Программа по духовно-нравственному воспитанию Путь к духовной гармонии на 2015-2020гг

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АВИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы:____________/С.В. Петров/
15 января ___________ 2015г





ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
«АВИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ
ВОСПИТАНИЮ, ПРОСВЕЩЕНИЮ, И ОБРАЗОВАНИЮ
«ПУТЬ К ДУХОВНОЙ ГАРМОНИИ»
на 2015-2020гг








Разработала: Иванова И.Б.


-2015г

ПАСПОРТ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«АВИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ «ПУТЬ К ДУХОВНОЙ ГАРМОНИИ»
НА 2015 – 2020г.г.»
Наименование Программы
- целевая программа МБОУ «Авиловская СОШ» «Духовно-нравственное воспитание, просвещение и образование учащихся «Путь к духовной гармонии» на 2015 – 2020 годы» (далее – Программа)

Основание для разработки
Программы
- разработана в соответствии с Федеральным законом от 29декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации», с «Международной конвенцией о правах ребёнка 1989г.», «О свободе совести и религиозных объединениях», ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования.

Государственный заказчик
Программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Авиловская средняя общеобразовательная школа»

Основные разработчики
Программы
ЗВР, учитель ОПК И СЭ Иванова И.Б.

Основные цели Программы
духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Основные задачи Программы
-формировать гражданское и патриотическое сознания и самосознания подрастающего поколения, активную гражданскую позицию, сопричастность к героической истории Российского государства, готовность служить Отечеству на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;  
-воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, формировать любовь к родителям, близким; изучать и сохранять семейные традиции, традиции и обычаи своей страны;
-формировать толерантное поведение, уважительное отношение к народам мира, различным религиям;
-обучать решению задач правого и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования; учить проявлять свою гражданскую позицию, нравственное поведение в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения достоинства других людей;
-создать единую социально – педагогическую инфраструктуру социума, способствующую духовно – нравственному воспитанию посредством обеспечения взаимосвязей и координации деятельности семьи, культуры, спорта, Молодежного комитета Родионово-Несветайского района и органов местного самоуправления.

Сроки реализации Программы
- 2015 - 2020 годы

Основные мероприятия
Программы
- нормативно – правовое и организационно - управленческое обеспечение создания и функционирования системы духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ «Авиловская СОШ»;
- оптимизация кадрового потенциала специалистов, организационно- методическое, научно – исследовательское обеспечение системы духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ «Авиловская СОШ»;
- информационное сопровождение мероприятий и мониторинг работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся,
- развитие социально – педагогической инфраструктуры социума и реализация комплекса мероприятий с учащимися, родителями, педагогами , содействующих духовно-нравственному воспитанию обучающихся

Исполнители основных мероприятий Программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Авиловская средняя общеобразовательная школа»

Объемы и источники
финансирования Программы
Не требуется.

Система реализации
контроля за исполнением
Программы
Управление, координация и контроль исполнения Программы носят системный характер и осуществляются Координационным советом школы.

Ожидаемые конечные результаты Программы
1. Осознание учащимися духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Успешное освоение учащимися нравственных идеалов, социально – культурных ценностей, этнической и конфессиональной толерантности.
3. Повышение уровня духовно-нравственного, гражданского и патриотического сознания, самосознания, самодисциплины учащихся, способность сделать правильный нравственный выбор; гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
4. Убежденность учащихся в том, что:
- настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
-любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, экологически культурен.
5.Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
6.  Взаимодействие семьи, социума и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды; возрождение и сохранение духовно – нравственных традиций семейного воспитания.
7. Сокращение числа детских, подростковых и молодежных правонарушений.































1.Содержание проблемы духовно – нравственного воспитания и обоснование необходимости её решения программными средствами


Без памяти - нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности - нет народа.


Программа определяет основные пути развития системы духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ «Авиловская СОШ».
Характер и задачи школьной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание, просвещение и образование учащихся «Путь к духовной гармонии» в МБОУ «Авиловская СОШ» на 2015–2020 годы» обусловлен пониманием связи между духовно – нравственным состоянием общества и положением дел в экономике, задачами и возможностями развития потенциала местного самоуправлении в решении основных проблем жизнедеятельности граждан в социуме.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания, просвещения и образования является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека, а различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей и молодежи искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Реальный путь выхода из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно – нравственному потенциалу нашей страны, носителем которой с давних времён являлось и является Православие. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, эстетическое и правовое мироощущение человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести. Поэтому в настоящее время между государственными институтами и религиозными организациями формируются отношения партнёрства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования молодёжи.
Истоки духовного возрождения России и прежде всего родного края, начинаются
в школе, самым надежным стержнем учебно – воспитательного процесса может стать идея воспитания учащихся на русских традициях, на истории родного края, судьбах наших земляков, в прошлом и настоящем России. Только тогда школа в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многие, многие другие.
Особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.
Поэтому сегодня перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Программа как организационная форма реализации задач духовно - нравственного воспитания обучающихся представляет собой комплекс мероприятий, взаимоувязанных по субъектам, объектам, ресурсам и срокам, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях воспитательной деятельности учреждений и организаций. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу духовно - нравственного воспитания молодых граждан на уровень, соответствующий современному этапу социально – экономического развития страны. В связи с этим возникает необходимость комплексного решения проблемы.
Целевое решение задач позволит проводить единую политику в области воспитания, обеспечит решение проблемы преодоления диспропорций в системе духовно – нравственного воспитания молодого поколения, будет способствовать формированию единого воспитательного информационного пространства, воспитанию патриотизма.


2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

-Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-Конституция Российской Федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52, ст.28. 29 о свободе совести и свободе информации);
-«Международной конвенцией о правах ребёнка», 1989г,
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г;
- Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. );
- «Всеобщая декларация прав человека»;
- Гражданский кодекс РФ;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция);
- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015/2020 годы»;
- Письмо министерства образования РФ от 14.06.1999 № 14-53-28.ИН/14-04. «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
- Письмо Министерства образования Ростовской области от 16.11.2000 № 426/13 «О соблюдении законности во взаимодействии образовательных учреждений с религиозными учреждениями»;
- Письмо Министерства образования Ростовской области от 28.09.2006 № 6823/03 «Об изучении исторических и культурных основ мировых религий»;
-Резолюция участника Всероссийской конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся (г. Калуга, декабрь 2007 г.);
- Рекомендации участников круглого стола от 22.03.2010 г. «Правовые основы и перспективы взаимодействия общественных институтов, семьи и школы в духовно – нравственном воспитании гражданина России» (Государственная Дума. Комитет по образованию);
-Областной закон Ростовской области «О духовно – нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях в Ростовской области». От 15 июня 2010 г. Принят Законодательным Собранием от 10 июня 2010 г;
- ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования;
-Целевая программа Управления образования Родионово-Несветайского района «Духовно-нравственное воспитание, просвещение и образование учащихся «Путь к духовной гармонии» на 2015-2020гг»;
-Устав школы

II. Основные цели и задачи Программы и сроки ее реализации

Цели программы Управления образования Родионово – Несветайского района «Духовно-нравственное воспитание, просвещение и образование учащихся «Путь к духовной гармонии» на 2015 – 2020 годы»:
- создание условий, способствующих духовно – нравственному воспитанию обучающихся, освоению ими пространства, места жительства и самоопределения в нем, самореализации в социально – значимой деятельности в городе, селе и районе;
- восстановление традиционной российской духовности и нравственности;
- духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в районе социально – педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности.

Цель программы школы: духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Задачи:
Формировать гражданское и патриотическое сознания и самосознания подрастающего поколения, активную гражданскую позицию, сопричастность к героической истории Российского государства, готовность служить Отечеству на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.  
Воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, формировать любовь к родителям, близким; изучать и сохранять семейные традиции, традиции и обычаи своей страны.
Формировать толерантное поведение, уважительное отношение к народам мира, различным религиям.
Обучать решению задач правого и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования; учить проявлять свою гражданскую позицию, нравственное поведение в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения достоинства других людей.
Создать единую социально – педагогическую инфраструктуру социума, способствующую духовно – нравственному воспитанию посредством обеспечения взаимосвязей и координации деятельности семьи, культуры, спорта, Молодежного комитета Родионово-Несветайского района и органов местного самоуправления.

Программа является программой среднесрочной перспективы, реализация мероприятий рассчитана на пять лет с 2015 -2020 годы.


III.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап – подготовительный (январь2015г- март 2015г)
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. 

II этап – практический ( апрель 2015/2019гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению системы духовно – нравственного воспитания.

 III этап – обобщающий (2019/2020гг.)
Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.


IX. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

-преемственность;
-аксиологический;
-целостности картины мира;
- христианское мировоззрение;
-полисубъектности воспитания;
- идентификации (персонификации);
- следования нравственному примеру;
- социально-педагогическое партнерство;
-социальной востребованности воспитания;
-системно-деятельностной организации воспитания;
-учета индивидуальных возможностей и способностей;
-многоаспектность: сочетание различных направлений работы;
-охраны и укрепления психического, социального и физического здоровья детей



X. ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ

Нравственность, духовность, нравственный выбор, жизненные ценности, нравственные законы и нравственные заповеди, эмпатия, нравственное поведение, этика в поведении, высоконравственные личности в мировой истории и культуре, нравственные категории: долг, порядочность, ответственность, скромность, душевная и духовная красота, умение общаться, конфликтность и без конфликтное поведение, толерантность.
Бог, церковь, душа, святой, икона, Дева Мария, Иисус Христос, обрядовые праздники.
Патриотизм, Отечество, Родина, память, уважение суверенитета, традиции и обычаи, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование во имя других людей, терпимость, демократия, гражданственность, гражданин, дисциплинированность, ответственность, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, преступление, закон, конституция государства, правительство, президент – глава государства.



XI. ЛИЧНОСТНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ:

Люди, внесшие нравственный вклад в развитие страны и мира, герои войны и труда, хранители нравственных традиций поколений, демонстрирующие положительный пример нравственного поведения в самых различных ситуациях.
Служители церкви, святые люди, А. Невский, К. Минин, Д. Пожарский,
А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков, защитники Брестской крепости, герои воины и партизаны, мать Тереза, Флоренс Найтингейл, Юрий Гагарин, строители БАМа, покорители целины, Севера и Юга, музыканты, политики, спасатели Чернобыльской АЭС, спортсмены- олимпийцы, приемные матери, представители МЧС, граждане и патриоты своей страны, ставшие нравственной историей страны и мира.


XII. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Категории
Формы деятельности


Работа с
учащимися
* курс ОРК и СЭ «Основы православной культуры»;
*работа кружка или клуба духовно – нравственной направленности;
*внеклассная работа по предметам:
-конкурсы сочинений, защита рефератов, конкурсы чтецов, пения, ИЗО и прикладного искусства, конкурсы исследовательских работ;
- проведение предметной олимпиады;
-организация работы музейной комнаты «Память живет»;
-предметные недели;
*внеурочная работа:
-экскурсии в храмы, по святыням хутора, района, Дона, по золотому кольцу России;
- встречи с духовенством, с людьми, демонстрирующими положительный пример нравственного поведения, с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
-творческие конкурсы, викторины, выставки;
-участие в акциях милосердия, операциях, дела класса;
-праздники, вечера и утренники, концерты;
- часы общения;
- тематические дни, недели, классные часы;
-диспуты, дебаты и дискуссии по нравственно-правовым проблемам;
-социальные тренинги, тренинги нравственного самосовершенствования;
-кинопросмотры;
-поисковая работа, пополнение школьной музейной комнаты;
- волонтерская работа;
- изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди Нагорной проповеди;
-праздничные поздравления одноклассников, педагогов, односельчан, сюрпризы;
-ролевые, деловые игры, интернет игры;
-операции, акции, флешмобы;
-социальные проекты;
* диагностика

Работа с семьёй и родителями
*тематические классные, общешкольные родительские собрания;
*круглые столы, конференции, деловые игры;
*семейные праздники, конкурсы, соревнования;
* КСВ, листовки, памятки, информационные листы;
* вечер вопросов и ответов;
*Дни открытых дверей, в ходе которых родители могут присутствовать на уроках и принять участие в различных внеклассных мероприятиях;
*экскурсии по святым местам района и Донского края;
-обобщение передового семейного опыта;
-участие совместно с детьми в конкурсах, праздниках, операциях, акциях;
-помощь в реализации социальных проектах;
* диагностика

Работа с учителями и классными руководите-лями
*педагогические советы по вопросам духовно – нравственного воспитания и образования;
* МО классных руководителей (круглые столы, семинары, мастер – классы, дни педагогического мастерства);
* листовки, памятки, информационные листы;
* индивидуальная методическая помощь;
* планерки при ЗВР «Вопросы и ответы»;
* творческая лаборатория, «Фабрика идей»;
*творческие конкурсы, конкурсы педагогического мастерства;
*мероприятия по повышению профессионализма (курсовая переподготовка, обучающие семинары, стажёрские площадки);
*обобщение и трансляция передового педагогического опыта;
*тренинг личностного роста классных руководителей;
* изучение гражданской позиции педагогов;
* ответственное отношение к материалам сомнительной ценности, тенденциозности, односторонности, националистической и шовинистической направленности;
* учет возрастных особенностей и уровня осведомленности учащихся в подборе и использовании материала воспитательного характера;
* создание эмоционального контакта с учащимися для положительного воздействия на их души и сердца;
* формирование у классных руководителей понимания необходимости сотрудничества в вопросах духовно-нравственного воспитания, просвещения и образования с семьей ученика и использование традиций и опыта семей и поколений в решении данной проблемы;
*позиционирование деятельности школы(размещение на сайте, участие в областных и Всероссийских мероприятиях, участие в грантах, работа со СМИ);
* поощрение педагогов за неформальное отношение к формированию
духовно- нравственной культуры учащихся и их семей;
*изучение опыта семей учащихся по формированию духовно-нравственной культуры ребенка, привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий по нравственным проблемам общешкольного масштаба.

Работа со СМИ
помещение статей, фотоотчета в школьной, районной газете, школьном сайте






XII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Осознание учащимися духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Успешное освоение учащимися нравственных идеалов, социально – культурных ценностей, этнической и конфессиональной толерантности.
3. Повышение уровня духовно-нравственного, гражданского и патриотического сознания, самосознания, самодисциплины учащихся, способность сделать правильный нравственный выбор; гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
4. Убежденность учащихся в том, что:
- настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
-любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, экологически культурен.
5.Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
6.  Взаимодействие семьи, социума и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды; возрождение и сохранение духовно – нравственных традиций семейного воспитания.

7. Сокращение числа детских, подростковых и молодежных правонарушений.


СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРГРАММЫ «ПУТЬ К ДУХОВНОЙ ГАРМОНИИ»



Наименование мероприятий
Срок
исполнения
Ответственные


I. Комплекс управленческих мероприятий по реализации программы

1.1
Подготовка и принятие нормативно – правовых актов по созданию системы духовно – нравственного воспитания обучающихся в школе

2015г. - 2020

Администрация школы

1.2.
Создание Координационного совета по реализации школьной целевой программы по духовно-нравственному воспитанию, просвещению и образованию учащихся «Путь к духовной гармонии» в МБОУ «Авиловская СОШ» на 2015 – 2020 годы

Январь 2015г.
Администрация школы

1.3.
Разработка и принятие программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на 2015 - 2020 гг. в МБОУ «Авиловская СОШ»
Февраль 2015г.
ЗВР Иванова И.Б., члены МО кл. руководителей

1.4.
Провести экспертизу воспитательно – образовательных программ и методических материалов по духовно – нравственному воспитанию обучающихся в школе

Февраль 2015г.
ЗВР Иванова И.Б., члены Координационного совета

1.5.
Проведение социологических исследований по проблемам духовно – нравственного воспитания обучающихся школы.
Апрель 2015
Психолог Морозова Л.В., ЗВР Иванова И.Б.

1.6.
Анализ и обобщение опыта духовно – нравственного воспитания в школе. Издание электронного сборника методических материалов по проблемам духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Апрель- май 2017г.
ЗВР, руководитель МО кл. руково-дителей Иванова И.Б., члены Координационного совета

1.7.
Размещение на сайте МБОУ «Авиловская СОШ» материалов о духовно – нравственном воспитании учащихся.
2015 – 2020 г.г
ЗВР Иванова И.Б., отв. за ведение школьного сайта Ткаченко И.А.

1.8.
Разработка оценки качества и результативности воспитательной деятельности образовательного учреждения
Октябрь 2015г.
Руководитель МО кл. руководителей Иванова И.Б., члены МО

1.9.
Разработка планов мероприятий и организация работы по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности
2015 - 2020 гг.
ЗВР, руководитель МО кл. руково-дителей Иванова И.Б., члены Координационного совета

1.10
Освещение в средствах массовой информации: « Родионовский Вестник» и «Деловой Миусс» вопросов о духовно-нравственном воспитании, просвещении и образовании учащихся МБОУ «Авиловская СОШ».
2015 - 2020гг.
ЗВР Иванова И.Б., кл. руководители

1.11
Разработка и реализация социальных проектов;
«Сокровища нации»- патриотическое воспитание, толерантность и общество;
«Экстремизм- зона бедствия»- формирование толерантности, профилактика экстремизма;
«Тайны бабушкиного сундучка»- формирование уважительного отношения к своей национальности, культуре, языку, традициям и обычаям;
«Семья- маленькая Родина» - семьянин -патриот-гражданин.


2015


2016

2016-2018


2016- 2020гг.
ЗВР Иванова И.Б., вожатая Лысенко О.А., президент детско-юношеского объединения «Омега»

II Комплекс мероприятий с обучающимися по духовно-нравственному воспитанию

Этнокультурное просвеще-ние

«Традиции милосер-дия»
Тематические классные часы, праздники, утренники, посиделки и т.п. по календарным православным праздникам:
-рождественская ёлка «Святая ночь»;
-«Пусть славят сердце и уста новорожденного Христа»;
- Старый Новый год «Вареники с «сюрпризом»;
-«Святки»;
-«Масленичные гулянья»;
-«Ярмарка»;
-«Проводы зимы»;
-«Пасха - праздник праздников, торжество торжеств»
«Христос воскрес! Воистину воскрес!»;
-«Троица»;
- праздник жен-мироносиц
2015 – 2020 г.г.
ЗВР Иванова И.Б., учитель ОПК, кл. руководители


«Гулеваные праздники»:
Огуречный пир;
Яблочный пир;
Квасной пир;
Капустный пир;
Праздник гусиного пера.
Праздник каши.

2015
2016
2017
2018
2019
2020
ЗВР Иванова И.Б., кл. руководители


«Основы православной культуры»- спец. курс
2015-2020
Учитель ОПК Иванова И.Б.


-чтение литературы о Житие святых;
-чтение Библии
2015-2020
Учитель ОПК Иванова И.Б., библиотекарь


Реализация социального проекта «Тайны бабушкиного сундучка»- формирование уважительного отношения к своей национальности, культуре, языку, традициям и обычаям.
2016-2018
ЗВР Иванова И.Б., вожатая Лысенко О.А., президент детско-юношеского объединения «Омега»


Экскурсии по храмам, посещение местного храма «Дорога к Храму»
2015- 2020
Учитель ОПК Иванова И.Б.


«Гой ты, Русь моя родная!»- литературно-музыкальные гостиные
2015-2019
ЗВР, учителя русского языка и литературы, учитель ОПК


«Русские современные посиделки»
2016
Вожатая, у/с


«С русским задором по русским просторам»:
-копилка народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки об отношении человека к Родине, природе;
-посиделки «Сядем на пригорке и расскажем скороговорки, загадки и т.п»;
- народные игры «Шире круг»
2015-2019
Кл. руководители

Миротворческая деятель-ность



«Отвори волшебные двери добра и доверия»

Реализация социального проекта
«Сберечь себя для России - Россию для себя»
2018-2020
ЗВР Иванова И.Б., вожатая Лысенко О.А., президент детско-юношеского объединения «Омега»


Встречи с духовенством, с людьми, демонстрирующими положительный пример нравственного поведения, с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы «Жизнь замечательных людей»
2015-2020
ЗВР, кл. руководители, зав. ДК, представители духовенства


Волонтерская деятельность «Добрые сердца»:
-«Ростки милосердия»- цепочки дел;
-«Рождественский перезвон»- акция;
-«Шаг навстречу», акция посвящена Дню инвалидов;
-«Поздравление в дом»;
-« Цветы на граните»;
-«Подари другому радость»
2015-2020
ЗВР, вожатая, у/с,
кл. руководители, зав. ДК


«Будь человеком – человек»:
«Зеленая планета глазами детей» - конкурсы;
«Экологическая азбука» - деловые игры
«Болезни цивилизации» - флешмобы;
- «Серая Шейка», «Белый Бим», «Скворцы прилетели», «Зеленый оазис»- операции




«Наши братья меньшие»:
«Наши любимцы»-фотовернисаж;
«День земли»- праздник, митинги, конкурсы;
«День птиц»;




«Да здравствует красивое село»- трудовой десант:
«Мусороохота»;
«Мусор наступает. SOS»;
«Конкурс клумб»;
«Сюрприз односельчанам»




Операция «Памятник»




День приветствий;
День мороженого;
День улыбок;
День подарков просто так



Я и Оте-чество

«Судьба Родины – моя судьба»
Классные часы «Становление будущего гражданина»: «Именем закона»,
«Имею право, но обязан»,
«Государственная и другая символика»,
«Права и обязанности детей» и т.п.
2015-2020
Кл. руководители


Неделя правовых знаний.
2015-2020
Уполномоченная по правам детей Слабуха Е.В.


Государственные праздники, Дни воинской славы

2015-2020
ЗВР, кл. руководители


«Мы граждане России»- торжественное вручение паспортов
декабрь
ЗВР, вожатая


«От Георгия Победоносца до Георгия Жукова» - галерея великих людей
февраль
Учитель истории, кл. руководители


«Мой край родной, тебе мое сердце!»- лабиринт, конкурсы, праздник «День села»
2015-2020
ЗВР, кл. руководители, зав. ДК

Я – защитник Отечест-ва

«Мир памяти, мир сердцу, мир души»
«Поклонимся великим тем годам»/освобождение Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков
2015-2020













февраль
май
ЗВР, учитель истории, у/с


Кл. часы «Воинская доблесть Россиян»:
-«Там каждый был героем»;
-«Богатыри земли русской»;
-« Легенды и были Великой Отечественной войны» и т.п.

Кл. руководители


«Память живет!»:
-«Мы внуки твои, Победа!» -митинг, концертная программа;
-День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах;
- Они выполняли интернациональный долг

ЗВР, учитель истории, у/с, кл. руководители, представители социума


Месячник оборонно-массовой работы

ЗВР, учитель истории, у/с, кл. руководители,


Вахта памяти




Сбор и пополнение материалом школьной музейной комнаты «Память живет»;
Тематические экскурсии в музейной комнате

Руководитель музейной комнаты Слабуха Е.В.


«Если армия сильна, непобедима и страна»:
-«Ворошиловский стрелок»;
- «Армейский калейдоскоп»;
-«Зарница»- соревнование – игра за КУБОК ПОБЕДЫ;
-«Военизированные игры»
2015-
2020



2018-2020
ЗВР Иванова И.Б., учитель ОБЖ Петров С.В.

Я и здоровье

«Здоров будешь – все добу-дешь»
Классные часы «Расти здоровым»: «Воспитай себя», «Я выбираю движение», «Чистота и здоровье»

Кл. руководители







Реализация социального проекта
«Светофор здоровья»
2018-2020
ЗВР Иванова И.Б., вожатая Лысенко О.А., президент детско-юношеского объединения «Омега»


Курс « Школа здорового питания»
2015-2020
ЗВР Иванова И.Б.


«Жизнь без вредных привычек»- фестиваль
2015-2020
Отв. по школе по проф. наркомании Петрова Т.Н.


«Мой здоровый образ жизни»- презентация опыта
2018
ЗВР Иваанова И.Б., кл. руководитель


«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
( учимся думать и действовать, учимся находить причину и последствия событий, умей выбирать)- практикумы, тренинги
2015-2020
Психолог, кл. руководители

Я, культура и творчество

«В лабирин-тах мысли
и творчест-ва»

«Посвящение в первоклассники»
«Посвящение в читатели»
«Посвящение в пешеходы»
2015-2020
ЗВР, кл. руководители


Дни духовности и культуры.
Предметные олимпиады и недели.

ЗВР, учитель ОПК, учителя русского языка и литературы, учитель МХК


Проведение недели православной книги
«Через православную книгу к духовности»
март 2015-2020



Проведение Недели славянской письменности и культуры
май
2015 - 2020
ЗВР, учителя русского языка и литературы, учитель МХК


«За чистоту русского языка» - акции;
День родного языка
2015 - 2020
ЗВР, учителя русского языка и литературы, у/с


«О войне глазами юных»- конкурсы творческих работ

ЗВР, учителя ИЗО, технологии, русского языка и литературы


Мы соберём большой хоровод:
-«Песни великого подвига»;

-«Вечер русской песни»;
-Конкурс хоров;
-«Лейся песня»

2015-2020
2016
2017
2018-2020
Руководитель школьного хора Морозова Л.В.


Оформление тематических выставок «Духовно – нравственная культура» в библиотеках школы.
2015-2020
Библиотекарь


Конкурсы детского творчества
«Добрых рук мастерство»;
«Мир под ногами»
2015-2017
2018-2020
ЗВР, учитель ИЗО, технологии


Поездки в театры, кинотеатры, музеи
2015-2020
ЗВР, руководитель МО гуманитарного цикла Лысенко О.Н., рук. МО начальных классов Гуниава И.И.


Организация кружков прикладного творчества, русских ремесел.
2015 – 2020
ЗВР Иванова И.Б., руководители кружков


Участие в ежегодной общероссийской олимпиаде школьников по основам православной культуры.
2015 – 2020
ЗВР, учитель ОПК Иванова И.Б.



Участие во Всероссийских ежегодных конкурсах: в творческом конкурсе рисунков «Святые заступники Руси», творческом конкурсе эпистолярного жанра «Лучший урок письма», юных чтецов «Живая классика», исследовательских ученических работ «Отечество», «Человек в истории нашей Родины».

ЗВР, учитель ОПК Иванова И.Б., учителя русского языка и литературы Лысенко О.Н., Кочковая Л.Н., учитель истории Слабуха Е.В.


Участие в муниципальных детских конкурсах: пасхальном фестивале «Через творчество – к православной культуре», творческом конкурсе «Свет Рождества».

ЗВР, учитель ОПК Иванова И.Б., руководитель МО учителей начальных классов Гуниава И.И., руководитель МО учителей русского языка и литературы Лысенко О.Н.


Участие в ежегодной районной научно – практической конференции «Духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения»
2015 - 2020 гг.
ЗВР, учитель ОПК Иванова И.Б., руководитель МО учителей начальных классов Гуниава И.И., руководитель МО учителей русского языка и литературы Лысенко О.Н.


Участие в мероприятиях, посвящённых знаменательным датам истории России: 110 – летию со дня рождения М.А.Шолохова, 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945г.г. и т.д.

2015 – 2020
ЗВР Иванова И.Б., руководитель МО учителей начальных классов Гуниава И.И., руководитель МО учителей русского языка и литературы Лысенко О.Н.


Участие в совместных мероприятиях с Территориальной избирательной комиссией Родионово – Несветайского района: «Знатоки Коституции и избирательного права», « Я – Гражданин России» и др.
2015 – 2020
ЗВР Иванова И.Б., учитель истории Слабуха Е.В., вожатая Лысенко О.А.

Я и вся моя семья
«Мой дом - моя семья»

Классные часы «Хозяйка дома и мать семейства», «Маленькая хозяйка большого дома», «Если бы я был моим папой», Мой папа может все что угодно», и т.п.
2015-2020
Кл. руководители


Исследовательские работы «Реликвии моей семьи»: «История семьи в фотографиях, документах и письмах»,
«Мои истоки и корни» и т.п.




Классные часы, диспуты, конкурсы, праздники, вечера День матери, День пап, «Наша дружная семья», «Тепло родного дома», «Крещенские чтения»;
«Отдыхаем всей семьей», «Красна изба пирогами», «Папа, мама, я – читающая семья»,
«Семейные праздники», «В мире увлечений» и т.п.




Реализация проекта «Семья- маленькая Родина» - семьянин - патриот-гражданин.
2016-2020
ЗВР, вожатая, у/с, кл. руководители

Я и школа

«Моя школьная страна»
Праздники, игры «Мы одна семья»:
-«Вместе весело шагать в нашу школу»;
-«Шире круг»;
-«Первый звонок «Здравствуй, школа!»;
-«Последний звонок «До свидания, школа!»
2015-2020
ЗВР Иванова И.Б., вожатая Лысенко О.А., кл. руководители


«Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались»- праздники, встречи выпускников и т.п.




День рождения класса, школы.




«Лучший отрядный уголок»
«Зеленый оазис»
«Кабинет образцового содержания»

ЗВР Иванова И.Б., у/с, кл. руководители


«В школе все должно быть прекрасно»- благоустройство школы, налаживание доброжелательной атмосферы

Администрация школы, кл. руководители, у/с

Я и планета

«Как научиться жить в мире людей»
Уроки общения, практикумы «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться», «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми», «Краеугольные камни», «Доброе слово, что ясный день»,
«Учись сказать «НЕТ»
2015-2020
Психолог Морозова Л.В., кл. руководители


«Бережливость – дороже богатства»: (Вода, электроэнергия, бумага и др.)

Кл. руководители


Реализация социального проекта «Экстремизм- зона бедствия»- формирование толерантности, профилактика экстремизма

ЗВР, вожатая, у/с


Кл. часы, операции, акции, конкурсы, диспуты игры «Мы живем среди людей»:
-«Что объединяет всех детей планеты»;
-«Толерантное поведение», «Будем беречь друг друга», «Русская душа», «Добрым жить на белом свете веселей», «Вглядись в себя – сравни с другими» и т.п.

Кл. руководители, вожатая Лысенко О.А., у/с

III. Комплекс мероприятий с педагогами по духовно-нравственному воспитанию


Поиск и решения
МО классных руководителей (круглые столы, семинары, мастер – классы, дни педагогического мастерства) по проблемам духовно – нравственного воспитания учащихся;
Педагогические советы по вопросам духовно – нравственного воспитания и образования;
Планерки при ЗВР «Вопросы и ответы».
2015 – 2020г.г.
Координационный Совет, рук. МО кл. руководителей


Ответственное отношение к материалам сомнительной ценности, тенденциозности, односторонности, националистической и шовинистической направленности.

Педагогический коллектив

Творчес-кая
лаборато-рия
Создание творческой группы по духовно – нравственному воспитанию;
«Фабрика идей».
2015 – 2020г.г.
Руководитель МО кл. руководителей Иванова И.Б., члены МО


Пополнение школьного банка наглядных пособий, сценарии, презентации, документация аудио – и видеоматериалов по духовно – нравственному воспитанию учащихся.




Разработка и распространение информационных листов в помощь учителям, памяток, буклетов.




Индивидуальная методическая помощь.



Творчест-во
Участие в конкурсах педагогического мастерства по вопросам духовно – нравственного воспитания и образования.
2015 – 2020г.г.






Мозаика
дел
Участие педагогов школы в областных Димитриевских образовательных чтениях.
2015 – 2020г.г.
Администрация школы


Участие в районных совещаниях и семинарах по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи




Участие в ежегодной районной научно – практической конференции «Духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения».




Обобщение и трансляция передового педагогического опыта.

Руководитель МО кл. руководителей


Изучение опыта семей учащихся по формированию духовно-нравственной культуры ребенка.

Кл. руководители


Позиционирование деятельности педагогов школы (размещение на сайте, участие в областных и Российских мероприятиях, участие в грантах, работа со СМИ)

Руководитель МО кл. руководителей

Педагоги-ческий опыт
Мероприятия по повышению профессионализма (курсовая переподготовка, обучающие семинары, стажёрские площадки.
Учет возрастных особенностей и уровня осведомленности учащихся в подборе и использовании материала воспитательного характера;
Создание эмоционального контакта с учащимися для положительного воздействия на их души и сердца.
2015 – 2020г.г.
ЗВР, учитель ОПК Иванова И.Б., руководитель МО учителей начальных классов Гуниава И.И., руководитель МО учителей русского языка и литературы Лысенко О.Н.


Формирование у классных руководителей понимания необходимости сотрудничества с социумом в вопросах духовно-нравственного воспитания, просвещения и образования; Использование в воспитании традиций и опыта семей и поколений в решении данной проблемы.




Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий по духовно- нравственным проблемам общешкольного масштаба.



Диагнос-тика
Анализ состояния духовно – нравственного воспитания в школе;
Тренинг личностного роста классных руководителей;
Изучение гражданской позиции педагогов.
ежегодно февраль
апрель

октябрь
ЗВР Иванова И.Б., психолог Морозова Л.В.


Ежегодный анализ реализации Программы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
2015–2020 гг.
ЗВР Иванова И.Б.

Звездная плеяда
Поощрение педагогов за неформальное отношение к формированию
духовно- нравственной культуры учащихся и их семей.
ежегодно
май
Координационный Совет, председатель родительского комитета

IV. Комплекс мероприятий с родителями по духовно-нравственному воспитанию


«Семейная академия»

Тематические классные, общешкольные родительские собрания; индивидуальные консультации,
беседы с родителями по вопросам воспитания «Скорая помощь»;
«Садимся за уроки» - индивидуальные консультации, беседы с родителями по вопросам обучения;
родительский всеобуч «Жить и быть человеком, гражданином своей страны»;
«Вечер вопросов и ответов».
2015 –2020г.г.
Администрация школы, кл. руководители, зав. ДК, представители духовенства, сельская библиотека, учитель истории







Распространение информационных листовок и памяток в помощь родителям
2015 –2020г.г.

ЗВР, руководитель МО кл. руководителей Иванова И.Б., члены МО


«Мы делаем так»- распространение лучшего опыта семейного воспитания по духовно – нравственному воспитанию детей на общешкольных линейках, МО классных руководителей, в районных СМИ: «Родионовский Вестник», «Деловой Миус», школьном сайте.

ЗВР Иванова И.Б., председатель родительского комитета Грибенько О.Н.






«Союз семьи и школы»
- «Школа семейного здоровья»;
-«Школа совместного творчества»;
- Дни открытых дверей, в ходе которых родители могут присутствовать на уроках и принять участие в различных внеклассных мероприятиях «Мы вас ждем, мы вам рады»
2015-2020гг

ЗВР Иванова И.Б., председатель родительского комитета Грибенько О.Н., кл. руководи-
тели


Совместная организация семейных праздников светского и церковного календаря с привлечением к подготовке детей и родителей.




Помощь родителей в подготовке детей к участию во Всероссийских творческих конкурсах: конкурсе эпистолярного жанра «Лучший урок письма», конкурсе юных чтецов «Живая классика», творческом конкурсе рисунков «Святые заступники Руси»; в муниципальных конкурсах: «Свет рождества», «Через творчество – к православной культуре», в реализации школьных социальных проектах



Духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспита-ния детей

Круглые столы, конференции, деловые игры «Духовные традиции русской семьи»:
-«Традиции уклада семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания» в семье;
- «Роль отца в воспитании детей»; -«Роль матери в воспитании детей»;
-«Воспитание начни с себя»;
-«Пример родителей – один из ведущих факторов воспитания»;
-«Педагогика понимания»;
-« Давайте воспитывать в детях доброту»;
-«Как научить детей и понимать прекрасное»;
-«Заветы отцов»;
- «О причинах дурного воспитания в наше время»;
« Кладовая мудрости»- пословицы, поговорки, афоризмы, изречения, цитаты о воспитании детей
2015-2020гг

ЗВР Иванова И.Б., председатель родительского комитета Грибенько О.Н., кл. руководи-
тели

Крепка семья – крепка Держава»

Семейные праздники, конкурсы, соревнования «Ладная семья»:
-«Праздник празднуем семьей»;
-«Свободное время для души и с пользой».

Совместные экскурсии по святым местам района и Донского края
2015-2020гг

ЗВР Иванова И.Б., председатель родительского комитета Грибенько О.Н., кл. руководи-
тели










ДИАГНОСТИКА

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики
Перечень
Формы диагностики

Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.

анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседы; ранжирование;
недописанный тезис

Изучение межличностных отношений
социометрия;
социально-психологический климат в классе;
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.




 










Заголовок 1 Заголовок 315