Технологическая карта урока математики на тему:Умножение десятичных дробей на 10,100,1000,…

Тема урока: «Умножение десятичных дробей на 10,100,100 и т.д.»
Предмет: Математика Класс: 5
Константинова Татьяна Геннадьевна, учитель математики высшей категории, МБОУ СОШ №1, г. Западная Двина.
Конспект урока.
Пояснительная записка: Урок предоставит возможность учащимся изучить новый материал на основании опыта самостоятельно приобретённых знаний. Предоставит учащимся возможность проанализировать свои способности, решая задачи практического применения. Повысит интерес к предмету. Форма работы – групповая.
Цель урока: Формирование умения умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
Задачи:
1. Привитие учащимся умений наблюдать, обобщать, делать выводы.
2. Развитие познавательного интереса, творческих способностей.
3. Воспитание ответственности, коллективизма, самостоятельности.
4. Предоставление учащимся возможности проанализировать свои способности к математической деятельности.
Тип урока: Изучение нового материала.
Техническое обеспечение урока: Доска, проектор, карточки с заданиями практической части, цитата, карточки с индивидуальным заданием.
Ожидаемый результат: Расширение знаний учащихся, развитие творческих способностей на основании опыта самостоятельно приобретённых знаний.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Целеполагание.
Изучение нового материала.
Первичная проверка понимания.
Формирование умений на примерах решения практических задач. (Математика в жизни).
Рефлексия.
Задание на дом.
Итог урока.

Технологическая карта урока математики в 5 классе.
«Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.»


Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011

Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

Организационный
Создать благоприятный психологический настрой на работу
- Здравствуйте, ребята.
-Сегодня я хочу начать урок со строк из басни И.А. Крылова.
« Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука».
- Из какой басни эти строки? Как вы думаете, какое отношение имеют эти строки к нашему уроку?
- Сегодня работать вы будете в группах, а значит, ваши действия должны быть совместными и согласованными.

Коммуникативные: Участие в диалоге, монологические высказывания
Личностные: мотивация учения

Актуалиазация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий
- У вас на столах листочки с заданиями и указания к их выполнению.
-Итак: Задание №1
Выполните устно умножение, результат впишите в пустые клеточки. Если задание вызывает затруднение, оставьте клетку пустой. ( Проверка фронтальная . Учитель после ответа ученика, демонстрирует верный ответ нажатием мышки. Слайд №1).
- Сформулируйте правило, которое применяли при вычислении.

Ребята в группах обсуждают задания. Представители из групп озвучивают ответ. Формулируют правило.
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Целепола
гание
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
- В последних заданиях вы выполняли умножение десятичных дробей на 10,100,1000.
- Какова же тема нашего урока? Слайд №2
- Чтобы выполнять умножение быстро и правильно, нужно ,что знать? (Правило). И уметь его применять.
Отвечают на наводящие вопросы учителя.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Изучение
нового
материала
Знакомство с правилом. Осмысление нового правила.
-Вернёмся к таблице. Слайд№2. Как вы выполняли умножение в последних трёх примерах?
- А теперь посмотрите внимательно и сравните число, которое умножали с тем, что получилось в результате. Что можно заметить?
- Попробуйте сформулировать новое правило. Учитель даёт время для обсуждения в группах. Выслушивает каждую группу.
- А теперь откройте учебник стр.204. Прочитайте правило и разбейте его на две смысловые части. Чтобы применять его по шагам, как алгоритм. Например: Чтобы умножить десятичную дробь на 10,100,1000 и т.д., надо:
1.
2.
Обсуждение в группах.
-Молодцы!
Применяли правило умножения десятичных дробей на натуральное число. Озвучивают правило. Выявляют закономерность, делают выводы, формулируют новое правило.
Работа по учебнику с правилом.
Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: выстраивают логическую цепь размышлений, выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи, анализируют, сравнивают,
умеют вести поиск и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Первичная проверка
понимания
Первичныйконтроль усвоения.
ѓ°- Внимание на слайд№3. (Применение правила по шагам). Учитель демонстрирует шаги нажатием мышки.

- Работа по учебнику №1333 На картах задание №2 . Группа №1(а,г,ж), №2 (б,д,з), №3(в,е,и), №4(а,г,ж).
- В целях экономии времени задание из учебника вынесла на доску в 4 столбика (для каждой группы). Ребята выходили и записывали только ответ.
Ученик проговаривает правило по шагам, применяя его к заданию на слайде.
Ученики в группах выполняют задание. По истечении 5-6 минут представитель из группы выносит результаты на доску. Когда все результаты на доске записаны, проверяем вместе, всем классом.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: Ученик владеет способами решения проблемы,
может проанализировать ход и способ действий.
Регулятивные:контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и отличий
от эталона;
-коррекция - внесение
необходимых
дополнений.


Формирование
умений
Показать применение знаний и умений в жизненной ситуации.
- Предлагаю применить ваши знания, оказавшись в конкретной жизненной ситуации. Школе нужно приобрести классные доски. У неё есть четыре поставщика:
Магазин «Стройматериалы»
Магазин «Строймастер»
Магазин «1000 мелочей»
Магазин «Берёзка».
-Они предлагают доски разного размера, из разного материала и имеющие разную стоимость.
- Ваша задача – выяснить стоимость доски у каждого поставщика.
У каждой группы на листочках Задание №3. В нём указаны размеры доски в сантиметрах. В действительности размеры больше в 100 раз.
- Задание оформляйте в соответствии со схемой на листочках, все вычисления выполняйте в тетради.
Таблица с ответами. После того, как ребята вынесут свои ответы на доску, демонстрирую Слайд№5. Осуществляем проверку.

Задания для групп .
Группа №1. Поставщик «Стройматериалы».






Ширина 1,2 см, длина 2,1см. Доска с керамическим покрытием. Цена 113 QUOTE 1415 – 1000 р.
Образец оформления:
1,2*
2,1*
S доски =
Стоимость доски =
Группа №2. Поставщик «Строймастер». Доска с лаковым покрытием.
Ширина 1,5см, длина -1,9см. Цена 113 QUOTE 1415-900 р.
Группа №3 . Поставщик «1000 мелочей». Меламиновое покрытие доски.
Ширина 1,2см, длина- 2,4см. Цена 113 QUOTE 1415-800р.
Группа №4. Поставщик «Берёзка». Маркерная доска.
Ширина 1,1см, длина- 2,2см. Цена 113 QUOTE 1415-1000р.
- Вы успешно справились с заданием. Оказали помощь школе . Молодцы.
-При выполнении задания вам пришлось умножать десятичные дроби на 100,1000. Ещё раз расскажите друг другу правило.


Учащиеся выполняют вычисления. Затем по истечении времени заносят результаты в таблицу на доске.
Проговаривают друг другу правило.
Сверяют результаты с результатами
слайда№5.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Познавательные: ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме.

Коммуникативные:
-планирование
учебного
сотрудничества
с учителем и
сверстниками;
- управление
поведением партнера
– контроль, оценка
действий партнера;
Личностные:
обеспечивают
ориентацию учащихся
в социальных ролях
и межличностных
отношениях.

Контроль усвоения
Контроль применения нового правила
- А сейчас предлагаю вам выполнить индивидуальное задание. На карточках запишите только ответы и вклейте карточки в тетрадь. Капитаны сдают тетради учащихся группы учителю после звонка. Задания предлагаю на листочках с клейкой полосой. Наклеиваю их на лист А4. Таким образом, раздаю четыре листа А4 с наклеенными на них карточками ( по количеству учеников в группе). Задание на карточках пишу сама, ребята только вписывают ответы. К следующему уроку у меня есть чёткая картина усвоения нового материала.
Выполняют индивидуальные задания на карточках.
Личностные: формирование позитивной самооценки
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для учебной задачи.

Задание на дом
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Запишите дом.задание. Оно есть у вас на листочках с заданиями. Слайд№6. Одно задание творческое №1288 . Его выполните с рисунками .
Записывают задания в дневник.


Итог урока. Рефлексия
Дать качественную
оценку работы
класса и отдельных
обучаемых.
- Вы справились с заданиями успешно. Что помогло вам в достижении успеха?
- Уходя с урока, я предлагаю вам наклеить листочки на картинку, которая соответствует вашему настроению на уроке. Выразите свои чувства. Спасибо за урок!
На двери кабинета две картинки: улыбающееся солнце и печальный месяц. Рядом в виде ёлочки наклеены полоски-липучки из бумаги. Уходя, ребята показывают своё настроение, наклеивая полоски на соответствующую картинку.
Отвечают на вопросы.
Помогли знания и сплочённая работа.
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.



Список литературы:
Дидактические материалы по математике для 5 класса средней школы.-М.: Просвещение, 1990
Математика.5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. М.: Мнемозина,2011.


Рисунок 2Рисунок 1Рисунок 315