в целях самосохранения воспользоваться её государственным покровительством. В тех случаях, когда присоединение достигалось посредством принуждения, оно чаще всего диктовалось настоятельными потребностями обеспечения безопасности этих рубежей на представлявших постоянную угрозу направлениях. Внезапные набеги на Россию крымских татар, горцев, ногайцев были обычным явлением. После этих набегов, области подвергшиеся их нашествию долгое время оставались в запустении. Предпринимавшиеся военные акции со стороны России не приводили к установлению дискриминационных норм в отношениях к таким народам, а их главное значение сводилось к стабилизирующим ситуацию государственным ограничениям, с сохранением статуса местного самоуправления. Присоединённые к России народы не подвергались унизительной дискриминации в системе управления. Для них она чаще всего имела не прямое, а косвенное предназначение, бес посягательства на основные нормы этнического общественного быта, при соблюдении уважительного отношения к их обычаям и религиозным приверженностям. Внутренняя самостоятельность инонациональных сообществ и российские административные ограничения указывают на то, что в государственную систему России было заложено не подавление, а политический компромисс. В России разные национальности были связаны общими интересами, сложившимися веками и вытекавшими из географического единства территории, их взаимной экономической зависимостью. С конца XIX века начала проводится политика насильственной русификации инородцев, что привело к пробуждению национального самосознания.
Особенностью нашего государства являлось то, что национальные окраины из-за своего сопредельного положения, а также равноправного статуса утрачивали признаки обособления и инородности и интегрировались в единое государственное пространство. Другой особенностью образования единого государства было тяготение России к Востоку, так как значительные территории, вошедшие в состав российского государства в XVIII - XIX веках, были заселены народами близкими по культуре, религии с народами Востока (казахи, народы Кавказа, Туркестанского края). Сближение этих регионов с Россией способствовало их социально- экономическому и государственно-политическому развитию.
Особая история Северного Арцаха в составе России. Арцах (Карабах), играл особую роль в истории армянского народа. Этот край отличался развитой экономикой, богатыми духовными традициями, военной мощью и имел решающее значение в судьбах Армении на многих этапах её истории (в борьбе с Персией, Турцией). Пётр I считал армян надёжными союзниками в своих планах расширения и укрепления южных границ империи. Последующие российские правители проектировали освобождение Арцаха, и в 1805 году Арцах был присоединён к Российской империи - это создало условия для быстрого развития края.
Россия в советское время представляла собой сложное полиэтническое образование, объединяющее народы разных языковых групп, культур, конфессий. Россия является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность. За советский период истории многие её народы сформировали основу своей государственности, которая осознаётся в настоящее время как величайшая ценность и историческое достижение. События, произошедшие после 1918 года, привели к образованию новых государств, в том числе и Армении, в состав которой входил Арцах. великие державы старались ослабить роль России на Востоке, что было на руку Турции, которая стремилась овладеть Закавказьем. Именно в это время появилось государство Азербайджан, который с помощью Англии и Турции пытался завоевать часть Армении, однако, что не удалось сделать силой, было осуществлено политическим путём. В 1921 году по распоряжению Сталина Арцах был передан Азербайджану. Началась борьба армянского народа за освобождение. В оторванных территориях Арцаха проводилась политика вытеснения армян, уничтожение памятников культуры. Противостоять притеснениям мог лишь Шаумяновский район - место компактного проживания армян - бывшее Гюлистанское меликство. В Азербайджане раньше других почувствовали признаки грядущего развала СССР, там началась откровенная политика изгнания армян с земли их предков. Первой жертвой стала армянская деревня Чардахлу, в 1987 году вооружёнными отрядами азербайджанской милиции она была опустошена и разграблена. После этого погромы армян начались по всему Азербайджану. В 1988 году началось арцахское движение с требованием самоопределения. 20 февраля 1988 года сессия облсовета приняла решение о передаче ИКАО в состав Армении, это спровоцировало армянские погромы в Сумгаите, Баку и во всех городах и районах Азербайджана. В 1991 году началось вытеснение армян из Шаумяновского района. В ходе семи дней упорного сопротивления армяне были депортированы. Вооружённую помощь Азербайджану оказала Турция и другие исламские силы. В июне 1991 года Шаумяновский район был опустошён и передан Азербайджану. Сотни мирных жителей погибли, десятки взяты в заложники, судьба многих остаётся неизвестной.
Показательна судьба другого народа турок-месхетинцев. Массовая резня в Узбекистане названная «Ферганской трагедией» (1989 года) до предела обострила сложную и запутанную проблему турок-месхетинцев. Десятки тысяч людей остались без крова «Турки-месхетинцы - дважды изгнанники Советского Союза» писала Комсомольская правда от 10 августа 1989 года очень ёмко и точно передавая всю трагедию этого многострадального народа. Существует нескользкого версий начавшихся событий. Одной из них является, по мнению автора статьи «Затмение»
А. Головкова, идея создания панисламского государева в Узбекистане. Узбекистану требуется прочный союз всех мусульман. В конце 1989 года «эмиссары» из Ташкента встречались с лидерами комитета по возвращению турок-месхетинцев на родину «Вы мусульмане и мы тоже, объединимся ради священной идеи». Турки отказались от союза, им намекнули на расправу и дали время на размышление. Турки- месхетинцы рассуждали «государство нас должно защитить», но оказалось - зря надеялись. 3-7 июня 1989 года после нападения узбеков, потеряв много соплеменников и всё своё состояние, турки-месхетинцы ещё раз были изгнаны в этот раз из Узбекистана и оказались в России. В наше село, расположенное в Бутурлиновском районе, приехало 20 семей турок-месхетинцев. Началась новая жизнь на новом месте
З а к л ю ч е н и е
Государством - сообществом народов является РФ. По данным переписи населения 2002 года в его состав входят представители 160 этносов. В статье «России на рубеже тысячелетий» В.В. Путин подчеркнул, что «плодотворная созидательная работа, в которой так нуждается наше отечество, не возможно в обществе, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщённом. В обществе, где основные социальные слои, политические силы придерживаются различных базовых ценностей и основополагающих идеологических ориентиров». В.В. путин предложил концепцию национального строительства РФ, основанную на четырёх ключевых пунктах: патриотизм, государственничество, державность, социальная солидарность. Непосредственная угроза распада России миновала. Однако по-прежнему остаётся целый комплекс неурегулированных проблем, это говорит о ещё нестабильном национальном единстве России.