Политическая раздробленность Руси хII — хIII в.в.


Тема урока: Политическая раздробленность Руси 12-13 вв. 10 класс, история России
Цель урока: Сформировать представление у учащихся о политической раздробленности Руси 12-13 в.в.
Задачи урока:
Предметные: Обеспечить усвоение учащимися знаний о политической раздробленности на Руси в 12-13 веках и особенностях развития отдельных земель; обобщить и систематизировать знания о феодальной раздробленности как закономерном явлении в истории; сформировать у учащихся представления об особенностях развития отдельных крупных феодальных центров
Метапредметные:
- совершенствовать умения учащихся работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории;
- развитие умения производить классификацию фактов, развитие умения делать обобщающие выводы
- Опираясь на теоретические знания, полученные в курсе истории, обоснованно оценивать изучаемые факты и явления
Излагать в краткой и развернутой форме содержание нескольких параграфов учебника и, так называемых, сквозных вопрос курса
Личностные: воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес к предмету.
Учебник Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейщих времен до конца 17 в.М. Просвещение 2000
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос
- Вспомните, что такое феодальная раздробленность? Закономерное явление это в истории?
- Каковы ее причины вообще? Каковы - в древней Руси? Есть ли отличия?
- Кто являлся главной силой разъединительного процесса?
- Сколько лет продолжалась раздробленность?
- Каковы ее последствия? Положительные и отрицательные?
- Это явление прогрессивно или регресс?
Таким образом, феодальная раздробленность, которая на Руси продолжалась с начала 12 до конца 15 вв. и которую по традиции называют удельным периодом – качественно новый этап в цивилизационном развитии человечества и России, переход к которому свершился со своими особенностями.III. Переход к изучению нового материала.
Задача - выявить особенности экономического, политического и социального развития отдельных русских земель.
Вы будете работать с текстами учебников по группам (каждой группе – своя земля или удельное княжество). В результате мы с вами заполним таблицу на доске и сумеем выявить их особенности, альтернативы и перспективы развития Российского государства.
IV. План изучения нового материала.
Название
Местоположение
Природные условия и занятия жителей
Гос. устройство
Социальные движения.
Отношения с соседями
Вариант развития
Владимиро-Суздальское княжество
- Северо-восточная Русь, междуречье Оки и Волги
- Ополье, леса, реки, Волжский торговый путь Земледелие, торговля
- Княжество в форме монархии: Юрий Долгорукий (1125-1157), Андрей Боголюбский - (1157-1174), Всеволод Большое Гнездо (1176-1212), Юрий Всеволодович (1218-1238)
- Борьба боярства с князьями (заговор против Андрея Боголюбского), победа князей
- Торговля со странами Востока по Волге, с Новгородом и далее с Западной Европой, колонизация финно-угорских народов, борьба за Киевский престол
- Сильная великокняжеская власть
Галицко-Волынское княжество
Юго-западная Русь, Карпаты, междуречье Днестра и Прута
Черноземные земли в широких речных долинах, леса, залежи каменной соли. Земледелие, торговля
Княжество Ярослав Осмомысл (1153-1187) Галицкий, Роман Мстиславович (1170-1205), Даниил Романович (1221- 1264)
Борьба боярства с князьями
Активная внешняя торговля с Западом, борьба за Киевский престол
Сильное боярской землевладение, вариант аристократической монархииНовгородская земля
Северо-западная Русь, от ледовитого океана, до верховья Волги, от Прибалтики до Урала
Леса, торговые пути из варяг в греки
Охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество
Феодальная боярская республика: вече, архиепископ (казна, внешние сношения, печать и полк), посадник (управление и суд), тысяцкий (ополчение, сбор налогов, суд по торговым делам). Приглашение князя с дружиной
Восстание 1136, победа боярства, изгнание князя
Активная внешняя торговля с Западом
Аристократическая боярская республика, ориентированная на Запад
Киевское княжество
Южная Русь, среднее течение ДнепраЧерноземные земли, торговый путь из варяг в греки
Слабая княжеская власть, переходит из рук в руки
Боярское правление, приглашение и изгнание неугодных князей
Борьба со степняками, половцами
Слабое княжеское правление перед лицом опасности
V. Подведение итогов
С помощью характеристик, написанных на доске, определите характер развития в каждой части страны.
Какой из этих стран удалось полностью завершить модернизацию?
Каким странам предстояло это сделать?
С какими трудностями они столкнуться?
Мы продолжим изучение этих вопросов на следующих уроках
VI. Домашнее задание.
- В тетради заполнить таблицу по всем уделам.§§14-16