Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Я- гражданин. Моя малая Родина. »

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Мостовская средняя общеобразовательная школа»
Курганская область Шатровский район



«Рассмотрено» на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
МС школы зам.директора по ВР директор МКОУ
Протокол №____. от _________ _______________ «Мостовская СОШ»
/Сивкова Н.Г../ _______________
/Мехнин Н.И./


Программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию

«Я- гражданин. Моя малая Родина. »








Составитель:
Мамонтова Лариса Ивановна, учитель
начальных классов.






с. Мостовское
2011 г.
Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание направлено на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание данной Программы рассчитано на обучающихся начальной школы. Программа направлена на создание у них устойчивой мотивации в изучении своих прав и обязанностей, на практическое применение полученных знаний.
Данная Программа даёт первоначальные представления о Конституции РФ, о Национальной доктрине, законе «Об образовании», Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, о Семейном кодексе, Уставе школы, правилах и положениях внутреннего распорядка.
Содержание программы формирует осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, района, области, края. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». [1]
Программа «Я – гражданин. Моя малая Родина. » тесно связана с другими предметами начальной и основной общеобразовательной школы, с семейным воспитанием и направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.
Отличительная особенность данной Программы – продуктивная работа всех обучающихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлечённо. К занятиям будут привлекаться родители, инспектор по делам несовершеннолетних ОП (Шатровское МО МВД РФ «Каргапольский»), краеведы, учителя – предметники, библиотекарь школы.
Проблемы, поднятые на занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди обучающихся начальных классов.
Программа «Я - гражданин. Моя малая Родина. » представляет собой комплекс нормативно – правовых, организационных, методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
Актуальность программы
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, грамотные люди, которые готовы учиться, защищать свою Родину, работать на благо своей страны. Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависит от нравственных, гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества духовно-нравственное, гражданско - патриотическое воспитание школьника становится предметом государственной политики и обязательной частью образования, начиная с начальной школы.
Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области спорта, науки, искусства служат основой для развития личности ребёнка.
Данная работа должна проводиться комплексно, совместно с родителями, старшеклассниками, педагогами.
В ФГОС НОО внеурочной деятельности обучающихся уделено особое внимание. Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная и практико-ориентированная деятельность по правовому и нравственному воспитанию имеет огромное значение.
В основной образовательной программе начального общего образования МКОУ «Мостовская СОШ» данная программа является составной частью раздела «Внеурочная деятельность». Реализация духовно-нравственного направления планируется через деятельность кружка «Я – гражданин. Моя малая Родина.». За счет деятельности данного кружка мы предполагаем расширить и углубить содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса « Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией реального окружения – своего края, своей школы, правовой защищенности.
Цель и задачи программы
Цель программы:
развитие мотивации личности школьника к познаниям истории и культуры родного края и страны, правовым знаниям как основы развития образовательных запросов и потребностей обучающихся к саморазвитию, воспитание нравственных чувств и этического сознания. [5]
Задачи программы:
1.Развитие познавательного интереса к истории своего села, района, области, исто-рии школы.
2.Включение обучающихся в познавательную деятельность через знакомство с историей села, района, с историей школы.
3.Формирование первоначальных представлений о правах и обязанностях человека.
4.Развитие ответственности за настоящее и будущее родного края.
Основные методы и формы деятельности
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
тематические уроки (урок-игра, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-беседа, урок-иссле-дование, урок-практикум, урок-проект, урок-знакомство, урок-диспут, урок- праздник и т. д.);
просмотр видеофильмов, фотографий и презентаций;
практическая работа с картой, коллекциями и гербариями;
конкурсы, викторины;
экскурсии, акции, заочные путешествия;
утренники, праздники, линейки к памятным датам;
встречи с ветеранами и людьми, прославляющими село, район (круглый стол, деловая игра, часы общения).
родительские собрания, конференции, совместные праздники детей и родителей;
выставки творческих работ учащихся.
Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный.
Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.
Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый; исследовательский.
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер.
Психологическое обеспечение программы:
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях и во внеурочное время;
применение индивидуальных, групповых форм обучения;
развитие творческого воображения обучающихся в практической и проектной деятельности;
применение знаний обучающимися на разных психологических уровнях.
Межпредметные связи на занятиях:
с уроками окружающего мира: нахождение объектов на карте;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов;
с уроками литературного чтения: учатся анализировать научно-популярные и деловые тексты, четко излагать свои суждения. Учатся работать с различными источниками информации.
Основные направления реализации программы
Программа «Я - гражданин. Моя малая Родина.» рассчитана на четыре года обучения в количестве 135 часов.
Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс.
Состав групп – постоянный.
Количество часов:
1 – й год обучения – 33 часа в год;
2 – й год обучения – 34 часа в год;
3 – й год обучения – 34 часа в год;
4 – й год обучения – 34 часа в год.










Планируемые результаты программы.

Программа «Я - гражданин. Моя малая Родина.» предусматривает достижение воспитательных результатов:
чувство гордости за свою малую Родину, за жителей Зауралья в ходе краеведческой деятельности; элементарные представления о наиболее значимых страницах истории родного села; традициях семьи и школы, бережное отношение к ним; уважительное отношение к старшим;
первоначальный опыт эмоционального постижения культурных традиций; опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, потребность и умение выражать себя в доступных видах творчества;
личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; доброжелательность и отзывчивость чувствам одноклассников во время участия в совместной деятельности; умение сотрудничать со взрослыми и сверстникам во время прогулок, экскурсий, творческой деятельности; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
умение принимать и сохранять цели и задачи деятельности; умение планировать действия с поставленной познавательной задачей; умение находить информацию в соответствии с краеведческой задачей; умение слушать собеседника и вести диалог; готовность излагать свое мнение и отстаивать свою точку зрения.[5]
Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся осваивать общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду, вырабатывать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
В течение четырёх лет ежегодно предусмотрены акции один раз в четверть:
1 четверть – поздравление пожилого человека;
2 четверть – чистый двор;
3 четверть – посылка солдату;
4 четверть – поздравление ветерана.
Первый год обучения знакомит учащихся с историей России, села, области, учитывая возрастные особенности и руководствуясь ФГОС НОО. Учащиеся знакомятся с историческим наследием своего края, получают практические знания о школе и правилах поведения в ней. Перед учащимися ставятся следующие задачи:
воспитание любви к родному краю, школе и бережного отношения к ним;
знакомство с интересными историческими событиями, культурой, бытом народа;
знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своего края;
воспитание у учащихся патриотических чувств: гордость и уважение за свой народ, край, село и школу;
формирование первоначальных навыков работы с географической картой.
Предполагаемый результат деятельности: убеждённость обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества и бережному отношению к своему дому и школе.
Во второй год обучения происходит знакомство учащихся с символикой России и Конституцией, формируется у второклассников гражданское отношение к школе, осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. В игровой форме, что характерно для данного возраста, дети знакомятся со своими правами и обязанностями.
Конституция Российской Федерации,
Устав школы,
Правила для учащихся,
Набор карточек для индивидуальной работы.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
В третий год обучения происходит знакомство учащихся с Конвенцией о правах ребёнка и Декларацией прав ребёнка (проводится на основе книги Е.С.Шабельник, Е.Г. Каширцевой «Ваши права»). На основе этого знакомства происходит непосредственное прикосновение детей к Отечественной истории. Здесь формируются такие понятия, как правосознание и гражданственная ответственность, раскрывается сущность основного закона государства. Занятия проводятся в форме заочных путешествий, бесед, викторин, деловых игр, творческих проектов и т. д.
На уроках используется следующий наглядный материал:
Декларация прав ребёнка,
Конвенция о правах ребёнка,
тесты по проверке знаний.
Предполагаемый результат деятельности: развитие у подрастающего поколения чувств патриотизма и национальной гордости, умения находить взаимосвязи между человеком и обществом.
В четвёртый год обучения происходит знакомство с основными статьями Всеобщей Декларации прав человека, Семейным Кодексом и национальной доктриной, выдающимися личностями. Я считаю, что десятилетний ребёнок в состоянии познакомиться с данными документами в более полном объёме, чем с предыдущими документами, изучаемыми в первые три года обучения. На данном этапе формируется уважение к членам своей семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Воспитывается семьянин, любящий своих родителей.
Предполагаемый результат деятельности: формируется представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; формируется правовая грамотность школьника; дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово.
В результате реализации программы у обучающихся должно формиро-ваться:
чувство гордости за свою Родину и малую родину – село Мостовское;
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
По окончанию обучения обучающиеся
должны знать:
историко-культурное, духовное наследие своей малой родины,
нормативно-правовые документы, изученные в данной программе,
получат возможность научиться:
применять полученные знания на практике;
работать с различными источниками информации, наглядными пособиями, картой;
формировать собственную позицию;
вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Конечным результатом реализации программы является развитие мотивации кружковцев к познаниям истории и культуры родного края и страны, правовым знаниям как основы развития образовательных запросов и потребностей обучающихся к саморазвитию, воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Описание личных качеств обучающегося в результате реализации программы:
доброжелательный, самодисциплинированный, уверенный, терпимый (толерант-ный), самостоятельный, ответственный, целеустремленный (особенно к знаниям), внимательный к сверстникам, аккуратный, уважительный, любящий, общительный, любознательный, активный, коммуникабельный.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза (декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля:
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
Анкета «Необитаемый остров» (А.С. Прутченков);
Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейн);
Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).


Учебно - тематический план
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Всего
В том числе



1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

аудит
внеаудит

1
Я и моя школа
5
7
4
4
20
9
11

2
Я и мое село (район)
9
7
7
6
29
23
6

3
Я и мой край
7
5
7
5
24
7
17

4
Я и мои права и обязанности
3
4
4
4
15
11
4

5
Я и моя семья
4
5
6
5
20
15
5

6
Я гражданин России
5
6
6
10
27
18
9



33
34
34
34
135
83
52
























Содержание
Основные направления программы «Я гражданин России», «Я и мой край», «Я и мой район, село», «Я и моя школа», «Я и семья».

«Я и моя школа» (20ч.)
Местоположение и история развития школы. Безопасный путь в школу. Что такое правила внутреннего распорядка? Знакомство с Уставом школы, поведения в школе, положением о внешнем виде. Традиции школы. Школьные профессии. Сбережём свою школу. Трудовой десант. Летопись одного класса. Мой класс – наш второй дом. Кем и чем гордится наша школа. Воины-интернационалисты. Участники боевых действий в Афганистане, бывшие ученики школы.

Экскурсия по школе. Создание проектов предметно развивающей среды класса. Оформление фотовыставки.

«Я гражданин России» (27ч.)
«Я и мой край» (24ч.)
«Я и мое село» (29ч.)
Что мы называем родным краем? Мир вокруг нас, его многообразие. Краткая история нашего края. Я знаю свой родной край. Мостовское - село добра и мира. Село, где мы живём. История названий улиц села. Улица, на которой находится школа. Улицы, по которым я хожу. Мостовская земля от древних времён. Кем и чем гордится наше село. Культура и образование в районе: музеи, школы. Район - на карте нашей области.
Гордимся подвигами предков, изучаем и любим историю страны. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия. (Наша Родина на карте мира). Кто такой гражданин? Мы граждане России. Государственные символы. История символов Курганской области: флага, герба. Работа с Книгой Памяти. Мои родственники, не вернувшиеся с войны. Знаменитые люди земли курганской. Культура и образование в Курганской области: музеи, театры, школы, вузы.Органы государственной власти. Красная площадь. Башни Кремля. Древние города России. Кем и чем гордится наша страна. России славные сыны.
Экскурсии к памятнику, в музей, по селу, на предприятия района. Выставки рисунков, фотографий. Конкурс творческих работ учащихся «Мой вклад в историю края».

«Я и мои права и обязанности» (15ч.)
Мы школьниками стали. Правила поведения в школе в стихах. Культура внешнего вида. Положение о внешнем виде. Правила поведения в школьной столовой. Что такое право? Какие у меня есть права? Конституция Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Роль Закона Курганской области. Конвенция прав ребёнка. Декларация прав ребёнка. Российские организации по защите прав человека. Всеобщая Декларация прав человека. Семейный Кодекс. Основные статьи.

Практикум по правилам поведения. Утренник «Охранная грамота детства». Диспут - «Я – сын твой, Россия!» Права и обязанности родителей.

«Я и семья» (20ч.)
Моя семья. Распределение обязанностей в семье. Все работы хороши. Профессии родителей. Мои родные и близкие. Любовь и сердце мамы. Мудрость и любовь отца. Наша дружная семья. Будем милосердны к старости. В судьбе страны – судьба моей семьи. Геральдика. Герб моей семьи. «История одной фотографии» (сбор информации о членах семьи, обучавшихся в нашей школе).

Праздник «Первые каникулы». Конкурс сочинений «Наши родители». Творческая мастерская «Генеалогическое древо моей семьи».

Ресурсы реализации программы
Материально-технические:
актовый зал
кабинет для аудиторных занятий
мультимедиа-проектор, экран
магнитофон
Кадровые:
классный руководитель
библиотекарь
экскурсовод музея
старшеклассники школы
учителя-предметники
краеведы
инспектор по делам несовершеннолетних
Информационно-методические:
использование библиотечного фонда
Устав МКОУ « Мостовская СОШ»
комплекты учебных пособий «Государственные символы РФ», «Символы Кургана и области»
архив музея Мостовской средней школы.










Список литературы
Нормативно-правовые документы
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России ./А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение,2011-23с.
Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010г. ( Письмо Минобрнауки РФ от 6 октября 2004г №ПК-2)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. НОО./ Москва 2009г.-50с.
Сборник нормативных и методических материалов для организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО./авт.-сост.Ю.В.Панченко, И.В. Фалалеева; ГАОУ ДПО ИРОСТ.- Курган. 2011г.-128с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 9утвержден Приказом Минобрнауки РФ 06.10.2009, зарегистрирован в Минюсте России 22.12 2009, рег.№17785)

Список литературы для педагога и обучающегося
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
3.Бубнов, В.А. Развитие машиностроения в Зауралье.К.: Зауралье.2000г.-478с.
4. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007.
5.История Курганской области т.2.Курган. 1996
6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
7. Конституция Российской Федерации. 1993 г.,
8.Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика”: Гимн. Герб. Флаг.- М.: ВАКО, 2004.-192с.,
9. Чернышев В.С. «Истрия села Мостовского» 2012 год.
10. Материалы сайта nsportal.ru








Тематическое планирование 1 класс

№ п/п


Дата
проведения
Тема
Форма
Кол-во
часов
Примечания




Я и моя школа

5





Местоположение и история развития школы. Безопасный путь в школу.
исследование
1
Прогулка на улице




Экскурсия по школе.
экскурсия
1





Прогулка – знакомство со школьным двором. Места для игр.
практикум
1
Прогулка на улице




Традиции школы.
знакомство
1





Праздник «Посвящение в школьники»
праздник
1
Актовый зал




Я и мои права и обязанности

3





Мы школьниками стали. Правила поведения в школе в стихах.
праздник
1
Актовый зал




Культура внешнего вида. Положение о внешнем виде.
беседа
1





Правила поведения в школьной столовой.
практикум
1
столовая




Я и моя семья

4





Моя семья.
творчество






Распределение обязанностей в семье.
практикум
1





Все работы хороши. Профессии родителей.
реклама
1
библиотека




«Первые каникулы».
праздник
1





Я гражданин России

5





Гордимся подвигами предков, изучаем и любим историю страны.
знакомство
1





Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия. (Наша Родина на карте мира).
путешествие по карте
1
Кабинет географии




Кто такой гражданин? Мы граждане России.
исследование
1





Наша Родина на карте. Москва – столица России.
путешествие по карте
1
Кабинет географии




Виртуальная экскурсия по городам России.
Заочная экскурсия
1
Кабинет иформатики




Я и мой край

7





Что мы называем родным краем?
диспут
1





Мир вокруг нас, его многообразие.
экскурсия
1
Прогулка на улице




Заочная экскурсия по краю.
экскурсия
1





Краткая история нашего края.
беседа
1





Я знаю свой родной край.
викторина
1





Что такое закон ?
знакомство
1





Если был бы я министром? Создаём свой закон.
Творческий проект
1





Я и мое село

9





Мостовское - село доброты и мира.

знакомство
1





Село, где мы живём.
путешествие по карте
1





Доступные сведения из истории села.
беседа
1





История названий улиц села.
исследование
1
Прогулка на улице




Наше село– часть большой страны.
беседа
1





История названия села. Исторические сведения.
исследование
1





Улица, на которой находится школа. Улицы, по которым я хожу.
путешествие
1
Прогулка на улице




История названий улиц деревень.
исследование фотографий
1





Экскурсия по селу.
экскурсия
1
Прогулка по улицам села
















Тематическое планирование 2 класс

№ п/п


Дата
проведения
Тема

Форма
Кол-во
часов
Примечания




Я и моя школа

7





Школьные профессии.
знакомство
1





Уважай труд других людей.
Беседа-
1
Экскурсия в магазин, на почту.




Сбережём свою школу. Трудовой десант.
КТД
1
улица




Летопись одного класса.
исследование фотографий
1





Мои друзья. Умею ли я дружить?
ролевая игра
1
Актовый зал




Каким должен быть настоящий друг?
творчество
1





Утренник «Если с другом вышел в путь».
праздник
1
Актовый зал




Я и моя семья

5





Мои родные и близкие.
беседа
1





Любовь и сердце мамы.
беседа
1





Мудрость и любовь отца.
беседа
1





Конкурс сочинений «Наши родители».
творчество
1





Праздник «Дружная и счастливая семья».
праздник
1
Актовый зал




Я и мои права и обязанности

4





Что такое право? Какие у меня есть права?
игра
1





Конституция Российской Федерации.
беседа
1





Права и обязанности граждан.
практикум
1





Роль Закона Курганской области
беседа
1





Я гражданин России

6



1

Государственные символы.
знакомство
1
Кабинет истории


2

Гимн России. История гимнов на Руси.
прослушивание
1



3

Флаг России. История Российского государственного флага.
Гордо реет флаг державный. Правила поведения при исполнении гимна и поднятии флагов.
презентация
1






практикум




4

Герб России. Эволюция герба России.
презентация
1



5

Негосударственные символы.
знакомство
1



6

Гимн берёзе. Проектная работа.
Творчество


1





Я и мой край

5





История символов Курганской области: флага, герба, гимна.
презентация
1
Кабинет истории




Курган в годы Великой Отечественной войны.
презентация
1





Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
встреча
1
библиотека




Работа с Книгой Памяти. Мои родственники, не вернувшиеся с войны.
творчество
1
музей




Экскурсия к памятнику.
экскурсия
1
Братская могила




Я и мой район

7





Сбор информации о парке в с. Шатрово
исследование
1





Сбор информации о парке в с. Шатрово
исследование
1





Парк моей мечты.
творчество
1





Парк моей мечты.
творчество
1





Экскурсия
экскурсия
1





Защита проектов.
исследование
1





Район –хлеборобный.
Экскурсия в школьный музей
1
музей



















Тематическое планирование 3 класс

№ п/п


Дата
проведения
Тема

Форма
Кол-во
часов
Примечания




Я и моя школа

4





Что такое правила внутреннего распорядка?
знакомство
1





Знакомство с Уставом школы, поведения в школе, положением о внешнем виде.
практикум
1
Экскурсия по школе




Мой класс – наш второй дом.
доверительная беседа
1





Создание проектов предметно развивающей среды класса.
создание проектов
1





Я и моя семья

6





Наша дружная семья.
беседа
1





Будем милосердны к старости.
беседа
1





В судьбе страны – судьба моей семьи.
беседа
1





Встреча с ветераном Великой Отечественной войны.
встреча
1
ДК




Сёстры милосердия в истории и современности.
беседа
1





Праздник «Зажги звезду добра».
праздник
1
Актовый зал




Я и мои права и обязанности

4





Конвенция прав ребёнка.
знакомство
1





Сокращённый перечень прав ребёнка.
игра
1





Декларация прав ребёнка.
знакомство
1





Утренник «Охранная грамота детства».
праздник
1
Актовый зал




Я гражданин России

6





Органы государственной власти.
беседа
1
Администрация сельсовета




Система органов государственной власти.
знакомство
1





Президент России. Его права и обязанности. Символы президентской власти.
беседа
1
Кабинет истории




«Если был бы я министром»
творчество
1





Красная площадь. Башни Кремля.
презентация
1





Древние города России.
заочное путешествие










Я и мой край

7





Система органов областной, сельской власти.
знакомство
1





Наши соседи (области, которые окружают наш край).
путешествие по карте
1
Кабинет истории




Промышленность края. Заводы области.
заочная экскурсия
1
Кабинет истории




Культура и образование в Курганской области: музеи, театры, школы, вузы.
исследование
1





Здравоохранение области.
знакомство
1
фап




Область– житница России. Растениеводство и животноводство края.
исследование
1
Контора колхоза




«Чем я могу быть полезен своему краю»
творчество
1





Я и мой район

7





Система органов районной власти.
Встреча с главой с/совета
1
Администрация сельсовета




Культура и образование в районе: музеи, школы.
исследование
1
дк




Культура и образование в районе: музеи, школы.
исследование
1





Экскурсия на предприятие района
экскурсия
1





Район - на карте нашей области.
заочная экскурсия
1





Район - зона лесов.
знакомство
1





Сохраним памятники и мемориалы «Подвиг во имя жизни».
акция
1
Братская могила















Тематическое планирование 4 класс

№ п/п


Дата
проведения
Тема

Форма
Кол-во
часов
Примечания




Я и моя школа

4





Кем и чем гордится наша школа.
фотовыставка
1





Воины-интернационалисты. Участники боевых действий в Афганистане, бывшие ученики школы.
сбор информации
1
музей




Посещение сельской Братской могилы
КТД

1





Встреча с героями Чернобыльцами.
встреча
1
библиотека




Я и моя семья

5





Геральдика. Герб моей семьи.
исследование
1





Творческая мастерская «Генеалогическое древо моей семьи».
творчество и защита проектов
1





Творческая мастерская «Генеалогическое древо моей семьи».
творчество и защита проектов
1





«История одной фотографии» (сбор информации о членах семьи, обучавшихся в нашей школе).
сбор информации, рассказы детей
1





Утренник «Я люблю тебя, Россия!»
праздник
1
Актовый зал




Я и мои права и обязанности

4





Российские организации по защите прав человека.
знакомство
1





Всеобщая Декларация прав человека.
знакомство
1





Семейный Кодекс. Основные статьи.
знакомство
1





«Я – сын твой, Россия!» Права и обязанности родителей.
диспут с участием родителей
1
библиотека




Я гражданин России

10





Кем и чем гордится наша страна.
диспут
1





России славные сыны.
сбор информации
1





России славные сыны.
сбор информации
1





Александр Невский.
презентация
1





Минин и Пожарский.
беседа
1
Кабинет истории




Екатерина Великая.
презентация
1





Пётр I.
презентация
1





Великие полководцы. Александр Суворов.
беседа
1
Кабинет истории




Герои Великой Отечественной войны.
беседа
1
Кабинет истории




Освоение космоса. Космонавты.
видеофильм, выставка рисунков
1





Я и мой край

5





Знаменитые люди земли курганской.
Поисковая работа: сбор информации о людях, прославивших наш край.
фотовыставка







сбор информации
1





Знаменитые спортсмены.
знакомство
1





Герои труда.
знакомство
1
библиотека




Художники, писатели, композиторы.
знакомство
1
библиотека




Конкурс творческих работ учащихся «Мой вклад в историю края».
творчества
1





Я и мое село

6





Мостовская земля от древних времён.
просмотр видеофильма
1





Кем и чем гордится наше село.
сбор информации
1





Знаменитые хлеборобы села.
беседа
1
библиотека




Наши знаменитые земляки – люди творческих профессий.
фотовыставка
1





Экскурсия в музей.
экскурсия
1
музей




Встреча с воинами-интернационалистами, участниками боевых действий в Афганистане.
встреча,сочинение

1
библиотека















*, ТФ jl Заголовок 315