Презентация по истории на тему Российское зарубежье (11 класс)


РУССКОЕЗАРУБЕЖЬЕ. Выполнила учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ №9 г. Аши Челябинской области (с профессиональным образование)» Марзукова Людмила Алексеевна. Эпиграфы к уроку: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя». ( С.В. Рахманинов). Эпиграфы к уроку: «У человека должна быть Родина. Когда я узнаю о людях, добровольно покидающих ее, мне всегда их искренне жаль, потому что я знаю, какую страшную ошибку они совершают. Может быть, там, за кордоном, они преуспеют материально, но счастливыми они не будут никогда. Счастье дает только Родина». ( Б.Г. Старк.) Задание: Сформулируйте перечень вопросов, которые предстоит рассмотреть. План урока: 1. Причины.2. Состав.3. Положение эмигрантов.4. Центры эмиграции.5. Представители русского зарубежья. Эмиграция - вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по политическим, экономическим или иным причинам. 4 этапа (4 волны) эмиграции: Эмиграция времен Гражданской войны и первых послереволюционных лет.Эмиграция последних лет Второй мировой войны.Эмиграция из СССР 1970-1980 г.г.Эмиграция из Российской Федерации после 1991 г. «белая» эмиграция:(первый слой) Самая немногочисленная- состоял в основном из дипломатов и предпринимателей, которые в 1917 г. либо жили, либо работали за рубежом и остались там, надеясь пережить лихолетье. Также – гастролирующие артисты, русские студенты и ученые в европейских университетах. (второй слой) Интеллигенция и вообще образованная гражданская публика. Часть представителей этого слоя уезжали в Европу вместе с отступающими белыми армиями. «Культурная эмиграция» - высылка интеллигенции в августе-сентябре 1922 г. (третий слой) Самый многочисленный и трагический: группа беженцев и белогвардейцев, которым пришлось покинуть родину в 1919-1920 гг. Вопрос: причины эмиграции? Причины эмиграции: Политические мотивы.Преследование властей.Невыносимые бытовые условия.Стремление следовать за ближними и друзьямиКто-то считал невозможным продолжение профессиональной деятельности в Советской России. Диаспора- люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины. ( Даль.) Центры эмиграции: Париж *ПольшаБерлин *ЛитваПрага *ЛатвияБелград * Эстония.СофияКонстантинопольХарбин (Китай) Задание: Сформулируйте круг проблем, стоявшей перед русской эмиграцией в 1920-е годы в зарубежных странах. Какие проблемы на ваш взгляд, являлись наиболее острыми? Наиболее острые проблемы эмигрантов: Проблема физического выживания:*обеспечение продовольствием*одеждой*жильем*выбора места жительства*трудоустройства*правовая защита. Культурная жизнь. Задание:Прочитайте высказывания и определите, в чем видели свою задачу, свое предназначение эмигранты. Культурная жизнь «Мы - в изгнании. Мы – в послании». Д.С. Мережковский.*Наша цель – твердо сказать: подымите голову! Миссия, именно миссия тяжкая, но и высокая возложена судьбой для нас». (И.А. Бунин). Культурная жизнь «Мы не покинули Россию мы унесли ее с собой». ( Р. Гуль).«Ни одна эмиграция… не получила столь повелительного наказа продолжать и развивать дело родной культуры, как зарубежная Русь». (В. Абданк-Коссовский). Главная цель эмиграции 1920 г.: Сохранение прежней культуры России в инокультурном, инонациональном окружении. Иван Бунин Марина Цветаева Федор Шаляпин Сергей Рахманинов Задание на дом: Какие нравственные уроки, нравственный опыт мы можем извлечь из изученных нами на уроке событий и явлений?Как данный урок повлиял на ваше представление о русской эмиграции, русском зарубежье?Предложите свою трактовку следующих выражений: «горький хлеб чужбины», «полынь чужбины»