Урок истории Казахстана в 5 классе. Тема: Славные сыны казахской степи. Борьба за независимость в 19 веке.


Урок  истории Казахстана в 5 классе.
 
Тема:  Славные сыны  казахской степи.
Борьба за независимость в 19 веке.
 
Цель: ознакомить учащихся с причинами начала освободительной борьбы 19 века, закрепить знания детей о великих людях казахской степи, ознакомить учащихся с историческими личностями М. Утемисова и его другом И. Таймановым, активизировать познавательную деятельность учащихся, развитие творческих способностей, воспитание и формирование интереса к изучению истории казахского народа.
 
Ход урока
 
 
1.     Орг.момент
(Дети стоят в кругу)
Учитель. – Скажем «Здравствуйте» руками (пожимают руки друг другу_ -         Скажем «Здравствуйте» глазами (моргают глазами)
-         Поприветствуем гостей (громко всем «здравствуйте)
-         И урок начнем скорей!. Сообщение темы и цели урока.
2.     Дети сидят группами по 5 человек (2 группы)
А) РАЗМИНКА
«Ты мне, я тебе» (по очереди ребята из группы задают вопросы друг другу).
-Казахские ханы ведут свою родословную от хана.. (Жошы)
-         Жети жаргы (Свод законов)
-         Батыр у казахов (военачальник, герой отличившийся особой храбростью и личной отвагой)
-         Кому из батыров Абылай хан пожаловал звание «Дарабоз батыр» (Кабанбаю)
-         В каком году русская императрица Анна Иоановна подписала грамоту о принятии Младшего жуза в российское подданство? (1731 году)
-         В каком году родился Абылай хан(1711г)
-         В каком году Абылай хан был официально возведен в ханы? (1771 г)
-         Название «казах» буквально означает (свободолюбивый человек)
-         Легендарный предок казахского народа (Алаша хан)
-         Титул вождя племени, а позже и правителя государства (хан)
 
 
2. Работа в группах «Историческая личность» (детям дается задание и в течении 1 минуты обсуждения они должны дать ответ на вопрос о какой исторической личности идет речь и что дополнительно им известно).
 
1.                          Джунгары не щадили никого. Люди в панике убегали прихватив самое необходимое. Поэтому удивительнее было видеть одиноко стоящую юрту и хозяина, не собиравшегося в дорогу. Джунгары спросили: «Почему ты не собираешься в путь?» На что он ответил: «В моей юрте ласточка скоро выведет птенцов, не разрушать же гнездо!» (Толе би)
 
 
2.                          Годы жизни 1711-1781 годы. Был знаком с батыром Богенбаем. Умер      в Туркестане. Захоронен в мавзолее Кожа Ахмета Йассауи. (Абылай хан)
 
 
 
3.                          Годы жизни 1691- 1769. Был знаком с ханом Абылаем, настоящее имя –Ерасыл.  (Кабанбай батыр)
 
 
4. Этот батыр родился в районе Туркестана, на берегу реки Боген. Его наставленниками были лучшие батыры и бии. Участвовал более в 100 битвах. 50 лет возглавлял казахские войска. (Богенбай батыр).
 
 
3. Презентация «Легендарные батыры» (каждая группа учащихся готовила в течении 2 недель творческую папку о батырах. В которую вошли стихотворения о батырах, легенды, их биография и рисунки учащихся). В течении 5 минут каждая группа представляет и защищает свою работу.
 
4.                          Физ.минутка.
 
 
5.                          Объяснение нового материала.
-         В глубине веков история хранит имена многих мужественных и славных сыновей своего народа. И среди них есть уникальные, которые являются славными сынами отечества, казахской земли. И сегодня мы с вами познакомимся с такими историческими личностями как Исатай Тайманов и его друг Махамбет Утемисов. Которые вели непримиримую борьбу против жестоких ханов.
 
Стихотворение – Что толку народу от тронов златых,
Что толку народу от ханов лихих,
Если для немощных и бедняков
Нет справедливости, правды у них? 
Махамбет Утемисов призывал народ к единению, и с этим выступал на различных собраниях.
-Если орда многолюдна,
И горы – не горы,
И горе – не горе!.  
-         В 1836 году в Букеевской орде вспыхнуло восстание против произвола хана Жангира, который облагал народ все новыми налогами, поборами, пошлинами. Руководителями восстания стали М.Утемисов и И.Тайманов. На одном из собрании в ставке хана М. Утемисов выступил против хана Жангира:
 
«Ты разве хан, что богом дан?
Да лютый волк ты-
Вот –кто!
Твой злобный взгляд –
Змеиный яд.
Там плач и стон,
Где ты с хвостом,
Хан – скорпион!»
-         Стихи Утемисова приобретали гражданскую и политическую направленность. Восстание было подавлено. Исатай был убит, что стало не заживающей раной для души и сердца его друга Махамбета. Он остался один, но продолжал бороться с помощью пера, его стихи передавались из уст в уста по всей степи. Хан преследовал поэта. Жангир умер в 1845 году, на его место пришел султан Баймагамбет, который устроил настоящую охоту на М. Утемисова. В 1846 году он использует удобный случай. Аул поэта откочевал на зимовье к приморским берегам, а сам он с семьей еще оставался в местечке Карой. В этот момент к нему в дом пришли люди под видом гостей и ударом сабли отсекли ему голову.
-         ….. О жизнь, прошедшая в страданьях, О мой замученный народ,
Все наши беды вижу в ханах,
Пусть будет проклят ханский род!….
Народ помнит дела своих сыновей и возводит им памятники, посвящает песни и стихи. Вашему вниманию прелагаю посмотреть слайд шоу «Славные сыны казахской степи».
(просмотр слайд-шоу в течении 3 минут).
 
 
3.     Закрепление материала  (дети в группах выполняют работу в течении 5 минут)
КРОССВОРД
1.     Древний памятник тюркской письменности в честь вождя, кагана.
2.     Легендарный предок казахского народа.
3.     Батыр, родившийся в Жамбылском районе, в местности Жалпактас – Сериктас.
4.     Имя при рождении дали Абильмансур, Толе би прозвал его Сабалак, а какое имя известно нам.
5.     Часть средне векового города.
6.     Город, означающий «страна, место проживания тюрков».
7.     Друг и соратник Исатая Тайманова.
8.     Батыр, родившийся на берегу реки Боген.
1К                
2А        
  3         З        
  4А            
  5   Х            
  6         С        
  7 Т              
8           А      
  9       Н  
9.     Основатель Тюркского каганата
4.     Закрепление материала
(Найти ответы на вопросы стр 117 параграф 35)
5.     Подведение итогов.
6.     Домашнее задание № 35 стр 115-117