Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию «Патриот»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Соболевская средняя общеобразовательная школа
Первомайского района Оренбургской области



«Согласовано»
Зам.дир.по ВР
________ Алтухова Г.Г.
«__»________2016г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ « Соболевская СОШ»
__________ Черников В.Н.
«___»_____________2016











Программа
внеурочной деятельности
по духовно – нравственному воспитанию
«Патриот»



автор-составитель: Покусай Галина Юрьевна,
преподаватель- организатор ОБЖ,
учитель 1 категории
МБОУ «Соболевская средняя общеобразовательная школа»


с. Соболево
2016


Пояснительная записка
Рабочая программа «Патриот» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 5-7 классов МКОУ Яркульской СОШ Купинского района разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
- Устава школы
- Образовательной программы МКОУ Яркульской СОШ.
- Учебного плана МКОУ Яркульской СОШ по внеурочной деятельности.
При разработке программы учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися 5-7х классов на основе программы «Патриот» играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
При составлении рабочей программы «Патриот» для учащихся 5-7х классов учитывались следующие факторы:
-Образовательные потребности детей.
-Особенности учащихся классов (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации).
Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.
Актуальность программы
      В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты в этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования – содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель программы: Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- развитие учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан;
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России
- формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;
- воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через поисково-краеведческую работу;
- повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной активности;
- воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества;
- привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма
Представленная целостная программа разработана для учащихся 5-7х классов.
Место курса в учебном плане: реализация программы рассчитана на 1 год, объёмом в 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.         
Занятия проводятся во второй половине дня.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, читальные залы школьной и поселковой библиотеки, улицы посёлка, спортивный зал, спортивная площадка школы.
Форма организации внеурочной деятельности – дополнительное образование, форма добровольного объединения детей.
Ценностные ориентиры: программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Виды деятельности:
- Проявлять интерес к изучаемому курсу; формировать любовь к окружающему, людям Родине.
- Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье.
- Знать о том, что самое дорогое у человека – его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи. Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения.
- Принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем.
- Знать основные достопримечательности родного города, его историю возникновения, историю села. Знать инфраструктуру городского окружения с атрибутами городской жизни, уметь самостоятельно ориентироваться в этой обстановке; объяснять роль различных профессий в нашей жизни; соблюдать правила уличного движения; иметь представление о хозяйстве человека и его роли в развитии этого хозяйства.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Знать символику России. Исследовать жизнь древних славян на примере героических сказок. Знать государственные праздники России.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Формы контроля:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; диспуты, викторины; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов: викторина, конкурс знатоков истории, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме и т.д.
Планируемые результаты освоения программы.
Метапредметными результатами изучения программы «Патриот» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные  УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;
- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.

Познавательные УУД

Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;
- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;
- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
- способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Коммуникативный УУД

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью:
- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,   строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе:
- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Формирован- ие осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.


Требования к уровню подготовки учащихся:
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-важные даты в жизни семьи;
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким;
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов России;
-имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.
-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-вести здоровый образ жизни;
-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;
-делать приятное своим родным и близким;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки;
-исполнять народные танцы, пляски;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи;
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,
знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-смотрю мультфильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества;
- уважительно отношусь к другим людям;
-не нарушаю правила и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-участвую в народных праздниках;
-участвую в сохранении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.







Учебно-тематический план

№№ п\п
Название разделов и тем
Количество часов



Аудит.
Внеаудит.
Всего

1
Вводное занятие
1
-
1


Документальные памятники истории
1
-
1

2
«Россия – родина моя. Мой край родной»»
4
4
8

3
Село родное
3
5
8

4
Моя школа
3
1
4

5
Моя родословная
3
5
8

6
Связь поколений
2
2
4



15
17
34


Содержание курса программы «Патриот»
Программа внеурочной деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию, направлена на формирование духовной культуры средствами художественно - творческой деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа состоит из 6 блоков на 1- год обучения
1 блок. Вводное занятие. Документальные памятники истории.2 ч
1.1 Цели и задачи работы объединения «Патриот». Формы и методы деятельности. Планы на год. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование и анкетирование. (1ч)
1.2 Исторические документы, виды исторических документов. Особенности работы с
историческими документами
Практическое занятие. Экскурсия в сельскую библиотеку (1ч)

2 блок. «Россия – родина моя. Мой край родной»» 8ч
2.1. Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. (2ч.)
2.2.Символика российского государства: герб, гимн, флаг. (1ч.)
2.3Страницы истории Новосибирской области. (1ч.)
2.4.География Новосибирской области. Купинский район (1ч.)
2.5.Экскурсии: село Яркуль, сельская библиотека. (1ч.)
2.6.Практическое занятие. Составление таблицы «Основные места с.Яркуль (1ч.)
2.7.Практическое занятие. Виртуальное путешествие «По г.Новосибирску»(1ч.)

3 блок. Село родное 8ч
3.1 Происхождение села. (2ч)
Дата образования села. Документы, рассказавшие о происхождении села. Исторические предпосылки для его основания. Тематика и методика проведения беседы со старожилами.
3.2 «Так начиналось село моё».(2ч)
Первые жители села. Их фамилии в топонимике села. Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. Первая улица села.
Тематический поиск. Беседы со старожилами села.
3.3 Легенды села. (2ч)
Тематический поиск. Легенды и предания.
3.4 Основные занятия жителей села. (2ч)
Земледелие, животноводство и торговля, рыболовство – основные занятия жителей села.
Тематический поиск. Традиционные ремесла.

4 блок. Моя школа 4ч
4.1 История моей школы (когда была построена, юбилейные даты, школьные традиции, история детских организаций школы).
Практическое занятие.(2ч.)
4.2 Учителя и выпускники школы.
Практическое занятие. Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах. (1ч.)
4.3. Практическое занятие. Деревенские посиделки: история и традиции. (1ч.)
5 блок. «Моя родословная» 8 ч
5.1. Общие сведения о родословной. Понятия и термины. (2ч)
Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия, поколение, предок, потомок,
этногенез и т.д. Исторические предки и потомки, фамилии, поколения. Антропонимика. Происхождение фамилии (прозвища), имени, отчества. Их значение.
Практическое занятие. Тестирование. Работа с генеалогическим словарем, составление кроссвордов.
5.2. Моя семья. Основные сведения. История семьи. (2ч)
Важнейшие сведения по истории семьи. Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения. Фамилия (прозвище), имя, отчество. Дата и место рождения каждого члена семьи, их место жительства. Белые пятна (лакуны) в истории рода. История семьи в письмах, дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Мой род на службе России. Семейные традиции и праздники
Практическое занятие. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Просмотр фотоальбомов.
5.3. «Древо Жизни».(2ч)
Способы изображения корней генеалогического древа. Понятие о смешанной восходящей и нисходящей родословной. Мужская восходящая родословная. Виды генеалогических таблиц. Сбор и хранение документов семейного архива.
Практическое занятие. Составление родословной семьи до третьего колена.
5.4 . Практическое занятие. Конкурс творческих работ (2ч)
6 блок. «Связь поколений»  4 ч
6.1.Проведения февральских военно-патриотических месячников; (1ч)
6.2.Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни,(1ч)
6.3. Спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», (1ч)
6.4.Музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.(1ч)

Формы занятий   и подведение итогов, планируемых по каждому направлению
 №
Название направления
Формы занятий
Подведение итогов

1
«Россия – родина моя. Мой край родной»»

Экскурсии, ИКТ, викторины, участие в конференциях, конкурсах, просмотр фильмов, беседы, экскурсии
Проект «Они прославили Россию»

2

Село родное

Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, обновление экспозиции в школьном музее, игры, разучивание песен, участие в конференциях, конкурсах
 Фольклорный праздник «Культура народов России»

3
Моя школа
 Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, обновление экспозиции в школьном музее,
 Презентация «Моя школа»

4
«Моя родословная»
 Сбор материалов, интервьюирование, фотографирование,
Проект «Древо моей семьи»

5
Связь поколений
Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, акции
Организация месячника «Февраль, февраль. Солдатский месяц»







Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Описание материально-технического образовательного процесса:
№п\п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Печатные пособия
А Пташник. В памяти сердца навсегда. Изд. Кропоткин, 2004
Стихи и рассказы о маме. Детская классика. ООО «Издательство Астрель», 2011
Н.В. Харин. Кропоткин: город и судьбы. Изд. Кропоткин, 2004
Бобылева, Л. Д. Беседа о культуре поведения в природе [Текст] / Л. Д. Бобылева, О. В. Бобылева // Начальная школа. -2001.-№7.
Конституция Российской Федерации. Гимн Российский Федерации. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г. Круглов. -М.: Просвещение, 1990.
Старинные русские пословицы и поговорки [Текст]. -М. : Детская литература, 1993.
Детские подвижные игры народов СССР. Составитель: Л.П. Анашкина. Изд. « Просвещение», 1988
Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2003.- N 6.- С. 13-17.(1)
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Художественная литература, 2003.
Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: «Эксмо», 2007.
Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы. (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н. Хижнякова, Н.М. Малыгина; науч. Ред. Н.Б. Погребова; рец.: А.Ф. Золотухина, Н.Б. Ромаева, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Художественная литература, 2003.
Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых
Географические карты региона, Российской Федерации
Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.)

экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Аудиозаписи музыки.


технические средства обучения (средства ИКТ)
CD/DVD -проигрыватели
Аудиомагнитофон
Компьютер с программным обеспечением
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор


цифровые и электронные образовательные ресурсы
Сайты, содержащие всю необходимую информацию:
Электронные и интернет-ресурсы:
festival.1september.ru http://www.patriot-rf.ru/ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://www.naslednikipobedi.ru/ http://www.stjag.ru/index.php?r_id= [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://www.mil.ru/ http://www.rosvoencentr-rf.ru/ http://www.mkrf.ru

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Гербарий растений с.Яркуль, оборудование для определения направления ветра, для определения температуры воды и воздуха, компас.

демонстрационные пособия
Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых.
Географические карты региона, Российской Федерации
Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.)

натуральный фонд.

Школьная и сельская библиотека.


Календарно-тематическое планирование

тема
Основное содержание занятия
Кол-во часов
Формы и методы работы
Вид
деятельности
Вид контроля
примечание

1
Вводное занятие. Документальные памятники истории.(2ч)
1. Цели и задачи работы объединения «Патриот». Формы и методы деятельности. План на год. Инструктаж по технике безопасности.
1
Тестирование и анкетирование.
теоретический
-




2. Исторические документы, виды исторических документов. Особенности работы с историческими документами
Практическое занятие. Экскурсия в сельскую библиотеку
1
экскурсия
Теоретический/практический
- Проявлять интерес к изучаемому курсу; формировать любовь к окружающему, людям Родине.

-


2
«Россия – родина моя. Мой край родной»» (8ч)

3-4. Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни.
5. Символика российского государства: герб, гимн, флаг.
6. Страницы истории Новосибирской области.
7. География Новосибирской области. Купинский район
8. Экскурсии: село Яркуль, сельская библиотека.
9. Практическое занятие. Составление таблицы «Основные места с.Яркуль
10.Практическое занятие. Виртуальное путешествие «По г.Новосибирску»
2

1

1
1

1
1

1
Экскурсии, ИКТ, викторины, участие в конференциях, конкурсах, просмотр фильмов, беседы, экскурсии
Теоретический/практический
- Знать символику России. Исследовать жизнь древних славян на примере героических сказок. Знать государственные праздники России.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 Проект «Они прославили Россию», НПК


3
Село родное (8ч)
11-12. Происхождение села.
Дата образования села. Документы, рассказавшие о происхождении села. Исторические предпосылки для его основания. Тематика и методика проведения беседы со старожилами.
13-14. «Так начиналось село моё».
Первые жители села. Их фамилии в топонимике села. Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. Первая улица села.
Тематический поиск. Беседы со старожилами села.
15-16. Легенды села.
Тематический поиск. Легенды и предания.
17-18. Основные занятия жителей села.
Земледелие, животноводство и торговля, рыболовство – основные занятия жителей села.
Тематический поиск. Традиционные ремесла.
2




2





2


2
Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, игры, разучивание песен, участие в конференциях
Теоретический/практический
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Фольклорный праздник «Культура народов России», конкурс презентаций «Мое село»


4
Моя школа (4ч)

19-20. История моей школы (когда была построена, юбилейные даты, школьные традиции, история детских организаций школы).
Практическое занятие.
21. Учителя и выпускники школы.
Практическое занятие. Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах.
22. Практическое занятие. Деревенские посиделки: история и традиции.
2




1



1
 Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии
Теоретический/практический
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Создание фильма к юбилею школы
«Нашей школе 40 лет!»


5
«Моя родословная» (8 ч)

23-24. Общие сведения о родословной. Понятия и термины.
Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия, поколение, предок, потомок,
этногенез и т.д. Исторические предки и потомки, фамилии, поколения. Антропонимика. Происхождение фамилии (прозвища), имени, отчества. Их значение.
Практическое занятие. Тестирование. Работа с генеалогическим словарем, составление кроссвордов.
25-26. Моя семья. Основные сведения. История семьи.
Важнейшие сведения по истории семьи. Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения. Фамилия (прозвище), имя, отчество. Дата и место рождения каждого члена семьи, их место жительства. Белые пятна (лакуны) в истории рода. История семьи в письмах, дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Мой род на службе России. Семейные традиции и праздники
Практическое занятие. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Просмотр фотоальбомов.
27-28. «Древо Жизни».
Способы изображения корней генеалогического древа. Понятие о смешанной восходящей и нисходящей родословной. Мужская восходящая родословная. Виды генеалогических таблиц. Сбор и хранение документов семейного архива.
Практическое занятие. Составление родословной семьи до третьего колена.
29-30. Практическое занятие. Конкурс творческих работ
2













2














2







2
 Сбор материалов, интервьюирование, фотографирование,
Теоретический/практический
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье.
- Знать о том, что самое дорогое у человека – его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи. Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения.

Проект «Древо моей семьи»


6
«Связь поколений»  (4 ч)

31. Проведение военно-патриотических месячников.
32. Вахта памяти, посвященная Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни.
33. Спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!».
34. Музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.

1


1


1

1
Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, праздники, посвященные памятным датам, акции.

Теоретический/практический
Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью
Организация месячника «Февраль, февраль. Солдатский месяц», участие в смотре-строя и песни, участие в митинге к 9 мая.


Список литературы

Список литературы для учителя:
Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
Прости-прощай/ Н. Поснов. – Брянск: ГУП «Брянское областное полиграф. объединение», 2005.
Список литературы для учеников и родителей:
Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.

Pђ Заголовок 1»ђ Заголовок 2 Заголовок 415