Курсовая работа на тему: Общественно-политические взгляды Максимилиана Робеспьера.

Содержание 
Введение                                                                                                  
3
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.

провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера

1    Биография и личность Максимилиана Робеспьера 


провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера

Обзор мнения ученых – историков о личности Максимилиана
Робеспьера
8
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.

провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера

1.2  Краткая биография Максимилиана  Робеспьера
14
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.

провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера

1.3  Воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера 
15
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.

провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера

2 . Общественно - политические взгляды Максимилиана Робеспьера

провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.

провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера

2.1. Политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера
17
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.

провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера

2.2. Социальная политика Максимилиана Робеспьера
24
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.

провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера

Заключение
29
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.

провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера

Список источников и литературы
31
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.

провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера




















Введение

Актуальность исследования данной курсовой работы обусловлена следующими факторами. Не вызывает сомнения тот факт, Великая Французская революция (1789 года) сыграла огромную роль в развитии современного права, а так же создании демократических и правовых структур. Подавляющее большинство историков полагает, что Французская революция имела огромное международное значение и напрямую повлияла на распространение прогрессивных идей, а так же оказала огромное влияние на дальнейшее развитие революций в Европе и Латинской Америке.
При этом, нельзя не отметить огромные жертвы, которые понесла Франция за во время революции: от революционных битв, голода, массовых эпидемий, террора Франция потеряла почти 8% населения. Практически все ученые - исследователи согласны с тем, что пик революции пришелся на временной промежуток со 2.06.1793 г. по 27.07. 1794 г. – на период нахождения у власти якобинцев, в частности, их предводителя – Максимилиана Робеспьера.
Актуальность и интерес данного исследования определяется необходимостью изучения роли одной из самых значимых фигур во французской истории – Максимилиана Робеспьера, а также его общественно – политических взглядов развивающихся на фоне социальных и политических процессов, которые происходили в период нахождения Максимилиана Робеспьера у власти.
Так же значимость исследования определяется острой дискуссионностью поставленной проблемы. Историки различных стран и эпох очень по-разному оценивали деятельность Максимилиана Робеспьера. Например, в советской историографии деятельность Максимилиана рассматривалась с точки зрения марксистского подхода, а в настоящее время появилась необходимость пересмотра оценки роли якобинского вождя в Великой Французской революции. Важно найти «золотую середину» - не нужно идеализировать его деятельность, как это было в советский период, но не стоит и умалять его заслуг, как это делают большинство зарубежных авторов, то есть необходимо выявить не только отрицательные черты в политике Максимилиана Робеспьера., но и положительные факторы, повлиявшие на дальнейшую историю Франции и даже мировую историю.
При написании курсовой работы было использовано несколько групп источников.
1 группа включает в себя основные законодательные и нормативно- правовые акты Франции XVIII в.. Данные документы позволяют определить основные направления деятельности Максимилиана Робеспьера во время Французской революции.
К документам данной группы относятся Конституции Франции 1791 г., 1793 г. Конституция Франции (1791г.) официально провозглашала монархическую форму правления, но при этом значительно ограничивала королевскую власть. Исполнительная власть доверялась королю Франции, но осуществлялась под его главенством министерствами. Преамбулой к данной Конституции являлась Декларация прав человека и гражданина, впервые во Франции провозгласившая равенство всех граждан.
По сравнению с ней более демократичной являлась Конституция 1973 года - И года республики, которая была принята Национальным конвентом 24.06. 1793 г. Согласно данной Конституцией Франция объявлялась республикой, исполнительная власть в которой вручалась комитету из 24 лиц. Законодательное собрание предполагалось избирать сроком на один год, выборы стали прямыми, избирательный возраст понизился с 25 до 21 г.
К данной группе источников относятся декреты и постановления законодательных органов Франции. Так, важнейшим источником является Декрет Конвента о подозрительных от 17.09.1793 г. Согласно данному декрету ряд категорий граждан должен подлежать аресту. Фактически этот декрет стал основанием для арестов и казней тысяч французских граждан.
В один ряд с этим документом можно поставить Постановление Парижской коммуны 10.10.1793 г., ещё более расширявшее круг лиц, которые подходили под категорию «подозрительных».
Важнейшим источником является Декрет Национального конвента, реорганизующий военный трибунал. Согласно этому документу, наказанием за все преступления, подлежащие ведению Революционного трибунала, являлась смерть. «Заговорщики» перестали иметь право на защиту, при наличии «моральных или вещественных доказательств» допрос свидетелей отменялся. Этот закон стал основанием для сотен казней, проводимых во Франции в период с 10.06.1794 г. по 27.07.1794 г., т.е. в период особо активной политической деятельности Максимилиана Робеспьера.
К 2 группе источников можно отнести относят речи и доклады Максимилиана Робеспьера, а так же его современников и переписка Максимилиана Робеспьера с членами якобинского клуба. Благодаря данной группе источников можно проследить трансформацию политических взглядов Максимилиана Робеспьера, и определить оценку его деятельности современниками. Например, 30.05.1791 г. М. Робеспьер в своей речи выступал против смертной казни, называя её несправедливой. Спустя 1,5 года, 28.12.1792 г., во время суда над Людовиком Капетом, М. Робеспьер выступал уже за казнь бывшего короля, что во многом повлияло на решение Конвента относительно его судьбы.
3 группа включает в себя материалы печатных изданий («Старый кордельер», «Французский патриот» и др.), анализ которых позволяет выявить субъективные взгляды современников на политические и социально-экономические проблемы Франции того времени и на деятельность Максимилиана Робеспьера. Например, Демулен К. в своей газете «Старый кордельер» приводит данные о 200 тысячах граждан, находившихся в тюрьмах в конце 1793 г.
В газете «Французский патриот», издаваемой Бриссо Ж.-П., М. Робеспьер обвиняется в том, что он хочет начать гражданскую войну. Данное заявление носит пропагандистский характер и объясняется острой политической ситуацией во Франции в данный период времени, а именно борьбой между партиями жирондистов и якобинцев.
4 группа - это воспоминания и личная переписка Максимилиана Робеспьера. Благодаря этой группе источников представляется возможным более тщательно рассмотреть взаимоотношения Максимилиана со своими родственниками и приближенными. Например, из письма О. Робеспьера своему брату можно узнать о непростых взаимоотношениях в семье Робеспьер.
Объект исследования данной курсовой работы - политико-правовые воззрения Максимилиана Робеспьера, его теория государственности, методы водворения его идей в жизнь.
Предмет исследования – деятельность Максимилиана Робеспьера.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1758 г. по 1794 г. Нижняя временная граница обусловлена датой рождения Максимилиана Робеспьера; верхняя временная граница – датой его казни.
Целью данного исследования является изучение общественно-политических взглядов М. Робеспьер и его политической деятельности.  
Исходя из цели исследования, задачами исследования являются:  
- провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера;
- рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера;
- проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера 
- изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера
- исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера;
- сделать выводы.
Методологическая основа исследования. В работе использовались методы ретроспективного и сравнительно-исторического анализа, предполагавшие сравнение программ различных партий в период Французской революции, а также выявление эффективных стратегий и тактик в деятельности якобинцев и, в частности, Максимилиана Робеспьера.
При изучении документов и законодательных актов данного периода применялся метод анализа.




















1    Биография и личность Максимилиана Робеспьера 
 
1.1. Обзор мнения ученых – историков о личности Максимилиана Робеспьера

Личность Максимилиана Робеспьера вызывает интерес у всех исследователей на протяжении почти 2 столетий, но до сих пор, как у зарубежных, так и у отечественных историков не сложилось единого мнения о лидере якобинцев. Одни учёные относятся крайне негативно к политической деятельности Максимилиана Робеспьера, другие – более взвешенно, третьи идеализируют личность Максимилиана Робеспьера и его политическую деятельность.
Первыми о личности Максимилиана Робеспьера заговорили представители школы французских историков эпохи Реставрации (1815-1830 гг.). Среди них необходимо выделить Минье Франсуа, издавшего первый подлинно научный труд по истории Великой французской революции. Франсуа Минье крайне негативно отзывался о Максимилиане Робеспьере, отмечая его отрицательные качества: пустой и тщеславный характер, страстное самолюбие, невеликую душу. Историк отмечал, что Максимилиан Робеспьер сделал политическую карьеру не умом, а импульсивным поведением, а якобинцев он называл «фанатичной сектой».
Вскоре после Реставрации Бурбонов во Франции наметилось и возрождение революционных идей. Одним из ярчайших представителей революционной традиции стал Филиппо Буонарроти. В первой половине XИX в. он издал свой труд «Заговор во имя равенства», в котором среди всех деятелей Великой французской революции выделял Максимилиана Робеспьера, выделяя лишь светлые его стороны.
В середине XIX в. вышел труд представителя английского радикального идеализма Томаса Карлейля «История Французской революции». Т. Карлейль в своей работе большое внимание уделяет Максимилиану Робеспьеру, говоря о нём как о самом твёрдом и честном человеке той эпохи.
Анализом политической деятельности Максимилиана Робеспьера занимались и представители позитивистской школы. Среди них следует отметить Ипполита Тэна. Французский исследователь, он открыто критиковал действия якобинцев, особенно их вождя – Максимилиана Робеспьера. Так же как и Ф. Минье, И. Тэн отмечал огромных размеров гордыню Максимилиана. По мнению И. Тэна, концепция правления Робеспьера была ясна: необходимо подчинить злых добрым, или просто уничтожить злых. Таким образом, якобинец освятил свои убийства, и теперь он убивает из человеколюбия.
В 70-80 гг. XIX в. происходит становление либерально-республиканской исторической школы во Франции, ярчайшим представителем которой был Альфонс Олар. А. Олар не был так радикален по отношению к М. Робеспьеру, как И. Тэн, напротив, исследователь отмечает положительные качества Максимилиана Робеспьера. По мнению исследователя, М. Робеспьер «выступал защитником народа, а источник жестокости террора историк видит в унижениях, которым подвергался М. Робеспьер как литератор, и из-за этого он оставался недоверчивым и подозрительным даже в момент своих успехов». Историк отмечает, что в 1793 г. М. Робьеспьер был «самым популярным человеком во Франции».
Отдельный интерес вызывают работы представителей марксизма. Среди зарубежных историков-марксистов выделим Жана Жореса, который считаел, что французские революционеры явили миру первый пример великой страны, которую спасла сила народа. М. Робеспьер, по мнению исследователя, организовав революционную власть, спас свою страну от гражданской войны, анархии и поражения, но после разгрома эбертизма и дантонизма у Робеспьера «появились подозрения, наступило ослепление и головокружение».
Из зарубежных исследователей - марксистов нужно отметить Альбера Матьеза, который высоко оценил действия якобинцев в целом и Максимилиана Робеспьера, в частности, и считавшего, что « якобинцы взялись защищать и спасать своё отечество.
В XX веке среди зарубежных историков огромный вклад в изучение Французской революции внёс Бронислав Бачко. Исследователь отмечает, что Робеспьер всегда ссылался на народ, отожествляя себя с ним. Также Б. Бачко говорит о том, что до установления якобинской диктатуры Максимилиан никогда не подстрекал к продолжению насилия и лично не присутствовал при его проявлениях. Убийства же М. Робеспьер рассматривал как продолжение «славного дня» 10 августа и сводит вопрос о народном насилии к проблеме революционной законности, говоря: «Неужели вы хотели революцию без революции?». Историк высказывает мнение, что М. Робеспьер не знал жестоких реалий Террора; он ни разу не посетил тюрьму, ни разу не посмотрел на гильотину.
Говоря об российских исследователях необходимо выделить несколько периодов в изучении жизни и деятельности Максимилиана Робеспьера.
Среди дореволюционных историков огромный вклад в изучение французской революции внёс Кареев Н.И., который не очень лестно отзывался о Робеспьере М., но и не критиковал его, как ранее делали Тэн И. или Минье Ф. Кареев Н.И. отмечал, что в характере Максимилиана Робеспьера странно сочетались почти полное отсутствие чувства жалости, холодная жестокость и нежная сентиментальность, которая заставляла говорить его о справедливости, человеколюбии, добродетели. Кареев Н.И. считал, что Максимилиану Робеспьеру потребовалось три года, чтобы занять положение, которое, например, Марат занимал с начала революции. По мнению историка, Максимилиан «отожествлял революцию с якобинизмом, а якобинизм с самим собой»
Другой отечественный исследователь истории, писавший о Французской революции со стороны анархистской концепции, Кропоткин П.А., категорически отрицал идею о том, что Максимилиан Робеспьер был диктатором. Кропоткин П.А.соглашался с мнением о том, что Максимилиан Робеспьер обладал большой властью, объясняя это его верой в революцию, неподкупностью и привязанностью к демократической республике. Кропоткин П.А. называл Максимилиана Робеспьера фанатиком который не пользовался революцией в личных видах.
Советские учёные придерживались ленинского подхода в трактовке значения якобинской диктатуры и роли Максимилиана Робеспьера. Ленин В.И. высоко оценил заслуги якобинцев, но вместе с этим видел и слабые стороны и их ошибки.
Линдов Г. всегда очень лестно отзывался о Максимилиане Робеспьере и называл его человеком «безусловной честности и безупречной нравственности..», «гением революции», который выше всего ставил закон. По пути террора же, по мнению советского исследователя, Максимилиана Робеспьера толкали его принципы и стремление довести революцию до конца.
Захер Я.М. называл Максимилиана Робеспьера «виднейшим вождём революции». Но, по его мнению, монтаньяры занимали по своему положению промежуточное место между крупной буржуазией и пролетариатом, поэтому стали тормозом для дальнейшего социально-экономического развития Франции. Физически революция была совершена силами пролетариата и крестьян, крупная же буржуазия была не заинтересована в победе «низших классов». Поэтому якобинская диктатура была обречена на поражение, торжество революции означало победу крупного капитала, коим не обладала мелкая буржуазия, интересы которой представляла партия якобинцев и её вождь – Максимилиан Робеспьер.
Манфред А.З. очень хорошо отзывался о вожде якобинцев и высказал мнение, прямо противоположное мнению Кареева Н.И. Манфред А.З. утверждал, что Максимилиан Робеспьер – единственный из вождей революции, который прошел от начала до конца. По мнению Манфред А.З., у Максимилиана Робеспьера было много врагов, которые после его падения старались очернить имя «неподкупного»; после краха якобинской диктатуры все её противники сошлись на том, что Максимилиан был тираном, диктатором, убийцей, что Манфред А.З называет чудовищной клеветой.
Также положительно отзывался о Максимилиане Робеспьере Левандовский А.П., который написал работу «Робеспьер», посвящённую биографии «Неподкупного». В заключении автор говорит о том, что дело, за которое боролись революционеры-демократы, бессмертно, и М. Робеспьер заслужил «право на бессмертие»18.
Противоположного мнения о Максимилиане Робеспьере был Ревуненков В.Г. , который утверждал, что диктатура, которая была создана Робеспьером, несовместима с демократией и ориентирована не только на подавление контрреволюции, но и на обуздание санкюлотского движения. Якобинская диктатура, по мнению Ревуненков В.Г., прямо направлена на подавление феодальных сил и на обуздание плебейского движения. Диктатура не только не сочеталась с расширением демократии для народа, но дополнялась такими мероприятиями, которые её явно урезывали.
Бовыкин Д.Ю. отмечал, что на рубеже XX-XXI вв. «на смену жестко идеологизированной марксистско-ленинской историографии Французской революции пришел плюрализм взглядов и мнений. Отказ от марксизма произошёл не под влиянием осмысления новых фактов, а в силу изменений, которые произошли в нашем обществе и принесли новую систему ценностей» 
Современные историки далеко отошли от исследования проблем роли личности во Французской революции и акцентируют внимание на анализе влияния ее на развитие европейских стран, историографии ее исследования. Среди данных исследователей стоит выделить Ревякина А.В., Федорову М.М. и др.
Из современных отечественных исследователей, характеризующих деятельность Максимилиане Робеспьера, можно выделить Чудинова А.В., который не видел в Максимилиане Робеспьере кровожадного тирана, но в то же время и не отзывался о нём чересчур лестно. Чудинов А.В. отмечает, что Максимилиан Робеспьер и его «партия» пытались осуществить на практике теоретически разработанный проект идеального общественного строя.
Таким образом, Максимилиан Робеспьер является одной из спорных фигур во французской истории. Большинство работ о нем и о его политической деятельности были изданы в XIX-XX вв. В них прослеживается идеологическая составляющая того периода времени. В настоящее же время отсутствует комплексное исследование по анализу жизни и деятельности Максимилиана Робеспьера. В связи с этим возникает необходимость изучения роли Максимилиана Робеспьера в истории Франции, в пересмотре имеющихся оценок его деятельности.

1.2  Краткая биография М.  Робеспьера
 
Робеспьер Максимилиан Мари Изидор (6.05.1758, Аррас – 28.07.1794, Париж) - один из ведущих деятелей Великой французской революции. В 1793-1794 гг. фактически возглавлял правительство республики, являясь идеологом и руководителем революционной диктатуры. Родился в семье адвоката. Мать умерла, когда Максимилиану было шесть лет, после чего отец уехал за границу, оставив детей на попеченье родственников. В 1769-1781 гг. Максимилиан Робеспьер изучал право в парижском коллеже Людовика Великого. По окончании учебы он работал адвокатом в Аррасе. В апреле 1789 избран в Генеральные штаты Франции депутатом от третьего сословия. В Генеральных штатах, а затем в Национальном собрании (1789 г.-1791 г.) занимал крайне левые позиции. Будучи сторонником Ж. Руссо, яростно критиковал либеральное большинство Собрания за недостаточный радикализм проводимых реформ. Эти же идеи он развивал с трибуны Якобинского клуба, лидером которого стал. Насыщенные демократической риторикой выступления принесли Робеспьеру широкую популярность в народе и прозвище «Неподкупный».
После роспуска Национального собрания Максимилиан Робеспьер получил должность общественного обвинителя в уголовном суде г. Парижа и продолжил активную политическую деятельность в столице.
В декабре 1791 г. - апреле 1792 г. Максимилиан Робеспьер вел в Якобинском клубе дискуссию со сторонниками «экспорта» революции, призывая бороться с «врагами свободы» внутри страны. О необходимости дальнейшего углубления революции он писал в еженедельнике «Защитник конституции» весной-летом 1792 г. 
В ходе восстания 10.08. 1792 г. самопровозглашенная Коммуна Парижа включила Максимилиана Робеспьера в число своих членов. В сентябре 1972 г. он был избран в Конвент, где вместе с Маратом Ж. П. и Дантоном Ж.возглавил левое крыло («Гору»), повел яростную борьбу против находившихся у власти жирондистов (сентябрь 1792 - май 1793 гг.). Подозревая последних в стремлении реставрировать монархию, Максимилиан Робеспьер 3.12.1792 г. предложил без суда казнить Людовика XVI, а когда суд все-таки состоялся, проголосовал за смерть короля (15.01.1793 г.).
После изгнания жирондистов из Конвента в результате восстания 31.05.1793 г. – 2.06.1793 г. Максимилиан Робеспьер 26.06.1793 г. вошел в Комитет общественного спасения. Вместе со своими приверженцами Сен-Жюстом Л.А. и Кутоном Ж., Робеспьер определял общеполитическую линию революционного правительства и руководил им.
В ноябре-декабре 1793 г. Максимилиан Робеспьер добился прекращения «дехристианизации», проводившейся ультра-левыми (эбертистами), и осудил насаждавшийся ими атеизм. Одновременно он отверг требования сторонников Ж. Дантона о прекращении революционного террора. В программной речи 5 февраля 1794 г. и в последующих выступлениях Максимилиан Робеспьер провозгласил конечной целью революции построение нового общества на основе руссоистских принципов «республиканской морали», опирающейся на искусственно созданную государственную религию культ Верховного существа. 
Максимилиан Робеспьер считал, что с победой «республиканской добродетели», будут решены все социальные проблемы страны. Основным средством реализации этической утопии Максимилиан Робеспьер считал террор. В марте-апреле 1794 г. по инициативе Максимилиана Робеспьера и Сен-Жюста были казнены эбертисты и дантонисты.
В мае-июне 1754 г. Максимилиан Робеспьер инспирировал общенациональную кампанию по распространению культа Верховного существа. 10 июня 1754 г. Максимилиан Робеспьер и Кутон добились принятия закона, которым вводилась смертная казнь за преступления против республиканской морали, а обвиняемые фактически лишались права на защиту. Начавшийся сразу после этого «Большой террор» затронул все социальные слои и подорвал былую популярность «Неподкупного».
Утопические идеалы Максимилиана Робеспьера не встречали поддержки в обществе, а его диктаторские устремления настроили против него подавляющее большинство депутатов Конвента. 27 июля 1754 г. (по революционному календарю 9 термидора) Конвент принял декрет об аресте Робеспьера и его сторонников. Те попытались организовать сопротивление в Парижской Ратуше, но были захвачены верными Конвенту войсками и день спустя казнены.
Таким образом, Максимилиан Робеспьер прожил недолгую жизнь – он погиб на эшафоте вскоре после того, как ему исполнилось тридцать шесть лет, но оставил глубокий след в мировой истории. Максимилиан Робеспьер был видающимся политиком времен Французской революции и о его личности до сих спорят историки.

провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.



провести обзор мнен провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
ия ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера


провести провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера


провести обзор мн провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
ения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера


провести обзор мнения ученых – ист провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
ориков на личность Максимилиана Робеспьера


провести обзор мнения учены провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
х – историков на личность Максимилиана Робеспьера

2.    Общественно - политические взгляды Максимилиана Робеспьера

2.1. Политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера

1. Взгляд Максимилиана Робеспьера на государственную власть. Смысловым ядром совокупности политико-юридических воззрений Робеспьера являются положения об аппарате государства, о государственной власти, о принципах построения и функционирования государства. Согласно мнению Максимилиана Робеспьера, 3 начала должны лежать в фундаменте политического союза (рисунок 1).









Рисунок 1 - Фундамент политического союза государства и гражданина

Максимилиан Робеспьер считал, что народ в любой ситуации правомочен сам решать свою судьбу. «Если один из членов общества подвергается угнетению, то налицо угнетение всего общества. Если общество подвергается угнетению, то налицо угнетение каждого члена общества. Право на сопротивление угнетению есть следствие из других прав человека». Тезисы о суверенности народа и о том, что никогда не может быть свободным общество, которое не освободившееся от угнетения и произвола буквально каждого своего члена, стали ценным приобретением прогрессивной политической мысли.
Поначалу Максимилиан Робеспьер считал, что возможность всех граждан пользоваться свободой и уважением не обусловлена напрямую той или иной комбинацией правительственных учреждений и законов. Но по мере развертывания и углубления революции Максимилиан Робеспьер сильнее ощущает неодинаковость социально-политического содержания различных форм правления. Теперь уже однозначно негативно, как порочный, характеризуется им монархический принцип организации государственной власти и отстаивается необходимость последовательно республиканского устройства страны. Фактически до конца 1793 г. Максимилиан Робеспьер резко возражает и против диктаторских средств и методов осуществления публичной власти. Убеждение его таково: «выносить смертный приговор всякому, кто предложит диктатуру, триумвират или любую другую форму власти, наносящую вред режиму свободы, установленному Французской республикой...».
В тот период Максимилиан Робеспьер видит гарантию режима свободы не столько в ужесточении репрессий против его недругов, сколько в надежном функционировании самих республиканских государственно-правовых механизмов обеспечения общественной и индивидуальной свободы. В речи «О Конституции» Максимилиан Робеспьер призывает Конвент осуществить разделение власти, четко отделить законодательные учреждения от административного аппарата, предусмотреть сокращение сроков полномочий всех должностных лиц, поставить этих лиц в действительную зависимость от суверена, т.е. народа.
Решительная критика Максимилианом Робеспьером феодально-монархических устоев, боевой демократизм развитых им республиканских взглядов делают вождя якобинцев заметной фигурой в истории учений о политике и власти, праве и государстве Нового времени.
2.Концепция конституционного и революционного правительства Максимилиана Робеспьера. Самостоятельность и своеобразие М. Робеспьера как политического мыслителя базируется в на разработанной им концепции конституционного и революционного правительства.
С выдвижением данной концепции существенно преображается весь комплекс политико-правовых идей и очевидным становится в них тяготение к авторитарным формам властвования. Явственно ощущается теперь уклон в сторону правового нигилизма.
Максимилиан Робеспьер выделяет 2 типа правительства (рисунок 2).










Рисунок 2 – Типы правительства, выделенные Максимилианом
Робеспьером

Разграничение двух типов правительства дано Максимилианом Робеспьером в речи «О принципах революционного правительства». Максимилиан Робеспьер высказывает в данной речи точку зрения, что «конституционный корабль» строится с расчетом на плавание исключительно в «спокойном море», в атмосфере, где ему не надо идти «навстречу противному ветру». Целью конституционного правительства является сохранение уже утвердившейся республики, заниматься главным образом гражданской свободой, сберегать граждан от злоупотреблений, которые допускаются публичной властью . «..Конституция – это режим победоносной и мирной свободы».
Совсем другим представляется Максимилиану Робеспьеру революционное правительство. Он считал, что данное правительство предназначено для того, чтобы действовать в бурных обстоятельствах: когда на море не штиль, а шторм, когда в стране бушует революция. Собственно говоря, такое правительство есть непосредственный продукт и вместе с тем прямое орудие совершаемой революции. Тут очень важно зафиксировать и постоянно иметь в виду понимание Максимилианом Робеспьером самой сути революции. По Максимилиану Робеспьеру она означает в первую очередь состояние войны в обществе. «Революция – это война свободы против ее врагов».
Отождествление революции с войной сильно повлияло на характер робеспьеровского видения лагеря «врагов свободы», а также на трактовку Робеспьером задач и методов борьбы с теми, кого сочтут находящимися в этом лагере. Это - всякого рода заговорщики, нападающие на свободу и пытающиеся ее уничтожить, лица, которые противятся мероприятиям революции. Но не только они одни. Контрреволюционерами объявляются все носители «неблагоразумного», «безнравственного», «растленного». «Врагам свободы», контрреволюционерам революционное правительство должно нести только смерть.
Обстановка войны диктует, по Максимилиану Робеспьеру, правительству необходимость действовать чрезвычайно активно и – главное – «быть более свободным в своих движениях», чем бывают институты власти в обычное время. Здесь нетрудно распознать оправдание сверхконцентрации властных полномочий в центре, жесткой государственной регламентации общественных процессов и совет отложить в сторону провозглашенные в Конституции республиканские принципы политической жизни, прав человека, народный суверенитет, которые стесняют правительство, не позволяют ему «быть более свободным в своих движениях». Призыв же предоставить правительству возможность на период революции руководствоваться «менее единообразными и менее строгими правилами» воспринимается как санкция на несвязанность центральной власти законами суверена (либо на превращение официальных предписаний, норм в простые инструменты политики правящей группировки).
Конечно, Максимилиан Робеспьер сознавал, чем чревато возможные злоупотребления власти революционного правительства. Посему следуют его успокоительно-обнадеживающие слова о том, что данное правительство избегнет произвола, станет заботиться лишь о благе народа, справедливости и т.п. Залогом служения революционной власти интересам общества, правам человека, свободе будут... «честность, чистота и добродетели тех, кто держит в своих руках бразды государственного управления»
Место террора в политической деятельности Максимилиана Робеспьера. Чтобы «честность», добродетели революционного правительства победили в войне, надо, согласно Максимилиану Робеспьеру, который занял с июня 1793 г. руководящее положение в Комитете общественного спасения, дополнить и подкрепить их террором. Именно благодаря террору данные добродетели станут, так думал Максимилиан Робеспьер, по-настоящему всесильными, позволят в конце концов умиротворить и спасти страну, ввести республиканско-конституционные порядки. В робеспьеровских рассуждениях о принципах политической морали содержится следующая легитимация террористического режима: «То, что деспот управляет своими забитыми подданными террором, он прав как деспот. Подавите врагов свободы террором – и Вы будете правы как основатели республики. Революционное правление – это деспотизм свободы против тирании».
Родившаяся в то время «черная легенда» Максимилиана Робеспьера представляла собой первую, тогда еще примитивную и эмоциональную попытку, истолковать одновременно и террор, и личность Максимилиана Робеспьера: «чудовищная система» была неотделима от «тирана», а сам он представлялся «монстром», управлявшим страной по колено в крови. Это обвинение его в агрессивности свидетельствует о тяжести травмы, нанесенной террором; данная легенда демонстрировала растерянность современников перед лицом неслыханной репрессивной системы, которая, в одно и то же время, была частью Революции и противоречила ее основным принципам. Имея в своей основе ненависть и игру воображения, эта легенда отражала в себе и некоторую зачарованность загадочной фигурой Максимилиана Робеспьера. В самом деле, как объяснить, что тот, кого называли посредственностью, не обладающей ни талантом, ни совестью, смог захватить власть и повлиять на ход Революции?
С тех пор многое, если не все, было сказано о связи между Робеспьером и террором. Это - классическая тема для историографии Революции, которая, так или иначе, звучала на каждом этапе ее развития. Тем не менее, уже довольно давно не появлялось новых документов, касающихся Максимилиана Робеспьера. Как это происходит и с другими великими историческими деятелями, поводом для научных дискуссий, связанных с постановкой новых проблем или изменением исторической перспективы, служит комплексный анализ этой фигуры. Очевидно, что немало проблем возникает и при изучении террора. Вне всякого сомнения, теволюция не сводится к этому трагическому событию, точно также, как и роль Максимилиана Робеспьера в истории Революции не сводится к роли «террориста», творца террора. Тем не менее, террор и Максимилиан Робеспьер неразделимы: размышлять по поводу одного неминуемо означает анализировать и другое.
Максимилиан Робеспьер почти не замечает, что «деспотичная свобода» есть такой же нонсенс, как «свободолюбивая деспотия». Вероятно, он идеологически и психологически «закрыт» для восприятия мысли о неминуемости завершения всякой террористической политики (проводится ли она от имени деспота или от какого-то другого имени) смертью свободы и прав человека, уничтожением безвинных людей. Апология террора, в особенности его якобинская практика, опрокидывает проповедовавшийся Максимилианом Робеспьером конституционно-республиканский идеал.
Мотивы, побудившие Максимилиана Робеспьера защищать тезис об обязательности обращения к мерам насилия, применения террора в борьбе со старым порядком ради установления республиканско-демократического строя, «подсказаны» ему определенными мировоззренческими и идеологическими представлениями. Среди них – твердая убежденность в том, что война потребна не только для уничтожения контрреволюционеров (открытых и тайных), но и для искоренения слабостей человеческой натуры, пороков, предрассудков, ибо также они прокладывают путь королевской власти. Робеспьер уподобляет террор справедливости. Почитая террор за добродетельное средство, он, кроме того, усматривает в нем «следствие общего принципа демократии». Правда, Максимилиан Робеспьер уточняет, что террор - это симбиоз либерально-демократических и авторитарных идей, его надобно пускать в ход «при наиболее неотложных нуждах отечества». Но кто и по каким конкретно критериям будет определять, когда и на какой срок возникают эти «наиболее неотложные нужды»? Ясного ответа на такие вопросы нет. В сознании Максимилиана Робеспьера и его сторонников, спасателей Отечества, подспудно присутствует мысль о возможности мерами насилия заставить нацию построить свободное, справедливое общество.

2.2. Социальная политика Максимилиана Робеспьера

Социальный идеал Максимилиана Робеспьера был не оригинален: общество мелких производителей, где каждый владеет землей, маленькой мастерской, лавкой, способными прокормить его семью, и где человек прямо обменивается произведенными им продуктами с другими равными ему людьми.
Первоначально собственность не входила в число естественных и неотъемлимых прав человека, однако в принятой Конвентом Декларации прав собственность(наряду с равенством, свободой и безопасностью)отнесена к числу естественных и неотъемлемых прав человека, для их обеспечения установлено правительство.
Заветная цель Робеспьера – образцовый мелкобуржуазный строй. У него нет намерения выйти за пределы мира частной собственности. Декларация  прав 1789 г. отнесла собственность  к числу естественных и неотъемлемых прав человека, - наряду со свободой, безопасностью и сопротивлением угнетению. Декларация прав 1789 г.  провозгласила собственность  неприкосновенной и священной и  установила, что лишение кого-либо собственности мажет иметь место  лишь в случаях законом признанной «общественной необходимости», притом при обязательном условии »справедливого и предварительного возмещения».
Таким  образом, Декларация полностью  обеспечивала классовые интересы буржуазии.
Жирондистский проект еще более усилил принцип  не отчуждаемости собственности, хотя и исключил указания о священности  и неприкосновенности собственности. Декларация 1793 г. восприняла и развила  в этой части идеи, содержавшиеся  в жирондистском проекте. Декларация 1793 г.  установила, кроме того, что право  собственности заключается в  принадлежащей каждому человеку возможности »пользоваться и  располагать по усмотрению своим  имуществом, своими доходами, плодами  своего труда и своего промысла». Таким образом, якобинская Декларация стремилась обеспечить охрану не только интересов крупной буржуазии, но и интересов мелких собственников.
Предложения Максимилиана Робеспьера существенно отличались от принятой Декларации, В своем  выступлении и своем проекте  Робеспьер вовсе не включал собственность  в число основных прав человека, к которым он относил »право заботиться о сохранении своего существования  и право на свободу». Утверждая, далее, право собственности за каждым человеком, Максимилиан Робеспьер вводил 2 ограничения  этого права обязанность уважать  чужие права и отсутствие ущерба для других людей. Всякое нарушение  этих принципов, порождаемое использованием права собственности, Максимилиана Робеспьера объявлял незаконным и безнравственным.
 В речи 24.04.1793 г. Максимилиан Робеспьер  сформулировал статьи о праве  собственности, и привел с соответствующим, обоснованием весь свой проект Декларации. Максимилиан Робеспьер  считал необходимым провозгласить в Декларации прав, что «люди всех стран - братья», что «угнетающий одну нацию является врагом всех наций», что ведущие агрессивную войну против свободы прав человека, должны преследоваться «как убийцы и мятежные разбойники», что короли, аристократы, тираны, каковы бы они ни были, являются рабами, возмутившимися против суверена земли, которым является человеческий род, и против законодателя вселенной, которым является природа. 
В проекте Декларации прав, предложенном Максимилианом Робеспьером, отчетливо отражены основные принципы, сформулированные Руссо , определяющие гарантии личности, права личности и т. д.     Должны  быть особо отмечены такие статьи проекта Максимилиана Робеспьера, где он указывает  на обязанность общества заботиться о существовании своих членов, обеспечивая их работой, на обязанность  богачей помогать неимущим и т.д.
Максимилиан Робеспьер сформулировал и принципы законности закон может воспрещать только то, что вредно для общества, и предписывать только то, что полезно для общества. «Всякий закон, нарушающий неотъемлемые права человека, является несправедливым и тираническим он не является законом». Закон есть свободное и торжественное выражение воли народа и равен для всех граждан.
Граждане обязаны »благоговейно повиноваться»  властям, но когда происходит нарушение  неотъемлемых прав граждан, то они не должны повиноваться несправедливым велениям власти и имеют право- отразить подобное насилие силой. «Сопротивление угнетению является следствием всех других прав человека и гражданина». Если правительство нарушает права народа, то последний получает право на восстание против правительства. «Когда гражданину не предоставляется общественной гарантии, он возвращается к естественному праву самостоятельной защиты всех своих прав». Из  сопоставления проекта Максимилиана Робеспьера с принятой Конвентом Декларацией  прав видно, что далеко не все предложения  Максимилиан Робеспьера, невзирая на его авторитет  вождя и теоретика якобинцев, были приняты. Предложенные Максимилианом Робеспьером  формулировки были значительно смягчены. 
 Вторая  речь Максимилиана Робеспьера «О Конституции» была произнесена им в Конвенте 10 мая 1793 г. Он начал эту речь с  указания, что до сих пор не обеспечены права человека и гражданина, враги  народа посягают на свободу и демократию, в обществе распространены низкие нравы и народ, являющийся подлинным сувереном, не может пользоваться всей полнотой своих прав. Максимилиан Робеспьер привел исторические примеры и сопоставления, рисовал картины бесправного  положения народа, тиранических форм правления и призывал создать такую Конституцию, которая обеспечила бы подлинную законность. Максимилиан Робеспьер подробно обосновал выдвигаемые им предложения к проекту Конституции - о народных представителях и о публичных должностных лицах, о пределах прав и полномочий должностных лиц, о подотчетности и гласности деятельности их, о необходимости создания условий для непосредственного участия народа в деятельности народных представителей, об оплате труда народных представителей и т. д. В заключительной части своей речи Максимилиан Робеспьер привел текст своего проекта Конститудии, состоящий всего из 20 статей; по существу, это лишь основные положения проекта Конституции, а не сама Конституция.
После революции 31.05.1793 г. -2.06.1793 г,, когда  во Франции на непродолжительное  время установилась диктатура революционной  демократии, в условиях все более  обостряющейся классовой борьбы Робеспьер устремил все свои силы на разоблачение новых форм контрреволюционной деятельности врагов народа и на проведение наиболее решительных, наиболее действенных  мер для ограждения завоеваний революции  от контрреволюционных происков ее внутренних и внешних врагов. М. Робеспьер развил теорию революционного террора как единственно целесообразного средства борьбы с контрреволюцией, как особой формы революционной законности в чрезвычайных условиях гражданской войны и иностранной интервенции.
Содержание соответствующего пробуржуазного государственно-правового идеала Робеспьера почти не менялось на протяжении всей его революционной деятельности. Робеспьеровская концепция идеальной республики не есть порождение непосредственного опыта, она – плод интеллектуальной доктрины, проистекающей в основном из сочинений Руссо и Монтескье. Особенно велико влияние на эту концепцию политического учения Руссо. Максимилиан Робеспьер раскрыл, развил и обогатил ряд узловых положений своего идейного предтечи: о естественных правах человека, форме правления, представительной системе, границах частной собственности и др.
Господство силы над правом, правовой нигилизм разрушают свободу, делают ее беззащитной перед лицом тирании, заводят народную революцию в тупик. Трагедия Максимилиана Робеспьера, трагедия якобинской диктатуры – закономерный итог стечения многих обстоятельств. Не самое последнее среди них – как раз проявленное якобинцами в теории и на практике «величайшее пренебрежение» правовыми началами социальной жизни.



















Заключение

Таким образом, Максимилиан Робеспьер (1758 г.-1794 г.)- политический деятель, депутат Генеральных штатов, член Учредительного собрания, с 1793 г. возглавлял якобинский Комитет общественного спасения, который фактически играл роль правительства. Максимилиан Робеспьер не оставил после себя крупных трудов, его революционные идеи нашли отражение главным образом в многочисленных выступлениях и воззваниях, Максимилиан Робеспьер был выразителем интересов мелкой буржуазии и выступал против феодально-монархических порядков, введение всеобщих избирательней прав, за создание республики, за предоставление прав каждому гражданину Франции на участие в государственной деятельности, а так же за суверенитет народа которому должна принадлежать верховная власть в государстве и за разделение властей.
Максимилиан Робеспьер был приверженецем естественных прав человека, свободы и политического равенства людей и враг всякого угнетения, в какой бы форме и масштабе оно ни осуществлялось. С приходом к власти якобинцев и под влиянием сопутствующих тому времени событий во Франции политическая доктрина Максимилиана Робеспьера стала изменяться. Максимилиан Робеспьер встает на позиции признания необходимости ужесточения борьбы против врагов революции. Своему новому подходу он дает теоретическое обоснование в докладе «О принципах революционного правительства». Максимилиан Робеспьер строит свой доклад на сопоставлении задач двух типов правительства конституционного и революционного. Цель первого - сохранить республику, цель второго - создать ее. Конституционное правительство призвано заниматься гражданской свободой, охраной индивидов от злоупотреблений общественной власти, и не его дело управлять кораблем во время бури. В это неспокойное время должно действовать революционное правительство. Максимилиан Робеспьер отмечал, что «революционное правительство должно быть более активным в своих действиях и более свободным в своих движениях, чем обычное правительство». Но это не означает, что правительство от этого становится менее справедливым и менее законным, так как осуществляет свою деятельность на самом святом законе - «на благо народа, на самых неопровержимых правах, на необходимости». Но всего этого можно добиться лишь путем террора против врагов свободы, руководствуясь тем, что «революционное правление - это деспотизм свободы против тирании»
Максимилиан Робеспьер считал, что конечной целью революции должно быть построение нового общества на основе принципов республиканской морали, опирающейся на искусственно созданную государственную религию - культ Верховного существа. С победой республиканской добродетели будут решены все социальные проблемы.
Как показала история, это были, в основном, утопические идеи, однако Великая Французская революция (1789 года) сыграла огромную роль в развитии современного права, а так же создании демократических и правовых структур. Сама личность Максимилиана Робеспьера является одной из спорных фигур во французской истории. Большинство работ о нем и о его политической деятельности были изданы в XIX-XX вв. и в них прослеживается идеологическая составляющая того периода времени.


провести обзор мнен провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
ия ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера


провести провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера


провести обзор мн провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
ения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера


провести обзор мнения ученых – ист провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
ориков на личность Максимилиана Робеспьера


провести обзор мнения учены провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
х – историков на личность Максимилиана Робеспьера


провести обзор мнен провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
ия ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера


провести провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера


провести обзор мн провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
провести обзор мнения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера; рассмотреть биографию Максимилиана  Робеспьера; проанализировать воззрения и  личность Максимилиана Робеспьера  изучить политические и правовые взгляды Максимилиана Робеспьера исследовать социальную политику Максимилиана Робеспьера; сделать выводы.
ения ученых – историков на личность Максимилиана Робеспьера


Список источников и литературы

Конституция 3 сентября 1791 г. // Документы истории Великой французской революции. Под ред. А.В. Адо. Т.1. М., 1990. С.112-141.
Конституция 24 июня 1793 г. // Документы истории Великой французской революции. Под ред. А.В. Адо. Т.1. М., 1990. С. 216-227.
Декрет Конвента о подозрительных, 17 сентября 1793 г. // Документы истории Великой французской революции. Под ред. А.В. Адо. Т.1. М., 1990. С. 265-266.
Декрет Национального конвента, реорганизующий Революционный трибунал, 22 прериаля ИИ г. (10 июня 1794 г.) // Документы истории Великой французской революции. Под ред. А.В. Адо. Т.1. М., 1990. С. 275-277.
Постановление Парижской коммуны о том, кого считать подозрительными, 19 вандемьера ИИ г. (10 октября 1793 г.) // Документы истории Великой французской революции. Под ред. А.В. Адо. Т.1. М., 1990. С. 266-267.
Бачко Б. Робеспьер и террор // Исторические этюды о французской революции. Памяти В.М. Далина. Под ред. А.В. Чудинова. М., 1998. С. 141-154.
Бовыкин Д.Ю. О современной российской историографии Французской революции XVIII в. (полемические заметки) // Новая и новейшая история. 2007. №1. С. 48-73.
Буонарроти Ф. Заговор во имя равенства. М., 1963.
Вторая речь о суде над Людовиком XVII // Робеспьер М. Революционная законность и правосудие. Статьи и речи. Под ред. А. Герцензона. М., 1959. С. 151-166.
Выдержки из газеты «Французский патриот», май 1793 // Документы истории Великой французской революции. Под ред. А.В. Адо. Т.1. М., 1990. С. 195.
Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. В 6 тт. Т.VИ. Революционное правительство. М., 1983. - С. 446-447.
Захер Я.М. Робеспьер. М.-Л.,1925. С. 11.
История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2003. - С. 306-307
История политико–правовых учений. Под ред.проф. А.Н. Хорошилова.2002г - С.136
Карлейль Т. История Французской революции. М., 1991.
Минье Ф. История Французской революции с 1789 по 1814 гг. М., 2006.
Кареевъ Н.И. История Западной Европы въ Новое время. В 7 тт. Т. ИИИ. «Восемнадцатый векъ» и Французская революция. СПб., 1893.
Кропоткин П.А. Великая французская революция 1789-1793. М., 1979.
Левандовский А.П. Робеспьер. Ростов-на-Дону, 1997. - С. 441-442.
Линдов Г. Великая французская революция. Пг., 1919.
О смертной казни // Робеспьер М. Революционная законность и правосудие. Статьи и речи. Под ред. А. Герцензона. М., 1959. С. 106-112.
О бесчестящих наказаниях // Робеспьер М. Революционная законность и правосудие. Статьи и речи. Под ред. А. Герцензона. М., 1959. С. 45-62.
Оларъ А. Ораторы революции. В 2 тт. Т. И. Учредительное собрание. М., 1907.
Оларъ А. Политическая история Французской революции. Происхождение и развитие демократии и републики (1789-1804). Пг., 1918. С. 308.
Пилон Э. Юность Робеспьера // Пламя. Пг., 1918. №2. С.28.
Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. 1789-1799. Л., 1989. С. 7-8.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] М.: Наука, 1965. 413 c.
Робеспьер аббату Пруаяру, префекту колледжа Людовика Великого, Париж, 11 апреля 1778 г. // Переписка Робеспьера. URL: http://иstmat.иnfo/node/28664 (дата обращения 19.06.2013).
Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону, 1995.
Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской Революции. М., 1989.
Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. 1789-1799. Л., 1989.
Чудинов А.В. Суровое «счастье Спарты» (Современники Французской революции о феномене Террора) // Человек эпохи Просвещения. Под ред. Г.С. Кучеренко. М., 1999. - С. 173-187.
Тэнъ И. Происхождение современной Франции. В 5 тт. Т. ИИИ. Якобинское завоевание. СПб., 1907.






 Конституция 3 сентября 1791 г. //Документы истории Великой французской революции. Под ред. А.В. Адо. Т.1. М., 1990. С.112-141.

 Конституция 24 июня 1793 г. // Документы истории Великой французской революции. Под ред. А.В. Адо. Т.1. М., 1990. С. 216-227.

 Декрет Конвента о подозрительных, 17 сентября 1793 г. // Документы истории Великой французской революции. Под ред. А.В. Адо. Т.1. М., 1990. С. 265-266.

 Декрет Национального конвента, реорганизующий Революционный трибунал, 22 прериаля II г. (10 июня 1794 г.) // Документы истории Великой французской революции. Под ред. А.В. Адо. Т.1. М., 1990. С. 275-277.
 Буонарроти Ф. Заговор во имя равенства. М., 1963. - С. 441.
 Минье Ф. История Французской революции с 1789 по 1814 гг. М., 2006.
 Тэнъ И. Происхождение современной Франции. В 5 тт. Т. III. Якобинское завоевание. СПб., 1907. – c/ 123
 Оларъ А. Ораторы революцbи. В 2 тт. Т. I. Учредительное собранbе. М., 1907. - c .354
 Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. В 6 тт. Т.VИ. Революционное правительство. М., 1983. - С. 446
 Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону, 1995. – с. 345

 Бачко Б. Робеспьер и террор // Исторические этюды о французской революции. Памяти В.М. Далина. Под ред. А.В. Чудинова. М., 1998. - С. 141.

 Кареевъ Н.И. История Западной Европы въ Новое время. В 7 тт. Т. ИИИ. «Восемнадцатый векъ» и Французская революция. СПб., 1893. – с. 77
 Кропоткин П.А. Великая французская революция 1789-1793. М., 1979. – с.123

 Линдов Г. Великая французская революция. Пг., 1919.

 Захер Я.М. Робеспьер. М.-Л.,1925. - С. 11
 Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской Революции. М., 1989. – с. 54

 Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. 1789-1799. Л., 1989. – c. 67
 Бовыкин Д.Ю. О современной российской историографии Французской революции XVIII в. (полемические заметки) // Новая и новейшая история. 2007. №1. С. 48.

 Чудинов А.В. Суровое "счастье Спарты" (Современники Французской революции о феномене Террора) // Человек эпохи Просвещения. Под ред. Г.С. Кучеренко. М., 1999. С. 173.

 Пилон Э. Юность Робеспьера // Пламя. Пг., 1918. -№2.- С. 25.
 Захер Я.М. Робеспьер. М.-Л.,1925. - С. 13.
 Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1989. - С. 282.
 там же, с. 283.
 Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1989. - С. 289.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] М.: Наука, 1965. - 54 c.

 О смертной казни // Робеспьер М. Революционная законность и правосудие. Статьи и речи. Под ред. А. Герцензона. М., 1959. С. 106-112.

 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] М.: Наука, 1965. – С. 134

 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - М.: Наука, 1965. - 233 c.

 там же, с. 234.
 Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. 1789-1799. Л., 1989. С. 8.

 Робеспьер аббату Пруаяру, префекту колледжа Людовика Великого, Париж, 11 апреля 1778 г. // Переписка Робеспьера. URL: http://иstmat.иnfo/node/28664 (дата обращения 19.06.2013).

 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - М.: Наука, 1965. - 243 c.
 История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2003. - С.307
 История политико–правовых учений. Под ред.проф. А.Н. Хорошилова.2002г С.136
 Левандовский А.П. Робеспьер. Ростов-на-Дону, 1997. С. 442.
 О бесчестящих наказаниях // Робеспьер М. Революционная законность и правосудие. Статьи и речи. Под ред. А. Герцензона. М., 1959. С. 45-62.
 Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. 1789-1799. Л., 1989.










13PAGE 15


13PAGE 143115



Фундамент политического союза государства и гражданина

охрана и обеспечение естественных прав гражданина, развитие всех его способностей

право каждого гражданина на участие в законодательстве и управлении, обусловленное естественным равенством и прирожденной свободой людей

верховенство власти народа в государстве

Типы правительства

Конституционное

Революционное

цель правительства - сохранять утвердившуюся республику, заниматься гражданской свободой

действует в бурных обстоятельствах. Террор - это симбиоз либерально-демократических и авторитарных идей.




Заголовок 215