Открытый урок в 6 классе по ФГОС. План-конспект урока. Тема: Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV века.

Открытый урок в 6 классе по ФГОС.
План-конспект урока по истории учителя истории, обществознания и права Грасмик Анастасии Андреевны.
Тема: Московское княжество и его соседи в конце  XIV  - середине  XV  века.
Тип урока: комбинированный, но упор на изучение нового материала.
Вид урока: урок путешествие.
Основной метод: устный с элементами практического.
Цель урока: выяснить, кто были соседями Московского княжества в конце XIV – середине XV века.
Учебник: А. А. Данилов. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. - М.: Просвещение, 2011. - 270 с.
Оборудование: компьютер, проектор.
Структурные компоненты содержания
Метапредметный результат
Предметный результат
Личностный результат

Эмпирический уровень
1. Правление Василия I (1389 1425).
2. Московская усобица.
3. Распад Золотой Орды.
4. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва.
5. Образование русской, белорусской и украинской народностей.
Коммуникативные компетенции: обсуждение с классом основных вопросов, касающихся темы.
Информационная: выделение из учебника главной и второстепенной информации.
Общеинтеллектуальная компетенция: знать особенности политики по каждому направлению, основных представителей во внешней политике;
связывать данную историческую реальность с историческими условиями.
Указывать важнейшие даты, характеризовать место, обстоятельства, участников и результаты важнейших исторических событий. Читать историческую карту с опорой на легенду. Проводить поиск информации в источниках.
Создать условия для дальнейшего формирования чувства патриотизма, гордости за свою страну, которая несмотря на золотоордынское владычество и междуусобицы смогла перерасти в единое, великое государство; понимания значения роли каждого этапа становления русского государства.

Теоретический уровень.
Основные понятия: усобица, диалект, уния.
Причинно-следственные связи: что повлияло на укрепление объединительной роли Москвы?
Оценка процессов, происходящих в соседних государствах, оценка деятельности правителей.
Общеинтеллектуальные компетенции:
Владение умениями работать с понятийным аппаратом.
Учебно-познавательные компетенции:
Умение анализировать события, произошедшие на Руси, обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы.
Коммуникативные компетенции:
Беседа с классом.
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе
Применение понятий для раскрытия сущности исторического события, соотносить с изучаемой эпохой.
Раскрывать смысл и значение понятий. Называют характерные существенные признаки исторических событий и явлений; приводят оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе. Определяют и дают свою оценку личностям и событиям. Делают выводы по теме.



Ход урока.
Структура урока/время
Действия учителя.
Действия ученика.

1. Оргмомент (3 мин).
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.
- Здравствуйте, я рада всех вас видеть. Прошу вас проверить, нет ли чего лишнего на парте, все ли там нужное? Посмотрите друг на друга, кого сегодня нет?
Ученики приветствуют учителя, готовятся к уроку.

2. Актуализация знаний (7 мин).
Сначала учитель рассказывает детям, что происходило в истории 21 апреля (Слайд 1).
Далее идет историческая разминка (Слайды 2-9), в ходе которой задает детям вопросы и комментирует ответы:
- Итак, ребята, давайте с вами, прежде чем перейти к изучению новой темы, вспомним, что мы узнали на прошлом уроке. Первое задание: Какое событие изображено на картине и когда оно произошло? (Слайд 2).
- Молодцы. Подбадривать вас будет сегодня смайлик. А как вы справитесь со следующим заданием? (Слайд 4). Какая картинка из представленных лишняя? Поочему?
- Хорошо! Отлично справляетесь! А как дело обстоит с картой? Кто покажет ход Куликовской битвы? (Слайды 6-7).
- И последнее задание (Слайды 8-9). Каковы результаты Куликовской битвы?
Вы все большие молодцы.
Таким образом, мы с вами вспомнили об одном из знаменательных событий истории России.
А теперь подумаем, что было необходимо для того, чтобы Московское княжество продолжало укреплять свое положение? В этом вам помогут карты (Слайды 10-11).
Дети внимательно слушают, могут задавать вопросы и комментировать. Активно участвуют в исторической разминке.
- На картине изображено, как Дмитрий Иванович получает благословение у Сергия Радонежского, 1380 год.
- Тохтамыша. Он не является участником Куликовской битвы.
Дети показывают ход сражения, расположение полков.
- Результаты битвы правильные ответы а, б, г.
- нужно налаживать отношения с соседями.


3. Постановка цели урока (2 мин).
Следовательно, целью урока будет (если дети затрудняются, учитель помогает сформулировать): выяснить, кто был соседями Московского государства в конце XIV- середине XV веков, а также охарактеризовать особенности отношений с этими государствами. (Слайд 14)
Формулируют цель урока: Выяснить,
·кто был соседями Московского государства в конце XIV- середине XV веков, выделить особенности отношений с соседними государствами.

4. Изучение нового материала (20 мин).
И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Московское княжество и за его пределы. Но для начала изобразите в тетради такую необычную схему цветок, в которую вы будете вносить информацию, наблюдения из путешествия. Но учтите, работает для начала только карандашом, так как в центре у вас должен быть самый важный по-вашему мнению факт.
Учитель рассказывает новый материал материал, задает ученикам вопросы, контролирует заполнение таблицы (Слайд 13-26).
1) Дмитрий Донской умер, передав в своем завещании престол старшему сыну Василию, не испрашивая на то ордынского хана. Тохтамыш лишь подтвердил права Василия Дмитриевича. Василий I успешно продолжил политику своего отца. В 1392 году присоединил к Москве Нижегородское княжество. Муромское и Тарусское княжества. Воспользовавшись новой усобицей в Орде, Василий прекратил выплату дани и поездки за ярлыками. Однако ордынскому военачальнику Едигею удалось на время преодалеть усобицы и глубокой осенью 1408 года организовать поход на Русь, в ходе которого сожег много городов. Не удалось взять лишь упорно оборонявшуюся Москву. Русь вынуждена была продолжить уплату дани. Орда не собиралась терять свою власть.
2) Московская усобица. (Учитель спрашивает, что такое усобица?). Теперь сражение было за Московский престол, продолжалось 30 лет. Василий I завещал престол своему 9-летнему сыну Василию II Васильевичу. Но на престол имелись другие претенденты. Василия II поддерживал дед Витовт. Но в 1430 г. Витовт умер. Василий Косой и Дмитрий Шемяка вступили в борьбу. Военные действия велись по всей стране. Воспользовавшись усобицей, в 1445 г. Орда совершила поход на Русь. Васили II был взят в плен и выпущен за большой выкуп. В 1446 г. Дмитрий Шемяка приказал выколоть глаза попавшему в плен Василию Васильевичу (Темный). Церкови приняла сторону Василия Темного. В 1453 г. после смерти Шемяки военные действия прекратились. Война между московскими князьями замедлила ход объединения русских земель.
3) Распад Золотой Орды. В 70-х годах XIV в. выдвинулся один из местных правителей Средней Азии Тимур (Тамерлан) (ребята, посмотрите на его партрет и дайте описание), наделенный незаурядными военными и государственными талантами и известный своей жестокостью и железной волей. В 1395 г. Тимур разгромил хана Тохтамыша и подчинил себе Золотую Орду. Осадил Елец. После его смерти в 1405 году начались усобицы в Орде (Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства). Но это не ослабило господства над Русью. В 1453 году под ударами турецкого султана пал Константинополь. В 1475 году Крымское ханство стало воссалом Османского государства.
4) Союз Литвы и Польши в 1385 году (уния) против Тевтонского ордена. 15 июля 1410 года произошла решающая битва. С двух сторон около 60 тыс. человек. Войско Ордена было разгромлено. Православное население столкнулось с религиозным гнетом после нового соглашения Польши с Литвой.(Литва обязывалась принять католицизм).
5) Широкие контакты с народами Поволжья, Литвы, Прибалтики и Ордой приводили к тому, что и русские люди стали использовать отдельные слова , элементы одежды, перенимать некоторые нравы этих народов. Общий язык, особенности хозяйственной жизни, культуры и быта объединяют людей в единую великорусскую народность. Но люди не расстворились в составе других государств. И во многм потому, что людей объединяла православная вера. Сохранялись особенности местных диалектов, быта и культуры. Выделились великорусская, украинская, белорусская народности.
Таким образом, несмотря на династическую войну, Москва не утратила ведущих позиций в русских землях.
Изображают схему цветок и по ходу путешествия заполняют ее. Отвечают на вопросы, активно участвуют в обсуждениях. Записывают основные понятия.

5. Обобщение и выводы (5 мин).
Учитель подводит детей к выводам, но для начала обобщив все в схеме. (Слайды 27-29). - Рассмотрим карту. Какие территории вам пришлось записать?Проверяет заполнение схемы-цветка.
Проверяют правильность заполнения схемы. Делают выводы.

6. Рефлексия (5 мин).
Учитель раздает листы рефлексии, которые дети заполняют.
- А теперь давайте оценим вашу деятельность на уроке. Но для начала вы сами поставите себе отметку. Согласны ли вы с моими оценками вашей деятельности?
Заполняют листы рефлексии. Высказывают свое мнение о оценивании учителем работы учеников.

7. Домашнее задание (3 мин).
Запишите, пожалуйста, задание на дом: читать параграф 19 (стр. 165), ответить на вопросы к документу (с. 175) письменно. Спасибо за работу!
Записывают домашнее задание.


15