План урока .Политические партии.


Предмет: обществознание
Тема программы: политика как общественное явление.
Тема урока:
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация.
Цели урока:
Образовательная – познакомить с основными признаками политических партий и движений, показать сущность основных типов партийных систем, тенденции развития политических партий и движений в России.
Развивающая – развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, получать информацию из интернет источников и оформлять её.
Воспитательная – формировать отношение к политическим партиям и их роли в жизни современного общества, воспитывать активную гражданскую позицию и критическое мышление, формировать мировоззрение.
Тип урока: урок- анализ, изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: проблемный, критического мышления, наглядный.
Методическое обеспечение :ПК (персональный компьютерММП (мультимедийный проектор, программное обеспечение, презентации студентов, таблицы и схемы по теме.
Межпредметные связи: история
Литература: А.Г.Важенин «Обществознание», Е.Н.Сорокина «Уроки обществознания».
Ход урока:
1. Организационная часть
- Проверка готовности к уроку.
- Постановка целей и задач урока: на политической арене действуют различные политические силы и среди них самыми влиятельными в политической системе общества являются партии. Именно они выражают интересы определённых слоёв общества, являясь связующим звеном между государством и гражданским обществом. Мы, реализуя своё конституционное право участвовать в управлении государством, голосуем за ту или иную партию в надежде на лучшие изменения в нашей жизни, поэтому для нас важно разбираться в вопросах возникновения, развитии и деятельности политических партий. Сегодня мы постараемся проанализировать эти вопросы и сделаем выводы о партиях в России.
(слайд с темой и целями занятия).

2. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос :На предыдущих уроках мы говорили о политической идеологии, эти знания нам необходимы для изучения новой темы.
-что такое политическая идеология? (это система философских, политических, нравственных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идей).
-какие идеологии мы знаем? (либеральную, консервативную, социал- демократическую, религиозную).
-что формирует политическая идеология? (политическое сознание).
-содержание либеральной идеологии (свобода, в пер. с фр., частное предпринимательство, защита прав и свобод, ограничение государственного вмешательства в экономику).
-содержание консервативной идеологии (отрицание революции и реформ, защита традиций и привычных устоев жизни, ветвями консервативной идеологии являются традиционализм, либертаризм-как отрицание государственного вмешательства в экономику, неоконсерватизм, т.е. «новый»- признание ограниченных реформ).
-содержание социал- демократической идеологии (большая роль общественной собственности в экономике, государственное регулирование в экономике и социальной сфере, социальное партнёрство и классовое сотрудничество).
-содержание религиозной идеологии (фундаментальный ислам, борьба идей шиитов и суннитов, приход к власти талибов в Афганистане, идеи православия, протестантизма, католицизма).
3. Изучение нового материала.
1.Понятияполитической партии и политического движения.
Студентам предлагается проанализировать таблицу "Сущность политической партии" и выделить наиболее точную позицию, аргументировав её.
Далее, после обсуждения, студентам предлагается выделить главные признаки политической партии (демонстрируется слайд "Признаки политической партии"), какой из признаков вы считаете наиболее важным, аргументируйте.
Работа с конспектами: записать определение политической партии и политического движения, их отличие. (определения на слайде).
Работа над понятием "структура партии": выделяются 3 уровня (блок избирателей, официальная партийная организация, партия в системе правления), слайд.
2.Типология и функции политических партий.
Демонстрируется слайд "Классификация политических партий"
Проблемный вопрос: как можно классифицировать партии по идеологическому типу?
Предположите, какие функции выполняют политические партии?
После ответов студентов слайд со схемой"Функции политической партии", запись в конспект и обсуждение.
3.Типы партийных систем.
В ходе борьбы за власть складывается определённый механизм, который называется партийной системой. Кто может предположить, какая партийная система в РФ? Иными словами, как много партий участвует в выборах? Студенты приходят к выводу, что в РФ многопартийная система, альтернативная. Предлагается посмотреть домашнее задание на тему "Партии в РФ" (автор Савохин Олег).
После просмотра презентации работа с конспектом: студенты записывают со слайда партийные системы.
4.Закрепление материала.
Предлагается посмотреть презентации о правящей партии в России и о партиях, победивших на последних выборах в Думу (авторы студенты Кузнецов А., Корвяков Д., Моисеев А.)
Проблемный вопрос: как вы считаете, какие партии в будущем найдут большую поддержку избирателей?
5.Рефлексия.
Пятиминутная проверка знаний по новой теме в форме мини- теста.
Политическая партия- это:
А) блок избирателей;
Б) солидарная активность граждан;
В) добровольное объединение людей определённой идейно- политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть.
2. Сущностью политической партии является:
А) определённая политическая идеология;
Б) представительство интересов социальных групп и классов;
В) всё выше перечисленное.
3. Продолжи предложение: «Солидарная активность граждан, направляемая на достижение какой- либо значимой политической цели есть _______________ ____________________».
4. По участию в осуществлении власти партии бывают:
А) левые;
Б) правые;
В) центристские;
Г) правящие;
Д) оппозиционные.
5. Тип партийной системы в РФ:
А) однопартийная;
Б) двухпартийная;
В) многопартийная;
6. Что не относится к функциям политической партии?
А) борьба за власть;
Б) формирование общественного мнения;
В) подготовка кадров политиков;
Г) определение внешнеполитической стратегии государства.
7. Продолжи предложение: «Совокупность легально действующих партий и отношений между ними составляют ____________________ ________________________».
4. Подведение итогов урока.
Оценка общего уровня усвоения материал, выставление оценок вывод по материалу: мы узнали сущность политической партии, её определение, функции и отличие от политического движении, типы политических систем, а также познакомились с партиями Российской Федерации.
5. Задание на дом.
Конспекты, параграф 6.1 стр.266, 6.6 учебника А.Г.Важенина.