Урок внеклассного чтения по литературе на тему Разнотравье Сибири в стихах поэтов тюменского края


Открытый урок по литературе в 6 классе.
Внеклассное чтение. Региональный компонент с агротехнологической направленностью.
«Разнотравье Сибири в стихах поэтов Тюменского края»
Составила учитель русского языка и литературы первой категории
МАОУ Каскаринской СОШ Тюменского района
Демчук Наталья Ивановна.
Цели и задачи урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством сибирских поэтов; формировать умение анализировать лирическое произведение;
расширить знания детей о родном крае, его красоте и богатстве;
воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе, чувство уважения к труженикам сельского хозяйства;
уметь применять в жизни знание особенностей сибирского разнотравья.
Оборудование:
Ход урока

этапа Основное содержание Работа учащихся Комментарий
1. Введение в тему урока. Чтение стихотворение Петра Логинова «Земля тюменская- Тюмень…»
-Понравилось стихотворение? Каким чувством оно проникнуто?
-Я, считаю, стихотворные строки автора-это подсказка тому, что предстоит нам сделать на уроке. Как вы думаете? ….
Читает наизусть ученица.
Чувством любви, восхищения Тюменским краем. *Чтение стихотворения на фоне слайда презентации-1-карта Тюменской области.
*формулирование цели урока учениками
2. Вступительное слово учителя.
Да, богата Сибирь, не зря об этом говорит Петр Логинов, ведь наша область занимает самую большую территорию в стране, населяют ее люди разных национальностей, разных профессий. А какая разнообразная природа нас окружает! Это и растительность тундры, и разнотравье лесостепи. Разве можно ей не любоваться! Вот мы сегодня и совершим поэтическое путешествие, окунувшись в разнотравье Тюменского края.
Читая стихи, вы должны понять , представить, какую картину рисует автор. Будем учиться видеть, слышать, понимать. Проблемный вопрос.
3. Словарная работа.
Разнотравье, -я, ср. Растущие вместе разные травы, травянистые растения (кроме злаков, бобовых и осоковых). II прил. разнотравный, -ая, (Значение слова «Разнотравье» по словарю Ожегова) 4. Цветы Севера. Анализ лирического произведения.
Чтение стихотворений.
ПОЛЯРНЫЙ МАК
Здесь только в августе веснаВсего лишь на десяток дней,Что по-февральски холодна,А может, даже холодней.
Здесь все не то и все не так,Земли оттаял лишь кружок,Но все ж расцвел полярный мак,Он, как флажок, снежок прожег.
Там у тебя полдневный жарИ по утрам прохлады нет,Там у тебя листва чинар,Магнолий белопенный цвет.
Что им: красуйся и растиНа знойном берегу.А вот попробуй расцвести,Как мак багряный, расцвестиНа стуже, на снегу. И.Д. Рождественский
 ЦВЕТЫ ТУНДРЫ
Они мохнаты, как зверьки,Цветы высокой параллели,Их сроки жизни коротки,Их солнце греет еле-еле.
Они растут у снежных груд.Их вьюги сотни раз отпели,И всё-таки они цветутИ дальше к полюсу идут —Цветы высокой параллели.И.Д. Рождественский
ЦВЕТЫ ПОДО ЛЬДОМ
В арктической тундреНа острове ДиксонЖелтый цветокВесною родился —На сером гранитеЗеленая накипь.Между камнямиПолярные макиТянутся к светуПрожилкою каждой...
Хмурым утромЯ видел однажды:Туман опустилсяНа стылые земли,Густо укуталТонкие стебли,На листья оселаПо капле вода,Маки покрылисьКорочкой льда.
Я им завидую,Этим растениям.Я перед нимиСклоняюсь растерянный.Мне б их упорство.Но я не о том...Маки цветут подо льдом.З.Я. Яхнин
Учитель. О чём говорится в этих строчках? (О цветах, которые растут на Севере.)
Что общего в изображении этих цветов? (Прекрасные цветы, напоминающие о тепле, солнце, выросли на Севере, где стужа и морозы.)
Учитель. Это строчки из стихотворений сибирских поэтов Зория Яковлевича Яхнина и Игнатия Дмитриевича Рождественского
- какое настроение пытаются передать поэты своим читателям.
Учитель. С помощью каких языковых средств поэты передают своё восхищение этими смелыми цветами? (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.) (Учащиеся вспоминают определения понятий тропов и ищут примеры в текстах стихотворений.)
Учитель. Давайте попробуем найти в текстах стихотворений сибирских поэтов эти языковые средства. Ученики делятся на 3 группы (по количеству стихотворений) и ищут в текстах языковые средства
Работа в парах.
-О цветах, которые растут на Севере.
- Прекрасные цветы, напоминающие о тепле, солнце, выросли на Севере, где стужа и морозы.
- Поэты восхищаются стойкостью, упорством и выносливостью хрупких цветов, выросших в условиях сурового Севера. Зорий Яхнин даже завидует этим растениям и преклоняется перед ними..Работа в группах. 5. Поэтическая справка.
Учитель. А какими были эти поэты? Давайте познакомимся с ними.
(Заранее подготовленные сообщения учеников.)Слайд презентации 6.
7. Исследовательская работа.
Разнотравье, разноцветье… Вот она - моя Сибирь! Есть ли лучший край на свете? Где ещё такая ширь? Нет, не дальний край, не дальний - Центр России вот каков! Переплёлся звон кандальныйС песнею колоколов. Разнотравье, разноцветье…Я люблю тебя, Сибирь! Лучше нет тебя на свете, Ты прекрасна вдаль и вширь.(Петр Драверт)
Задание: прочитать стихи, проследить по тексту, какими травами, цветами , деревьями, запахами любуются и наслаждаются поэты.
Образец ответа: Поэт… любуется…, наслаждается…, чувствует запахи и ароматы…
1-я группа. Стихотворение Геннадия Переверзева «Лето»
Геннадий ПереверзевЛето
Люблю приметы лета, право,Природы буйства велики,Мне подмигнули так лукавоИз ржи высокой васильки!
Запах сена, ковер разнотравья,То внизу, а вверху-синь небес,Безымянной речушки названиеИ манящий прохладою лес.
Васильки во ржи, а на лугу - ромашки,По опушке леса - земляники цветьИ внезапный дождь - хоть выжимай рубашкуНекуда укрыться добежать успеть!
Хорошо прикоснуться к природеПосле пыли больших городов,Словно чище становишься вроде,Отряхнувшись от тяжких оков!
 
3-я группа. Владимир Василенко стихотворение «Сенокосная пора»: Иван-чай поджёг поляЯрким буйством цвета.Разнотравий сочных райНа вершине лета.Ароматный и с пыльцойПахнет мёдом воздух…Наслаждаюсь красотойЯ, забывший отдых…
2-я группа.Юрий Полянский«Отлетает сибирское лето».
Отлетает сибирское лето,Разнотравья все отцвели.Чистотел лишь горит желтым цветомИ над ним хороводят шмели.От обилия рос, повалилась трава;Лес таинственный стал: погрузился весь в теньИ нет – нет,  да мелькнет блеклой прядью листва,Нет пичуг и не слышно их пений.А подчас все недвижно. Стоит тишина.Не трепещется лист на осине.Только слышно, как иглы роняет сосна,Да как мошка пищит в паутине.Или мышь прошуршит меж брусничных листков,Унося с собой несколько ягод.Заготовка на зиму идет у зверьков,Чтоб в мороз не испытывать тягот.Вдруг, тревожно нарушив покой,Раскричится в распадке кедровка,Или свист прозвучит за спиной –
4-я группа. Ольга Данилова-Пушкарь
«Ромашковое поле»
Ромашковое поле,Берёза у плетня...Российское раздолье,Здесь вся моя родня.
Я упаду в ромашки, Июль тепло разлил...Покусываю "кашку"И набираюсь сил.
А сверху солнце греет,Стрекочут "кузнецы", Славянским духом веет,Играют бубенцы.-
Здесь русской тройкой летоЛетит во весь опор,Лесных певцов куплетыВыплёскивает бор.
Не надо лучшей доли...Вот села стрекоза...Сибирское приволье.Гляжу во все глаза.
Комментарий. В этом стихотворении Данилова – Пушкарь описывает свой родной край. Используя средства выразительности поэтесса создаёт весёлый, живой образ природы. Описывая всё это она отмечает свой родной сибирский край в котором выросла и о котором осталось столько хороших воспоминаний
5-я группа. Александр Кухно.
«Незабудки»
… То ли выплыли
из ручья такие просини,
то ли сосны небо выпили —
голубую смолку сбросили.
Чтоб других за сердце тронули,
чтоб пьянили пуще солода
день ли синий, сосен кроны ли,
ранний вечер весь из золота…
Чтоб всегда, в минуту каждую,
а не просто — время выдалось! —
людям виделась, как важное,
красота земная виделась.
Пусть в стихах родятся заново
и сияют в ночи зимние
под сосной, у комля самого,
незабудок брызги синие.
Вывод. –Что объединяет авторов всех этих произведений?( Всех авторов объединяет любовь к родному краю, разнотравью, цветам. С древних времен цветы занимали особое место в творчестве поэтов, художников, композиторов. Мы любуемся красотой цветов, трав, и природа (при условии бережного отношения к ней) дарит нам свое тепло, любовь, богатство. Учащиеся зачитывают понравившиеся четверостишия из стихов.
Васильки, запах сена,ковер разнотравья,
Синь небес,ромашки,
Земляники цветь.
Иван-чай, разнотравий сочных рай, ароматный с пыльцой воздух пахнет медом.
Чистотел, шмели хороводят, трепещет лист, мошка пищит, брусника.
Ромашка, береза, раздолье, кашка-клевер,
Славянским духом пахнет
Сосны, незабудки.
8. Агротехнологический компонент.
- Где и как в практической жизни сельского человека можно применить разнотравье Сибири?
-Но и это еще не все. Знаете ли вы, что среди всех этих растений есть у нас друзья- это травы, обладающие лечебными свойствами? Животным очень хорошо известны такие растения. Сибирские олени-маралы- восстанавливают силы, поедая траву и корни левзеи (маралий корень), раненые олени отыскивают красную гвоздику, она помогает остановить кровотечение.
Опыт применения трав передается с древних времен, применяется в медицине, народными целителями-травниками. Живет и у нас , в Тюмени травница, Лидия Сурина. -Заготовка сена для личного хозяйства;
-заготовка сена, кормов для крупного рогатого скота, например, агрофирмы «Каскара»;
-в качестве медоносов при закачке меда. 9. Сообщение ученика о травнице. 10. Игра Л.Суриной «найди лекарство»
1. Суставный ревматизм – берёза.
2. Кровоточивость дёсен – календула.
3. Сильное носовое кровотечение – крапива.
4. Простуда, кашель – липа.
5. Бородавки, веснушки – чистотел.
6. Ранка при ушибе – подорожник.
7. Грипп – чеснок.
8. Упадок сил, авитаминоз – шиповник.
Учащиеся 1 ряда поворачиваются лицом к учащимся 3-го ряда. У одних карточки с симптомами болезней, у других-название трав 11. Мастерская саше. Изготовление ароматических подушечек. На партах в тарелках стоят ароматические травы, ими наполняем специально сшитые мешочки.
12. Дегустация травяного чая 13. Итог. Вот и подошел к завершению наш урок, много нового узнали, мы продолжим на других уроках встречу с поэтами края, знания о разнотравье перенесете в свою жизнь. А самое главное, мне бы хотелось, чтобы вы любили родину, гордились тем , что мы живем в Сибири. 14. Просмотр фильма Романа Камзаракова «Расскажи мне о СиБиРи» Д/З: Выразительное чтение стихов, подбор иллюстраций к стихам