Конспект урока по окружающему миру Город в котором я живу

Тема урока: «Город, в котором я живу».
Класс : 4
Учитель: Цыдыпова Г.А.
Тип урока: урок изучение знаний и способов действий.
Цель урока:
Образовательные: познакомить учащихся с историей родного города , с архитектурными памятниками города Улан-Удэ.
Развивающие: способствовать развитию речевой культуры учащихся, любознательности, познавательного интереса к изучению истории родного города , творческих способностей, умения мыслить.
Воспитательные: содействовать воспитанию любви к малой родине.

Планируемый результат:
Предметные:. приводить примеры основных достопримечательностей города Улан-Удэ. Знакомство с символами родного города: гербом флагом.
Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение.

Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального общества; проявляют чувство ответственности и долга перед малой Родиной

Оборудование: карта края; мини -книжка; мультимедийная презентация; фотографии с изображением города в начале своей истории и в наше время, карточки с заданиями, ребус.










Технологическая карта урока.
Технология
проведения
Деятельность
учителя
Деят-ть
учащихся
Обучающие и развивающие задания
Диагностирующие задания
(УУД)

Орг. момент
Цель: эмоциональный настрой к уроку
- Здравствуйте ребята!
Добрый день, дорогие друзья!
Нашей встрече очень рада я!.
Улыбнитесь друг другу.
И начнём наш урок.
Урок окружающего мира. Проверим всё ли готово к уроку.
- Девиз нашего урока: (слайд1)
Если путь твой
к познанию мира ведет,-
Как бы ни был он долог
и труден - вперед!

Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.



Читают девиз
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала


Девиз
К: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной
деятельности
– Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие.
Чтобы узнать куда отправимся, вы должны отгадать ребус.

,, ,,д

– Сегодня мы отправимся в путешествие по городу.
- Что означает слово город?




-А какие есть города в Бурятии?
(работа по карте)
Отвечают на вопросы.



Отгадывают ребус.
Город (слайд 2)


Город – крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. (слайд 3)
Перечисляют города.
(Бабушкин, Гусиноозерск, Закаменск, Кяхта, Северобайка
·льск , Улан-Удэ)
Беседа по теме «Что мы знаем об Улан-Удэ?»

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о столице; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя)




Постановка учебной задачи
Цель: - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне



- По какому городу будем путешествовать, узнаете, прослушав стихотворение (или посмотрев фотографию)
- Стихотворение прочитает .
Улан-Удэ - любимый город,
Ещё совсем душой ты молод,
Ты так велик и так прекрасен,
С тобою день мой каждый ясен!
На берегах Уды родился,
С Байкалом рядом поселился.
Ты для меня одна столица,
Тобой всегда буду гордиться!
- И так по какому городу будем путешествовать?
Улан-Удэ - столица республики Бурятия.
Подумайте, что такое столица?

-Сформируйте тему и цели урока.
-Итак, отправляемся путешествие по нашему городу Улан-Удэ.

Читает отрывок стихотворения про Улан-Удэ.









Улан-Удэ
Столица главный город государства, административно политический центр .
Отвечают на вопросы и формулируют тему и цели урока. (слайд 3)


Стихотворение «Улан-Удэ».
Познавательные УУД: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группах; регулятивные- (целеполагание.)


4. Построение проекта выхода из затруднений
Цель: открытие нового и интересного
Работа с модулями.

1.История города.














































2.Символлики.
Герб
















Флаг.











Гимн Бурятии.













3.Достопримичательности.


- Не просто так мы отправимся с вами в путешествие по нашей столице, с собой возьмём вот такую книжку. Во время путешествия будем заполнять эту книжку.
- Откроем книжку, на первой странице обведём красным карандашом наш город Улан-Удэ.
Улан-Удэ расположен в Восточной Сибири в 4 435 километрах к востоку от Москвы, в 75 километрах к юго-востоку от озера Байкал. Улан-Удэ – столица Бурятии, транспортный узел, речная пристань. Численность населения (2015): 426 650 жителей. Разница во времени между Москвой и Улан-Удэ составляет пять часов.
Улан-Удэ занимает территорию площадью 377 кмІ, лежащую в пределах Иволгино-Удинской межгорной впадины на правом берегу реки Селенги между хребтами Хамар-Дабан и Улан-Бургасы. Приток Селенги, река Уда пересекает южную часть города. Регион характеризуется резко континентальным климатом.
Место основания нашей столицы находится на берегу реки Уды. Отсюда началась история города, ведь именно на этом месте в 1666 году разбили стоянку пришедшие сюда казаки. Сегодня в память об этом событии здесь установлен мемориальный камень и два креста .
А в 1730 г. Удинский острог переименован в Верхнеудинск и становится крупным торговым центром. Который давал защиту караванам, следовавшим для торговли в Китай и Монголию  по "Великому чайному пути". С открытием этого пути в России  стал популярен чай. И 27 июля 1934 года город был переименован в Улан-Удэ в переводе с бурятского языка «Красная река» .
И теперь Улан-Удэ – столица с особенным колоритом, расположенный у подножья живописных гор и разделенный на две части рекой Уда, притоком реки Селенга. Это один из самых привлекательных туристических центров Сибири, находящийся всего в сотне километров от знаменитого озера Байкал. Здесь находится более 200 памятников истории, культуры и архитектуры, которые утопают в сочных красках великолепной природы Забайкалья. Улан-Удэ обладает уникальным историко-культурным наследием и с 1990 г. включен в список Исторических городов России.
- Давайте, занесём в книжку на с. 2 данные о городе.
- Проверим.
- Каждый город имеет свою символику.
-Какие символики вы знаете?
В золотом поле накрест зелёный опрокинутый отворенный влево рог изобилия с исходящими из него зелёными листьями и червлёными (красными) плодами, поверх которого чёрный Меркуриев жезл. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, на центральном зубце изображено «соёмбо».
А что означает соёмбо?
Соёмбо - традиционный бурятский символ вечной жизни, круг сопровожденный внизу положенным в поясе полумесяцем, вверху пламенем о трёх языках, в нижней части короны изображён национальный орнамент, символизирующий национальные традиции.
Под щитом добавлена лента синего цвета, символ ордена Трудового Красного знамени.

Флаг Улан-Удэ представляет собой две вертикальные полосы синий олицетворяет исторические корни , нерушимость и верность , а жёлтый говорит о милосердии, гармонии человека и природы; на вверху синей полосы желтый круг, сопровождённый внизу положенным в пояс жёлтым полумесяцем, вверху жёлтым пламенем о трёх языках; в центре жёлтой полосы фигуры из герба города Улан-Удэ.


Гимном города является музыкально-поэтическое произведение, созданное композитором [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и поэтом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с авторским названием «Улан-Удэ» в 1966 году.
Утверждён решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 444-50 от 12 ноября 1999 года
- Давайте прослушаем гимн Улан-Удэ.
-А теперь выполним задание на книжке.
- Теперь откроем книжку на с.3
- Запишите, что обозначают эти рисунки? Укажите стрелки на гербе.

Скульптуры.
А прогулку по Улан-Удэ, лучше всего начать с исторического центра, который украшают симпатичные купеческие домики в стиле русского классицизма. Главной площадью города является площадь Советов. Здесь вы увидите знаменитый памятник Ленину. Знаменитым он является благодаря своим гигантским размерам – самая крупная в мире голова Владимира Ильича, попавшая даже в Книгу рекордов Гиннеса.
Скульптура Мать Бурятия (Гостеприимная Бурятия) - самый высокий памятник Улан-Удэ. Памятник встречает гостей города, двигающихся в центр Улан-Удэ со стороны аэропорта. Это делает ее бурятским вариантом Статуи Свободы, которая встречает гостей Нью-Йорка. Бронзовая фигура женщины с традиционным бурятским хадаком в руках установлен на высокий вертикальный восьмиметровый постамент. Высота самой скульптуры также составляет порядка восьми метров.
Памятник А. П. Чехову
Бронзовую фигуру русского писателя Антона Чехова высотой 1,75 метра установили в Улан-Уде у музея истории города на пешеходной части улицы Ленина, так называемом "Улан-Удэнском Арбате".
Памятник Гэсэр-хану
Памятник Гэсэру установлен в Улан-Удэ в 2006 году. Высота скульптуры без учета постамента - около 6 метров, a вместе с копьем - почти 9. Гэсэр персонаж тибетской мифологии и мифологии монгольских народов, включая бурят, а также ряда тюркских и тибето-бирманских народностей. Гэсэр ниспосланный небом герой, очищающий землю от чудовищ.. Сказание о великом воине существует в бурятской культуре более тысячи лет. Героический эпос "Гэсэр" по праву считают одним из наиболее значительных произведений мирового героического эпоса, называя "Илиадой Центральной Азии".
Арка «Царские ворота»
Арка "Царские ворота" находится в центре Улан-Удэ и построена в 2006 году на месте, где купцами в XIX веке была сооружена Арка в честь цесаревича Николая, посетившего Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) во время его путешествия по Сибири..
Гостиный двор.
Гостиный двор (Гостинодворские ряды) является одним из самых значительных архитектурных и исторических памятников Улан-Удэ. Гостиный двор выполнен в стиле классицизма и построен на средства купцов. В настоящее время в гостиных рядах размещены многочисленные магазины.
Театры Бурятии
Напротив площади Советов находится самое красивое сооружение  здание  Бурятский государственный академический театр оперы и балета . Здание строилось с 1945 года по 1952 год и выполнено в стиле сталинского ампира с национальными декоративными элементами. Над центральным порталом театра возвышается скульптура "Всадники" с развевающимся знаменем. Театр расположен в одном из самых красивых и оригинальных зданий города Улан-Удэ, которое является памятником архитектуры федерального значения. Театру присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия народов России.
- А какие еще театры у нас есть?
Музеи.
- Вы на кружке «Музей и дети» посещали музеи.
- Какие музеи вы знаете?
Если спуститься вниз по улице Ленина , то вы увидите Музей Природы. Музей природы Бурятии открыт в Улан-Удэ в 1983 году. Это единственный самостоятельный музей природы на территории Сибири и Дальнего Востока. Коллекция музея содержит более 17 тысяч экспонатов. Наиболее ценную часть коллекционного собрания музея, представляют натуральные образцы естественной истории.. Центральное место показа занимает озеро Байкал. Музею на вечное хранение передан знак победителя конкурса "Семь чудес России",
присужденного озеру Байкал.
Республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова
Современная экспозиция музея открывается представлением декоративно-прикладного искусства Бурятии. Многие виды декоративно-прикладного искусства давно уже стали национальным брендом. Так, гобелены из конского волоса, выполненные профессиональными художниками, можно встретить только в нашем музее
Этнографический музей народов Забайкалья находится рядом с Улан-Удэ, в пригороде. Это музей под открытым небом, где собраны образцы традиционных для этих мест построек, реконструкции жилищ.
- Перечислите другие музеи.


Храмы и монастыри.
- Следующее путешествие по храмам и монастырям.
Если спустимся вниз до набережной по улице Ленина , то там мы с вами увидим уникальное сооружение Одигитриевский собор. Который является действующим православным храмом, относится к памятникам архитектуры, Уникальность данного храма заключается также в том, что он является первым каменным зданием, построенным в городе того времени.
- Какие еще знаете монастыри?
Иволгинский дацан .
Это центр российского буддизма. Иволгинский дацан – самый крупный буддийский храмовый комплекс в Бурятии. Здесь находится святыня российских буддистов Нетленное Тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржо Итыгилова. Выразить Ему свое почтение, попросить о чем-то важном для вашей жизни можно в дни больших буддийских праздников в Иволгинском дацане. Глава российских буддистов Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев.
Улан-Удэнский дацан "Хамбын-Хурэ"  резиденция хамбо-ламы Дамбо Аюшева расположен на Верхней Березовке и основа в 1994 году . В дацан входит несколько храмов, субурганов, главный из них посвящен буддийскому божеству Калачакре..
Также Буддийский центр "Римпоче-Багша"-2002г. Женский дацан "Зунгон Даржалинг" 2000г.


Работа в книжке.
Отмечают город Улан-Удэ.

Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.
Просмотр презентации.
(слайд 4)





По ходу беседы заполняют книжку)





(слайд 5)



(слайд 6)




(слайд 7)
(слайд 8)
(слайд 9)












Записывают даты.
(слайд 10)

Герб, флаг, гимн.

(слайд 11)




Соёмбо- традиционный бурятский символ вечной жизни.









(слайд 12)












Внимательно слушают учителя и принимают участие в диалоге с учителем.
(слайд 13)
Слушают 1 куплет.
Записывают.
.


(слайд 14)








(слайд 15)










(слайд 16)



слайд 16)















(слайд 16)








(слайд 16)



(слайд 17-18)
1. .Бурятский государственный академический театр драмы имени Хоца Намсараева, 2.Государственный русский драматический театр имени Н.А. Бестужева
3.Бурятский государственный республиканский  театр кукол «Ульгэр», а также 4.Молодежный художественный театр



Музей истории Бурятии им. Хангалова . Художественный музей им Сампилова Музей города Улан-Удэ . Геологический музей .
(слайд 19)









(слайд 20)







Этнографический музей народов.
(слайд 21)
(слайд 22-24)
Музей города, Музей истории им. Хангалова, Геологический музей, Литературный музей им. Хоца Намсараева.




(слайд 25-27)
Свято-Троицкий храм . Церковь Вознесения .






(слайд 28-31)


















Книжка «Улан-Удэ - столица Бурятии»














































Работа в книжке







































Памятник Ленину.



Работа в книжке




Скульптура Мать Бурятия











Памятник А. П. Чехову






Памятник Гэсэр-хану

















Арка «Царские ворота»











Гостиный двор.



















Презентация театры




















Презентация музеи города









Презентация храмы и монастыри






Познавательные: осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координирование в сотрудничестве разных позиций.
предметные- умение проводить определенные исследования, выполнять практические задания по теме.

5.Первичное закрепление.
П-3.
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать, самооценка результатов деятельности своей, всей группы
Откройте книжки.
-Какие достопримечательности Улан-Удэ вы запомнили? Заполните.
-На с.5 допишите название памятников и скульптур.
- На с. 6 запишите что изображено.
- Откроем с. 7, допишем название музеев.
- Запишем, что изображено на 9 с.. Допишем.
- Итак, мы закончили путешествие по Улан-Удэ.
- А сейчас мы проверим, как вы запомнили то, что услышали.
Для этого выполним тест по истории г Улан-Удэ?
- Давайте, проверим тест.
- Оцените сою работу, карандашом поставьте оценку.
Внимательно слушают учителя и заполняют книжку.

Самостоятельная работа







Самостоятельно выполняют тест.
Самопроверка. Самооценка.
Обобщение полученных на уроке сведений.



Осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Познавательные: осуществляют логические действия; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

6. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности,
подведение итогов;
домашнее задание
– Итак, ребята, подошло к концу наше путешествие по Улан-Удэ.
- Итак, в течение урока мы много узнали нового, анализировали данные, делали выводы. Перед вами лежат листочки, выберите предложение, которое вам хотелось бы продолжить. Запишите эти слова.



На сегодняшнем уроке я узнал


На этом уроке я похвалил бы себя за


После урока мне захотелось
Сегодня я сумел

Несколько учеников читают свои листочки.
- Сколько интересного мы сегодня почерпнулиЕсли сравнить полученную информацию с багажом, то можно сказать, что понесем домой десятки килограммов. Кто из вас считает этот урок полезным для себя? А кто продолжит свои исследования?
- Кто может напишите сообщение об одном достопримечательности города.
-А кто хочет пусть сделает серию фотографии.
Отвечают на вопросы.







Заполняют таблицу.
Заключительная беседа.
Выставление оценок.

Самооценка.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний


Рисунок 10Рисунок 1Шђ Заголовок 1Шђ Заголовок 2Шђ Заголовок 3Шђ Заголовок 4Шђ Заголовок 5Шђ Заголовок 6Шђ Заголовок 7Шђ Заголовок 8Шђ Заголовок 915