Конспект урока русского языка на тему «Сочинение — рассуждение на морально — этические и общественно — политические темы».


Конспект урока русского языка на тему
«Сочинение - рассуждение на морально - этические и общественно -
политические темы».
Цели урока: образовательное: 1) обобщить и расширить представление о рассуждении как типе речи;
2) научить отбирать материал по
теме.
развивающие: 1) закрепить умение строить текст рассуждение;
2) сформировать умение находить в тексте языковые приметы стиля.
воспитательные: 1) воспитание у учащихся чувства
прекрасного;
2) развить творческие способности, эмоции, познавательные способности - речь, мышление, внимание, воображение.
Оборудование урока: раздаточный материал, записи песен, магнитофон.
План урока.
I. Определение и формулировка темы сочинения-
рассуждения:1) прослушивание песен; (7минут)
2)обращение к примерам из художественной литературы, пословицам и поговоркам. (5 минут)
II. Сбор материалов к написанию сочинения - рассуждения (15 минут)
III.Повторение изученного о сочинение - рассуждении:
l) композиция сочинения - рассуждения; языковые особенности (5 минут)
2) анализ готового образца (11 минут)
IV. Объяснение домашнего задания (самостоятельное написание сочинения — рассуждения на морально — этическую тему) (2 минуты)
Ход урока.Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Здравствуйте, ребята Сегодня мы будем писать сочинение - рассуждение. Чтобы узнать его тему, прослушайте 2 музыкальных фрагмента и попытайтесь определить, какая тема их объединяет.
Вы, наверное, уже догадались, какая тема здесь представлена. Но данная тема получила свое развитие и у старшего поколения, вспомним песню В. Высоцкого. Попробуем записать ключевые слова из этих композиций. Кроме того, эта тема активно развивается и в других жанрах (например, в пословицах и поговорках, в произведениях художественной литературы.
Можете ли вы привести такие примеры? Слушают музыкальные композиции
Тема дружбы
Слушают песню
« дружба крепкая не сломается», «друг в беде не бросит», «в полночь или в полдень друг придет на помощь», «без друзей меня чуть — чуть, а с друзьями много», «там где трудно одному, справлюсь с друзьями».
Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен, (русская пословица) Друг - тот, кто заставляет плакать, а враг - тот, кто смешит, (персидская пословица)
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает, (русская пословица)
Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних, (арабская пословица)
Деятельность учителя Деятельность ученика
Запишите тему урока на доске:
«Если друг оказался вдруг.
II. Как вы считаете, нужны ли
человеку друзья и почему? Запишите эти тезисы у себя в тетради.
Прослушайте высказывания Эзопа и Вольтера, согласны ли вы с ними? Добавьте в свои рабочие материалы то, что вам наиболее понравилось в них.
«Истинный друг познается в несчастье» (Эзоп)
« Глаза дружбы редко ошибаются» (Вольтер)
Какой вы вывод можете сделать из услышанного?
III. Вы уже не первый раз
встречаетесь с написанием сочинения. Вспомните его композицию
Какие языковые особенности при его написании вы можете назвать?
Какие его структурные части вы можете выделить?
Как вы считаете, можно назвать этот текст сочинением-рассуждением и почему? А как вы можете объяснить понятие «насятоящий друг»?
IV. Сегодня мы свами проделали большую работу.
Повторили сведения о композиции и языковых особенностях сочинения-рассуждения, посмотрели, как нашла тема дружбы свое отражение в музыке, литературе, произведениях устного народного творчества. Дома вам предстоит самостоятельно написать сочинение-рассуждение на тему «Если друг оказался вдруг…». Объем вашей работы 2-3 страницы. Спасибо за урок, до свидания
Дерево держится корнями, а человек - друзьями, (русская пословица) Друга на деньги не купишь. Старый друг лучше новых двух. Друга ищи, а найдешь - береги. Верному другу цены нет. Без беды друга не узнаешь.
1 .Друг поможет в беде.
С другом всегда есть о чем поговорить.
Другу можно доверять секреты.
Друг всегда выслушает.
На друга можно положиться.
Человек не может жить в одиночестве. Ему обязательно нужен друг. Вместе всегда легче добиваться цели. Ведь не зря говорят, один в поле не воин.
Основная мысль (тезис).
Доказательства:
Вывод.
Употребление личных местоимении,
глаголов в настоящем времени, вводных слов и оборотов
Тема дружбы всегда интересовала человека. Ей посвящали рассказы и романы, стихи и песни. Понятие дружбы живет во многих пословицах и поговорках. Но как узнать, настоящий мой друг или мнимый?
Владимир Высоцкий в своей "Песне о друге" предлагает для этого отправиться в горы. Но я сам боюсь высоты, а потому попробую определить искренность дружбы иначе.
Я думаю, что настоящий друг- это человек, который всегда поймет, выслушает, поддержит, не перебивая и не подшучивая.
Настоящий друг никогда не обманет и ни за что не будет сплетничать за моей спиной. Но в то же время будет очень хорошо, если он укажет мне на мои недостатки и ошибки. Он не должен во всем со мной соглашаться, иначе будет скучно и не о чем поговорить. Я считаю, что друзья должны дополнять друг друга.
Существует мнение, что настоящий друг познается в беде. Действительно, если в несчастье товарищ бросает, значит, он - друг мнимый. Но сочувствие и поддержка- это еще не все. Важно, чтобы друг разделял со мной не только печали и слезы, но и удачи. Если мой успех вызывает у него не зависть и ненависть, а искреннюю радость - значит, мой друг
Основная мысль (тезис).
Доказательства:
Вывод.
Список литературыЛитературная энциклопедия. // Режим доступа: http://feb- web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-5421 .htm.
Методика преподавания русского языка. / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.
Песни из мультфильмов// Режим доступа: http://flashsait.com/audio/pesni.phpПичугов Д. С. Обучение сочинению на свободную тему в 7 - 8 классах. — М: Просвещение, 1986.
Русские пословицы и поговорки/ под ред. В. Аникина. - М.:
Тема дружбы всегда интересовала человека. Ей посвящали рассказы и романы, стихи и песни. Понятие дружбы живет во многих пословицах и поговорках. Но как узнать, настоящий мой друг или мнимый?
Владимир Высоцкий в своей "Песне о друге" предлагает для этого отправиться в горы. Но я сам боюсь высоты, а потому попробую определить искренность дружбы иначе.
Я думаю, что настоящий друг- это человек, который всегда поймет, выслушает, поддержит, не перебивая и не подшучивая.
Настоящий друг никогда не обманет и ни за что не будет сплетничать за моей спиной. Но в то же время будет очень хорошо, если он укажет мне на мои недостатки и ошибки. Он не должен во всем со мной соглашаться, иначе будет скучно и не о чем поговорить. Я считаю, что друзья должны дополнять друг друга.
Существует мнение, что настоящий друг познается в беде. Действительно, если в несчастье товарищ бросает, значит, он - друг мнимый. Но сочувствие и поддержка- это еще не все. Важно, чтобы друг разделял со мной не только печали и слезы, но и удачи. Если мой успех вызывает у него не зависть и ненависть, а искреннюю радость - значит, мой друг
Основная мысль (тезис).
Доказательства:
Вывод.