Классный час Клуб юных экологов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яшалтинская средняя общеобразовательная школа им. В.А.Панченко»





Классный час
«Клуб юных экологов»






Подготовила: Пэрн Н.Ю.
Классный руководитель 3 «А» класса


2017 г.

Тема: Клуб юных экологов
Класс: 3 класс
Цель: Расширение представления о полной взаимосвязи человека и природы, об ответственности за окружающий человека мир природы.
Задачи:
образовательные – учить детей выполнять законы природы; показать, что, как для здоровья человека, так и здоровья природы; показать детям, что человек – работник в царстве природы;
развивающие – развивать у детей навыки общения со сверстниками, педагогом, природой, развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности учащихся; способствовать развитию у детей умения работать в микроколлективе; развитие мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.
воспитательные – воспитывать интерес к изучению природы и ее охране; воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром, чувства товарищества, сопереживания.
Участники – учащиеся класса.
Форма проведения – занятие - игра
Методы и приемы – словесные методы (беседа, диалог); наглядные методы (иллюстрации, демонстрация); элементы анализа, сравнения и обобщения; художественное слово; вопросы; игровые приемы; индивидуальные и групповые ответы; намек-подсказка.
Дидактические пособия – презентация; компьютер; выставка детских рисунков экологических знаков; пословицы.
Методическая литература:
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. (Мастерская учителя).
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. (Педагогика. Психология. Управление).
Ковалько В.И. Школа физкультминуток. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учителя).
Курамшина О.Н., Железкина А.М., Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Создание психологической комфортности на занятии.
- Добрый день, ребята! Посмотрите, пожалуйста, в окно. Какой сегодня день? (Пасмурный, унылый, снежный, тоскливый)
- А у нас в классе уютно и тепло. Да к тому же солнышко заглянуло. Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на солнце? (Тепло, свет, покой, лето, цветы, игры).
- А у меня солнышко ассоциируется с нашим занятием, потому что хочу, чтобы он получился таким же светлым, теплым и ярким, как наше солнышко. Пусть тепло лучей солнца сопровождает вас все занятие и придает вам силы. Присаживайтесь на свои места.
II. Введение в тему занятия
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е.Евтушенко
III. Работа по теме занятия.
-Разные науки изучают природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоология – наука о животных, и многие другие. Но есть особая наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они на неё влияют. Наука эта - ЭКОЛОГИЯ. Её название произошло от древнегреческого слова «экос», что означает дом и «логос» - наука. Ведь природа – это общий дом для растений, животных и человека.
-Итак, ребята, я рада вас приветствовать на нашей экологической викторине. Мы познакомимся с обстановкой в природе, вызывающей экологическую тревогу, расскажем о том, как стараемся охранять природу.
Сегодня за право называть себя лучшими экологами класса будут бороться три команды. (Названия команды вытаскивают на карточках)
1 команда «Росинка».
Росинка дрожала на тонком листке,
Реченька дышала, шурша в тростинке.
В росинку гляжу я и вижу, что в ней
Играет, ликуя, так много огней,
Их еле заметишь, так малы они,
Но где же ты встретишь такие огни?
2 команда «Льдинка»
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
3 команда «Снежинка»
Мы снежинки. Это мы – парашютики зимы.
Это мы над вами кружим, это мы с ветрами дружим,
Мы танцуем дни и ночи даже несколько недель!
Наши танцы, между прочим, называются метель!

- При подведении итогов будет определена лучшая команда экологов класса.

Учитель: Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
Итак, друзья, начнём работу!
Проблем у нас большой запас,
А для кого они? Для вас!
Эко-раз, команда «Росинка»,
Эко-два, команда «Льдинка»,
Эко-три, команда «Снежинка».

Экологическая тревога!
Настроимся на работу.
-Что объединяет названия наших команд? (Вода, роса, лед, снег – состояние воды – жидкое и твердое).

Внимание! Внимание! Экологическая тревога! Сейчас вам нужно разгадать кроссворд , прочитав ключевое слово , вы узнаете чему посвящён 2017 год.

Разгадывание кроссворда.
1. Живет без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
2. Летом бежит,
а зимой стоит. (Река)
3. Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
4. В лесу родилась,
А в воде живет. (Лодка)
5. Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
6. Заревел вол на сто гор,
На тысячу городов. (Гром)
7. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке.
На себе ее везет,
По соломинке ползет. (Улитка)
8. Не пловец,
А плывущему плыть помогает,
Не храбрец,
А мигает, мигает, мигает. (Маяк).

Какое слово получилось в выделенной строке? (Экология)
- Правильно, 2017 год провозглашен годом экологии. Как думаете, почему?
-Перед началом конкурсов я предлагаю вам посмотреть экологический календарь (слайды)

1 Конкурс «Экология устами младенца».
- Назовите, о чём говорят дети.
Это тот, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (Браконьер).
Это место, где люди гуляют: там трава, красивая природа, могут быть карусели. (Парк).
Светящий шар, горячий, а ещё это звезда или планета. (Солнце).
Это то, где сажают, и когда она есть, то на деревьях листики растут и травка. (Почва).
Она большая и грязная, мама не разрешает по ней бегать. (Лужа).
Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и ничего нельзя там делать. (Заповедник).
Физкультминутка «Мы сейчас все дружно встанем» с речевой разминкой.
Мы сейчас все дружно встанем (произносим громко)
И немножко отдохнём. (произносим чуть потише)
Вправо, влево повернитесь, (произносим тихо)
Наклонитесь, поклонитесь! (произносим громко)
Руки вверх и руки вбок, (произносится чуть потише)
И на месте прыг да скок! (произносим тихо)
А теперь бегом вприпрыжку, (произносим потише)
Молодцы вы, ребятишки! (произносим тихо).

2 Конкурс «Загадки»
Вопросы 1 команде:
1. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)
2. Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля, трава)
3. На зеленом шнурочке, белые звоночки. (Ландыши)
Вопросы 2 команде:
1. Заря-заряница, красная девица.  По полю гуляла, ключи потеряла.  Месяц увидел – не поднял,  Солнце увидало-подобрало. (Звезды)
2. Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)
3. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки)
Вопросы 3 команде:
1. Золотое решето черных домиков полно.  Сколько черных домков, столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
2. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.(Облака)

3 Конкурс «Объяснялка».
Соберите пословицы и объясните её смысл.
Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка.
4 Конкурс «Живые синонимы».
- Вспомните, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия животных. За правильный ответ получает команда 1 балл.
Упрямый, как (осёл).
Хитрая, как (лиса).
Мудрая, как (сова).
Колючий, как (ёж).
Надутый, как (индюк).
Длинноногий, как (журавль).
Трусливый, как (заяц).
5 Конкурс «Сказочный».

Во многих сказках звери являются героями. Угадайте, о ком идет речь?
- У кого из зверей фамилия Топтыгин? (медведь)
- Кого величают по отчеству Патрикеевна? (лиса)
-Кто вместо удочки использовал свой хвост? (волк)
Птицы в сказках
Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей? (Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»)

Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Алёнушки («Гуси-лебеди»)

Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя Дадона (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)


6 Конкурс «Художников- экологов».
Каждая команда получает экологические знаки о поведении человека в лесу, на лугу, у водоёма. Вы должны раскрасить знаки и объяснить, какое правило изображено на знаке. За каждый знак команда получает 1 балл.

7 Конкурс «Конкурс капитанов».

Вопросы капитану 1 команды:
1. Безводная песчаная местность. (Пустыня)  2. Назовите праздник в Калмыкии, и зверька, который вылезает в этот день и свистит. (Цаган- сар, суслик)
Вопросы капитану 2 команды:
1. Искусственный водоем. (Пруд)  2. Степная антилопа, современник мамонта. (Сайгак)
Вопросы капитану 3 команды:
1. Растение, украшение весенней степи, находится под охраной. (тюльпан)  2. Лес, где растет дерево дуб. (Дубрава)


IV. Итог занятия.
- Ребята, конкурсная программа закончилась. О чем мы сегодня говорили? (Рассказывали том, что человек должен жить в мире с природой, учились соблюдать законы природы, учились умению общаться со своими сверстниками и природой.)
-Сейчас подсчитаем результаты и узнаем, кто по праву оказался лучшей командой юных экологов..

Занятие окончено, мне нравится ваше настроение. Я хочу пожелать вам, чтобы, каждое наше занятие и школьный день проходили с таким же замечательным настроением как сегодня и таким же блеском в ваших глазах. Желаю всем здоровья, добра и радости. Спасибо за работу.












15