Учёба актива школьного ученического самоуправления Правила ведения дискуссии


Семинар для актива ШУС
Правила ведения дискуссии
Цель: научить обучающихся правильно дискуссировать.
Задачи
— выявить отличительные черты спора и дискуссии; — усвоить правила ведения дискуссии; — на практике применить правила дискуссии при обсуждении темы.
Ход занятия
Все люди — разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Часто случается, что ваши с собеседником точки зрения на что-то не совпадают. Это противоречие может перерасти в спор или в дискуссию.
Сказка о том, как солнце, земля, вода, огонь и воздух
Валентина Гончарова 2
Поспорили (вели беседу) между собой Солнце, Земля, Вода, Огонь и Воздух о том, кто из них важнее. Солнце говорит: « Рано утром я встаю  из-за горизонта и своими лучами всех бужу ». После ночного сна просыпаются люди, птицы, животные; начинается у всех жизнь, живущих на планете Земля.Вот-вот - вступила в спор Земля: « Солнце, ты само сказало, - все живут на планете Земля. Как ты думаешь, где бы жили люди, животные, насекомые, ползучие твари, если бы не я. Где бы росли леса, трава на лугах, текли реки, растекались озёра, бушевали моря и океаны? Это я ».« Не  будь меня, - вступила в спор (сказала) Вода, - не было бы рыб, огромных китов, моржей и тюленей, смешных пингвинов, водоплавающих птиц и многих других ». « А без меня не могут  жить  люди, - сказал Огонь, - я обогреваю жилища людей, когда ты солнце не греешь ». « Вы забыли обо мне, - напомнил о себе Воздух. - Хотя я невидимый, но без меня не могут жить не только люди, но и всё живое на земле …. ».  « Не будет даже огня без меня, » - добавил Воздух. 
Ответы……
Продолжение текстаНикто не знает, сколько бы продолжался (разговор) спор, если бы в него не вмешался Человек. Каждый из вас  очень важен. Без вас не было бы и жизни на земле.Человек легко вздохнул, улыбнулся, собрал урожай овощей с грядки, зачерпнул в ручье родниковой воды, вошел в жилище и развёл огонь. С тех пор Солнце, Земля, Вода,Огонь и Воздух никогда  не (ругались)спороли друг с другом. 
ВОПРОС: скажите, ребята, Солнце, Земля, Вода, Огонь и Воздух спорили или вели дискуссию?
Вы наверно догадались о чем мы с вами сегодня поговорим.
Объявление темы.
Обсуждение. Чем отличается спор от дискуссии? Каковы их цели?
Как вы видите, спор принципиально отличается от дискуссии.
Во-первых, целями. В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.
Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет.
В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного. Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, надо придерживаться правил. Как вы думаете, каких?
Записываем правила на ватмане.
Давайте посмотрим, совпадают ли ваши правила с правилами ведения дискуссии.
Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.
С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.
Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Все хохлы — жадины», «Это правильно, потому что это верно» и пр. аргументами не являются.
Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Иногда свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.
Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом («мой коллега, собеседник, оппонент»). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.
Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.
В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше и правильнее всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо.
Практическая часть.
Пусть каждый из вас на отдельном листке напишет тему, которая могла бы быть интересной для присутствующих, спорной, неоднозначной, — то есть могла бы стать предметом обсуждения-дискуссии. Затем сдайте их учителю. Обсуждению самых интересных из них мы посвятим следующее занятие. А сегодня мы попробуем потренироваться грамотно дискутировать.
Разбейтесь на группы. Каждая группа разделится пополам — сторонники одной точки зрения и их уважаемые оппоненты. Выберите тему для обсуждения и в ходе обсуждения попытайтесь прийти к какому-либо решению по данному вопросу. Применяйте правила ведения дискуссии!
(Примеры тем для дискуссии:— Где лучше жить: у нас или за границей?— Правильно ли воспитывают нас наши родители, и как мы будем воспитывать наших собственных детей?— Может ли народ влиять на политику?— Когда жизнь была лучше: раньше или сейчас?— Хорошему или плохому учит нас наше телевидение?).Вывод
Знание правил ведения дискуссии способствует эффективному протеканию процесса обсуждения и выработке решения.
Вопросы
1. В чем разница между спором и дискуссией? 2. Что такое дискуссия? 3. Каковы правила ведения дискуссии?