Образовательная деятельность во 2 младшей группе В гости к нам пришла Матрёшка


«В гости к нам пришла Матрешка»
Цель:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.
Задачи:
Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые знакомые детям детали ее костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Ход   занятия:
1.Сюрпризный момент
(Под звучание фонограммы  народной музыки дети рассаживаются на стульчиках в кружок перед мольбертом  и демонстрационным столом. На мольберте размещены иллюстрации с изображением русской матрешки, на столе под вуалью спрятаны матрешки, в руках у воспитателя игрушка Зайчика.) - Посмотрите-ка ребята, к нам сегодня Зайка серый в гости пожаловал. Давайте расспросим его, де же он был, к кому в гости ходил.
Звучит запись народной потешки «Шел я полем, шел леском…» Дети слушают диалог:
« -Шел я полем, шел леском, лежит зайка под кустом. Зайка, серенький, где ты был-побывал?
-Был в городе, да на славной площади.
-Зайка, серенький, кого видал-повидал?
-Видел девочек хороших, видел девочек пригожих, Аннушку, да Марьюшку, да Катеньку, лучше всех.
- Заинька, серенький, они звали ли тебя?
-Звали. Аннушка – на часок, Марьюшка – на денек, Катюшенька-удала на недельку звала.
-Заинька, серенький, кормили ли тебя?
- Аннушка – блинами,  Манечка – пирогами, Катюшенька – удала кашу с маслицем дала.
-Заинька, серенький, уложили ли тебя?
-Аннушка под лавочку, Манечка – на лавочку, Катюшенька –удала подушечку подала»
- Ребята, как вы думаете, у кого в гостях побывал наш Зайка?
Ответы детей: у подружек, сестричек, девочек.
-Вы все, конечно,  правы, но чтобы нам действительно узнать, у кого в гостях побывал наш Зайка, давайте отгадаем  загадку:
« Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
 В деревянные бока.
 А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
 Разрумянилась немножко.
 Это русская...»
-Матрешка
2.Познавательно-развлекательный блок
Беседа «В гости к нам пришла Матрешка»
-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.
Воспитатель достает из-под вуали расписную фигуру матрешки, показывает детям и говорит от лица героини:
«Я матрёшечка, я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях. Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими»
-А где же они, твои подружки - сестрички?
Ответы детей: внутри, в другой матрешке, спрятались
«Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.» Раскроем  Матрешку и посмотрим, что внутри.
Ребята, посмотрите, какие наши сестрички-Матрешки: очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.» Ребята, нравятся вам такие игрушки? Что вам в Матрешке особенно понравилось и запомнилось?
Ответы детей: да, нравятся
Ответы детей: она красивая, яркая, всегда улыбается,  нарядная,  у нее румяные щечки, она веселая,  в руке она держит корзинку с ягодами и т.п.
-Ребята, а во что одета  Матрешка?
Ответы детей: платок, фартук, сарафан, кофта
Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает, поясняет, что в матрешке особенно понравилось, запомнилось.
«Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся»  А еще наши матрешки любят танцевать, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.
3.Музыкальная пауза
Танец «Матрешечка-матрешка»
Звучание фольклорной    хороводной композиции «На горе-то калина». Дети встают в кружок и выполняют произвольные ритмичные  движения в такт  музыке. Затем снова садятся на стульчики.
-А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?
Ответы детей: из дерева  … художник, мастер.
-А как нужно относиться к такой игрушке и труду  народных мастеров?
Ответы детей: бережно, аккуратно
Воспитатель:
-А теперь я предлагаю вам тоже стать настоящими мастерами и самим изготовить свою красавицу-Матрешку.
4.Продуктивный блок: лепка матрёшки
Воспитатель помогает  детям занять места  за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: пластилин, шаблоны пластилиновой плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (горох, кофейные зерна)  образец.
Детям предлагается картонный шаблон с пластилиновой основой, который они по своему усмотрению декорируют, используя, например, метод  надавливания небольших  пластилиновых шариков и располагая их  в виде цветочков, горошин.  Во время работы звучат народные хороводные мелодии.
5.Итог занятия.
-Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. Спасибо нашей гостье, Матрешке.  
Конкурс детских творческих  работ «Моя Матрешечка»