«Депортация народов в Казахстан и этнодемографические процессы кон. 1930-х –нач. 1960-х гг.»

Разработка урока по истории Казахстана

«Депортация народов в Казахстан и этнодемографические процессы кон. 1930-х –нач. 1960-х гг.»


Рихтер Ольга Антоновна, заведующая отделения с русским языком обучения
Костанайского педагогического колледжа

Цель занятия-
- формирование знаний по данной теме и проверка знаний учащихся по теме
«Этнодемографические процессы в Казахстане в первый период советской власти»,
- развитие умений чётко и конкретно отвечать на поставленные вопросы, применять в ходе урока ранее полученные знания и структурировать их, давать историческую оценку событиям, комментировать их, работать с интерактивной доской,
- воспитание личностного отношения к истории своей Родины. желания самостоятельного поиска и и расширения знаний по истории Казахстана, формирование гражданской позиции учащихся.
Словарь: репрессии, депортация, этнодемография, тоталитарно- казарменный
социализм, полиэтничность.
Знать: исторические даты, события, цифры, факты.
Оборудование: карта «Казахстан в 20-м веке», презентация по теме.
Проблемный вопрос: полиэтнический состав населения Казахстана- историческая закономерность или политический расчёт?
Тип занятия- комбинированный.

Ход занятия.


Содержание деятельности
Вид деятельности

1. Оргмомент, настрой на работу, цели и задачи урока.

2. Проверка домашнего задания.
- Работа с вопросами, требующими конкретных ответов.
1.Год принятия «Временного положения о переселении крестьян в Семиречье» ?
2.Какие льготы предоставлялись переселенцам в Семиречье по «Временному положению»?
3.Суть Санкт- Петербургского договора?
4.В каком году при Министерстве внутренних дел было открыто переселенческое управление?
5.Перечислите области наиболее активного переселения из России в кон. 19- нач.20 вв.
6.Суть столыпинской аграрной реформы?
7.Сколько уйгуров и дунган переселилось в Семиречье в течение 1881-1883гг.?
8.Кем выносились приговоры по политическим делам?
9.В каком году был основан Карлаг?
10.Главная цель создания Жезказганлага?
11.На сколько сократилась численность казахского населения после голода 1932-1933 гг.?
12.Сколько казахстанцев прошли через Гулаг и сколько было расстреляно?

- Задание «Завершите утверждение».
1. «Временное положение о переселении крестьян в Семиречье» было принято по инициативе военного губернатора Семиречья
2. Переселению безземельных и молоземельных крестьян в Казахстан способствовала царская реформа
3.Санкт- Петербургский договор между Китаем и Россией был подписан в
4.Возвращение казахам земель началось в ходе
5.По переписи 1926 г. доля казахов составляла
6.В 1939 г. доля казахов составляла
7.Жезказганлаг был основан в
8. «Государством в государстве» можно было назвать...
9.Самое крупное в системе ГУлага восстание заключённых произошло в
10.Степлаг был закрыт в
11.Репрессии-это преследование людей со стороны государства по мотивам.

-Утверждения, требующие однозначного ответа + комментарии к ответам.
1.К 1917г. у казахского населения в результате колонизации было изъято свыше 75 млн. десятин земли.
2.В течение 1907-1914 гг. в Казахстан переселилось ок. 300 тыс. человек.
3.После поражения национально-освободительного движения 1916г. за пределы Российской империи в соседние регионы откочевало более 300 тыс. казахов.
4.Председатель Казкрайкома РКП (б) Голощёкин пресекал самовольные захваты казахских земель переселенцами.
5.Между переписями 1926г. и 1937г. доля казахов увеличилась почти на 20 %.
6.В Степлаге 90% заключённых составляли уголовники.
7.После войны количество заключённых в Карлаге и Степлаге было более 70 тыс.
8.Кенгирское восстание заключённых длилось 4 дня.
9.Сельское хозяйство Карлага было менее эффективным, чем колхозное.
10.С середины 50-х гг. из Степлага было освобождено и оправдано cв.8 тыс. заключённых.
-Проблемные вопросы.
1.Перечислите события, повлиявшие на изменение численности казахского населения.
2.Какой характер носил социализм 1930-х гг. и какова его сущность?
3.Почему Казахстан стал краем лагерей?

3.Изучение нового материала.
1.Изучение таблицы «Депортация народов в Казахстан и демографические процессы в 1930-х-нач.1960-х гг.»



хронология событий
Цифры,факты

ноябрь 1938г.



май 1941г.


август 1941г.


1943-1944гг.









1937-1944гг.


1954-1962гг.




1962г.



нач.1960-х гг.(до 1963г.)

1988-1989гг.
-ок. 100 тыс. корейцев переселено с Дальнего Востока, образовано 57 колхозов( Кзыл-Ординская, Алматинская обл.)

-102 тыс. поляков депортировано с западных границ СССР.

-ок. 361 тыс. немцев Поволжья переселены.

-депортация малых народов Северного Кавказа и Крыма( временно находились в немецкой оккупации)-калмыки, карачаевцы, ингуши, чеченцы, балкарцы, крымские татары, турки-месхетинцы, курды.Сотни чеченцев и ингушей работали на промыслах Эмбы, рудниках горного Алтая, на Коунрадском, Текелийском рудниках.

-более 1 млн. 209 тыс. депортированных нашли вторую родину в Казахстане.

-на освоение целины прибыло 2 млн. человек- представителей 120 наций и народностей, для работы в промышленности, строительстве и на транспорте- ещё 0,5 млн.
-казахи составили 29% населения республики( менее 1/3), тогда как в 1897г. их было 85%.

-более 200 тыс. репатриантов вернулись в Казахстан из КНР ( русские, киргизы, уйгуры, дунгане, казахи, татары, узбеки).
-казахи по численности вышли на первое место в республике, а доля их составила 39,7 % населения.

2. Вопросы:
- Что такое депортация?
- В чём причина переселения целых народов?
- Вспомните, какой была сталинская политика в национальном вопросе.
3. Некоторые факты и тенденции этнодемографических процессов нашего края:
-статистические данные,
-развитие экономики и торговли,
-освоение новых земель,
-развитие культуры и образования.

4. Решение проблемного вопроса.




4. Заключительное слово учителя.
Таким образом, мы в течение двух занятий рассмотрели этнодемографические процессы в Казахстане с кон. 19 века и до начала 60-х годов 20 века и видим, как активно они способствовали созданию полиэтнического общества Казахстана. С одной стороны, наличие обширных территорий, богатых земель и ресурсов способствовало активному переселению людей с соседних регионов в Казахстан, к тому же этот процесс помог культурному и экономическому развитию края, то есть исторически он был оправдан.
С другой стороны, налицо был политический расчёт власти: царской- закрепиться на окраинах империи, иметь опору в лице переселенцев, пользоваться ресурсами края, советской- также использовать обширные просторы, земли и ресурсы Казахстана для собственной выгоды.
Уменьшение численности казахского населения в ходе голода, насильственной коллективизации, репрессий и снижение его доли в ходе депортаций и целинной эпопеи, политика русификации, превращение Казахстана в край лагерей стали неотъемлемой частью тоталитарно- казарменного режима.
Политический расчёт власти состоял и в том, что в 40- 50-е гг. идея слияния наций и народностей, создания единой общности- советского народа- была особенно популярна.
Но такова наша история. И если бы не она. мы не жили бы сейчас в таком полиэтническом государстве, где мирно сосуществуют более 130 наций и народностей, где есть прекрасная возможность всем национальным культурам взаимодействовать и перенимать друг у друга всё самое лучшее, тем самым обогащаясь и становясь поликультурными.

5. Выставление оценок, подведение итогов урока.
Домашнее задание: в тетради - дать историческую и собственную оценку процесса формирования полиэтнического состава населения Казахстана.






-проводит учитель



2 уч-ся у доски по очереди вытягивают билеты с вопросами, работают с картой.















-выполняют 2 уч-ся, работая с интерактивной доской.

















-работа в паре- сначала на месте, затем ответ у доски.
















-3 уч-ся выполняют задание на местах, затем отвечают устно.








-уч-ся изучают таблицу на местах, учитель даёт комментарии, используя элементы беседы.



































-беседа с уч-ся



-опережающее задание- выступают 2-е уч-ся, опираясь на материалы презентации

-в течение урока 2-е уч-ся работают в паре, в конце отвечают.