Элективный курс по химии «Химия в быту»

Элективный курс по химии
 
«Химия в быту»
 
9 класс
 
Пояснительная записка
 
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности. Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.
Элективные курсы по химии в 9-х классах призваны развивать интерес к этой удивительной науке формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии, поэтому он будет полезен многим учащимся.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных отраслях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности .
Содержание элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обоснования необходимости вести нормальный образ жизни, чтобы сохранить здоровье каждого человека и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, т.к. предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитания культуры поведения в мире веществ и химических превращений.
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Этот элективный курс даёт возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
-системность;
-целостность;
-объективность;
-научность;
-доступность для учащихся основной школы;
-реалистичность;
-практическая направленность.
Образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает необходимой информацией интеграцию химического, биологического, географического характера.
Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным, соответственно получить более высокие результаты.
В содержание программы заложены следующие идеи:
-природа в своём развитии находится в динамическом равновесии;
-при взаимодействии природы и человека изменяются компоненты окружающей среды, что приводит к смещению природного равновесия;
-химические знания необходимы для разумного решения возникших проблем.
Ведущая идея курса развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человека и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством. Следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно их применять.
 
Основные цели элективного курса:
 
Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.
Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества ,показ значения химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки .
Развитие внутренней мотивации учения, повышения интереса к познанию химии .
Развитие личности учащихся средствами данного курса.
Обеспечение химико-биологического образования, развития экологической культуры учащихся.

Задачи курса:

Сформировать у учащихся сознание необходимости:
- заботиться о своём здоровье;
- изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять.
Научить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, сформировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды.
Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования ,соблюдая правила техники безопасности.
Расширить кругозор учащихся.
Развить у учащихся обще-учебные умения и навыки: работать с научно-популярной и справочной литературой , сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал , делать выводы.
Развить у учащихся самостоятельность и творчество при решении практических задач.
Использовать и развить межпредметные связи химии с биологией, физикой, географией, математикой.
В настоящее время под лозунгом гуманитаризации обучение происходит сокращение учебных планов в области естествознания. При этом забывается, что химия как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни. Элективные курсы будут в какой-то степени решать те задачи, которые на уроках химии не удаётся решить в полном объёме из-за дефицита времени .
Программа курса рассчитана на 17 часов.
 





Содержательная часть программы
 
Введение. Биосфера - среда жизни (1ч).
Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.
Тема 1 Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (4ч)
Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребитель кислорода. Основные виды загрязнений и их источники. Кислотные дожди.
Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия.
Озоновый слой, его значение для жизни на Земле и нарушение целостности под действием фреонов (хладонов).
Пути решения проблемы защиты атмосферы. Международное законодательство по охране атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.
 
Практическая работа 1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение кислотности атмосферных осадков.
 
Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (4ч)
Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.
Вода - универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Водоочистительные станции. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в питьевой воде.
Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.
 
Практическая работа 2 . Сравнение водопроводной и технической воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования .
 
Практическая работа 3. Определение жёсткости воды.
 
Тема 3. Пища, которую мы едим (3ч)
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро- и макроэлементы. Пищевые добавки.
Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовления пищи.
Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.

Практическая работа 4. Определение нитратов в плодах и овощах.
 
Практическая работа 5. Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение влияние на организм.
 
Тема 4. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровья человека (2ч)
Материалы, из которых произведены дома, мебель, покрытия. Пылевые загрязнения помещений. Радиационные загрязнения. Влияние шума на здоровье человека. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Вопросы экологии в современных квартирах. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства.
 
Практическая работа 6. Определение относительной запыленности воздуха в помещениях.
 
Решение задач с экологическим содержанием (2часа)
Резервное время 1 час. Подведение итогов.
 
Методическая часть программы
Требования к усвоению учебного материала учащимися в результате изучения программы элективного курса.
Учащиеся должны знать:
- качественный и количественный состав воздуха;
- последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;
- проблемы загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
- роль озонового слоя в биосфере, причины и последствия его истощения (понятие «озоновой дыры»);
- содержание понятий «парниковый эффект», «кислотные дожди», пути решения проблем;
- примерный качественный состав природных вод;
- метод очистки пресной воды от загрязнений;
- нормирование качества питьевой воды;
- проблемы загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
- проблемы пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);
- проблемы загрязнения мирового океана нефтью и нефтепродуктами, основные способы очистки водоемов от нефтяного загрязнения;
- состав пищи, пищевые добавки, их действие на организм;
- проблемы, связанные с избытком минеральных удобрений в почве;
- состав строительных материалов, возможные негативные последствия, фенольные строения, аллергические заболевания;
- основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;
- требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;
- экологические проблемы местного значения;
- роль химии в решении экологических проблем.
Учащиеся должны уметь:
- составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;
- оценивать состояния воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;
- раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их пути решения;
- бережно относиться к воде, экономно ее расходовать;
- применять простейшие методы очистки питьевой воды;
- анализировать состав питьевых продуктов по этикеткам, выбирать безвредные продукты;
- использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем;
- приводить примеры загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями;
- вести себя в природной среде в соответствии экологическими требованиями;
- критически оценивать состояние экологической среды своей местности и находить пути его улучшения.
 
Элективный курс предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности личностно-ориентированных и развивающих, различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры.
Во вводной части курса рекомендуется основное внимание сосредоточить на тех явлениях, которые вызывают серьезную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлениям следует отнести глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов, нефтяные загрязнения.
В основной части, состоящей из четырех тем, учащиеся должны найти ответы на вопросы: «Чем мы дышим?», «Что мы пьем?», «Что мы едим?», «Где мы живем?»
Предполагается, что учащиеся в месте с учителем будут обсуждать и исследовать эти жизненно важные аспекты с экологических и валеологических позиций. Особое внимание следует уделить изучению последствий вредных веществ на организм человека и способом защиты от этих воздействий.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Выполнение его формирует у учащихся навыки работы с веществами, практические умения и навыки, необходимые каждому гражданину. Кроме того, химический эксперимент выступает в роли источника знаний и формирует научную картину мира. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, т.к. предполагается исследовать жизненно важные объекты: воздух, воду, пищу.
Необходимо использовать местный материал, по возможности организовать экскурсии в лаборатории СЭС, на водоочистительную станцию, кислородную станцию и др.
Часть времени рекомендуется отвести на решение задач проблемного характера с экологическим содержанием, что обеспечит не только закрепление и развитие специальных навыков, но и формирование активной жизненной позиции.
Усвоение материала по программе курса можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты. Итоги работы можно сообщить на конференции, устном журнале и др.
Формы организации учебной деятельности в рамках элективного курса: лекции с элементами беседы, семинары, дискуссии, практические работы исследовательского характера, конференции по проблемам защиты окружающей среды и валеологии, ролевые и познавательные игры.
 























 
Тематическое планирование учебного материала элективного курса.
 
Тема, изучаемые вопросы
Количество часов
Демонстрации,
лабораторные опыты
Форма занятия
Образовательный продукт

Введение.
Понятие о биосфере как о среде жизни человека.
Глобальные проблемы экологии, связанные с хозяйственной деятельностью человека: кислотные дожди, уменьшение озонового слоя планеты, загрязнение природы тяжелыми металлами, нефтепродуктами
1
Видеофильм «Глобальные проблемы человечества», 1-я часть, фрагменты
Лекция с элементами беседы
Опорный конспект

Тема 1. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (4 часа) 

Атмосфера. Состав воздуха.
Основные виды загрязнений воздуха и их источники.
Кислотные дожди
1
Опыт, демонстрирующий образование кислоты при сгорании среды
Семинар-практикум
Диаграмма «Состав воздуха», таблица «Виды загрязнений»

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон. Защитная роль озонового слоя на Земле, его значение для жизни и возможные последствия истощения
1
Опыт, демонстрирующий превращение кислорода в озон
Конференция
Доклады, сообщения учащихся

Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выбросов углекислого газа за счет повышения эффективности топлив. Международное законодательство по охране атмосферы. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях
1
Демонстрация коллекции различных видов топлива
Беседа, дискуссия
Тезисы, работа с документами

Практическая работа 1. «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Состав воздуха в кабинете химии. Определение кислотности атмосферных осадков
1

Практическая работа с элементами исследования
Отчет о практической работе

Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем (4 часа)

Гидросфера. Вода – универсальный растворитель. Жесткость воды Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.
1
Лабораторный опыт, демонстрирующий свойства воды как растворителя
Беседа, лабораторный опыт
Работа с таблицей, отчет по лабораторному опыту

Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.
Практическая работа 2. «Анализ водопроводной и технической воды». Сравнение чистой и загрязненной воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, pH, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования
1

Беседа.
Практическая
работа
Анализ данных о составе питьевой воды г. Казани, работа с документами, тезисы. Отчет о практической работе

Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность Водоочистительные станции.
1
Лабораторный опыт «способы отчистки воды»
Урок-экскурсия
Экскурсия на водоочистительную станцию

Практическая работа 3.
«Определение жесткости воды»
1

Практическая работа
Отчет о практической работе

Тема 3. Пища, которую мы едим (3 часа)  

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу
1
Демонстрация этикеток от кондитерских изделий, маргарина, майонеза и других продуктов питания, которые мы покупаем в магазине
Устный журнал, практическая работа
Выступления учащихся, домашняя практическая работа, коллекция

Практическая работа 4. Определение нитратов в плодах и овощах
1

Практическая работа
Отчет о практической работе

Практическая работа 5. Изучение состава питания продуктов (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм
1

Практическая работа
Отчет о практической работе

Тема 4. Дом, в котором мы живем. Экология жилища и здоровье человека (4 часа) 

Практическая работа 6. Определение относительной запыленности воздуха в помещениях
1

Практическая работа
Отчет о практической работе

Вопросы экологии в современных квартирах.
Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Влияние шума на здоровье человека. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства.
1
Демонстрация образцов строительных материалов
Лекция с элементами беседы или беседа (в зависимости от подготовленности учащихся)
Опорный конспект. тезисы

Решение задач с экологическим содержанием
2

Урок решения задач
Решение задач

Заключительное занятие. Подведение итогов. Анкетирование или сочинение на тему «Природа и мы»
1
Анкетирование, если есть возможность. Занятие можно провести в форме экскурсии на природу с целью анализа экологической обстановки

Всего часов
Практических работ
Лабораторных работ
17
6
2

 
 
 

Литература
 
 
1.     Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на уроках химии. Минск: Красикопринт, 1996;
2.     Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. В кн. 2: Загрязнение воды и воздуха. Пер. с англ. М.: Мир, 1995;
3.     Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Справочное пособие М.: высшая школа, 1992;
4.     Энциклопедический словарь юного химика. Под. ред. Д.Н. Трифонова. М.: Педагогика-Пресс, 1999;
5.     Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб.: Союз, 1997;
6.     Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия – в центре наук. В 2 ч. Пер. с англ. М.: Мир, 1983;
7.     Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. Сост. Н.И. Габрусева, С.В. Суматохин. 2-е изд., доп. М.: дрофа, 2001;
8.     Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. Химия в школе, 2004, №5;
9.     Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. Химия в школе, 2001, №3;
10. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать когда покупаешь продукты питания и готовишь пищу. Химии в школе, 1997, №5
11. Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровья человека. Химия (ИД «Первое сентября»), 2004, №12, 15, 19;
12. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. М.: Центрхимпресс, 2001;
13. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. Химия в школе, 2000, №2;
14. Седельников В.П. Заботливая помощница. Киев: Рад. шк., 1999;
15. Макарова Л.Л., Санникова Т.Г. Глобальная экологическая сводка. Ижевск: ИД «Удмуртский университет», 2000.


15