Урок по теме Древнейшая Греция. Греки и критяне

7 г. Клинцы





Конспект урока по теме:
« Древнейшая Греция. Греки и критяне»
5 класс










Рыкунова Наталья Николаевна
Учитель истории и обществознания.





2013 год
Пояснительная записка:
Тема урока: « Древнейшая Греция. Греки и Критяне».
Образовательная цель: Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории. Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии. В процессе работы продолжить знакомство с интерактивной картой, формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание. Познакомить учащихся с мифами « О Тесее и Минотавре» и « О Дедале и Икаре».
Развивающая цель: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу, искать общие черты двух изучаемых мифов. Развивать умение сравнивать различные источники письменные и вещественные. Закреплять умение решать исторические задачи, используя ленту времени.
Предметно-практическая цель: Ввести учащихся в ситуацию исторического действия по средствам организации заочного путешествия по Средиземноморью и Древнейшей Греции. Формировать умение работать с путевыми листами и находящимися в них заданиями.
Воспитательная цель: Подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей. Пробудить понимание красоты по средствам привлечения внимания учащихся к изображениям на греческих вазах, украшенных сценами из мифологии и повседневной жизни греков. Воспитывать уважительное отношение к родителям и их советам, по средствам примеров негативного поведения детей из мифов.
Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.-М.: Просвещение, 2009
Урок открывает изучение новой главы учебника: Древнейшая Греция. Урок направлен на создание образа и знакомство учащихся с новым государством древности - Грецией. Форма урока путешествие, в ходе которого учащиеся работают с путевыми листами. Выполняя задания, на закрепление каждого этапа новой темы идет формирование умонастроения путешествия, которое движется и развивается в течение всего урока. Урок разработан с опорой на технологию модульного обучения, которая вовлекает детей в самостоятельную творческую деятельность, ведь только через деятельное начало знания становятся внутренним миром ребенка.

Оборудование: компьютер, проэктор, экран, мультимедиа-презентация, предметы символы, путевые листы, учебники.
Методические приемы: беседа, работа с текстом учебника, постановка проблемного задания, описание, рассказ, заполнение сравнительной таблицы, работа с картой, решение исторических задач.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Микромодуль Воспоминание.
3. Микромодуль символического образа.
4. Микромодуль Поэтапного усвоения образа.
5. Микромодуль репродуктивного действия.
6. Домашнее задание.





















1. Организационный момент.
2. Микромодуль воспоминание.
Цель: Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии и закрепить их.
У: - На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.
У: - У меня на столе лежат собранные предметы из разных стран. Это обычные предметы, которыми мы пользуемся одними часто, другими реже. Вспомните, из какой страны они к нам попали? (Учитель поочередно демонстрирует предметы, а ученики называют страну, из которой они пришли к нам)
Предметы:
Лист бумаги – ответ учащихся: бумага изобретена в Древнем Китае.
У: - Посмотрите на доску и ответьте на вопросы о стране? А на столе есть еще предметы из Китая? (Слайд № 2)
Шахматные фигуры – ответ учащихся: шахматы - игра для царей была придумана в Индии.
У: - Посмотрите на доску и ответьте на вопросы о стране ? А на столе есть еще предметы из Индии?
Прозрачное стекло - ответ учащихся: В Финикии было изобретено прозрачное стекло.
У: - Посмотрите на доску и ответьте на вопросы о стране ? А на столе есть еще предметы из Финикии?
Монета – ответ учащихся: Первую в мире монету начали чеканить в Лидии.
У: - Посмотрите на доску и ответьте на вопросы о стране ? А на столе есть еще предметы из Лидии ?
Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.
Сахар – ответ учащихся: Древней Индии впервые появился сахар, его делали из сладкого сока сахарного тростника.
Пачка чая – ответ учащихся: В Древнем Китае научились выращивать чайные кусты.
Лилово-красная краска – ответ учащихся: В Финикии из раковин улиток добывали пурпурную, лилово-красную краску.
У: - Посмотрите на стол какой предмет, там остался? Из какой он страны?
Ваза – ответ учащихся: Мы не знаем, страну, откуда она к нам попала.
3. Микромодуль символического образа.
Цель: Создать образ нового государства Греции.
У: - Эта ваза пришла к нам из района Керамик, древнегреческого города Афины. В этом городе существовал целый квартал, где проживали ремесленники гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы. Греческая керамика, вазы, сосуды для благовоний и масла являются наиболее распространённой находкой в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] исследованиях [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Греции.
У: - Итак, с историей какого государства начнет наше знакомство эта ваза? ( Учащиеся: с историей Древней Греции)
Это конечно Древнейшая Греция. И тема нашего урока: Древнейшая Греция. Греки и Критяне. (Слайд № 3)
4. Микромодуль поэтапного усвоения образа.
Цели: Познакомить с географическим положением Греции, природными условиями, основными занятиями населения, мифами « О Тесее и Минотавре» «О Дедале и Икаре». Развивать умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника, решать проблемные задачи. Сравнивать природные условия разных государств.
Задачи: Научится работать с путевыми листами; продолжать формировать умение показывать на карте исторические объекты, грамотно и аккуратно заполнять контурную карту. Учиться работать со сравнительной таблицей.
У: - Исходя из темы урока определите для себя цели учебной деятельности?
О: - Познакомиться с географическим положением Греции, ее природными условиями и основными занятиями населения, (Слайд № 4)
У: - Сегодня на уроке мы с вами ребята отправимся в путешествие в Древнейшую Грецию. Посмотрите на карту нашего путешествия. Какие интересные места мы должны с вами посетить?
О: - Порт «Практический», Порт «Познавательный», Порт « Мифический», Порт «Археологический» (Слайд № 5)
Билеты я вам приобрела, (Демонстрация билетов и путевых листов) К ним еще прилагаются путевые листы, выполняя задания в которых мы будем продвигаться в нашем путешествии. Подпишите ваши билеты.
У: - Итак, мы готовы отправиться в путешествие. Представьте, что мы с вами финикийские мореплаватели, которые отправляются в далёкое плавание. (Слайд № 6)
У: - Двигаясь на северо-запад мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него и жил народ называвший себя эллинами, а свою страну Элладой. Мы же называем их греками, а страну Грецией. Греция это страна дала человечеству очень многое: театр, скульптуру, архитектуру, живопись, олимпийские игры. Греция не большая страна, но с высокой культурой, в русском языке множество слов греческого происхождения: школа, география, арифметика, тетрадь, кино и даже история это все греческие слова. Многие наши имена тоже греческого происхождения: Екатерина, Елена, Галина, Марина, Александр и другие.
Первая наша остановка в путешествии называется порт «Практический», здесь мы познакомимся с географическим положением Греции. А для этого обратимся к карте на нашей доске (Слайд № 7 ) и в учебниках на (стр.111-ой)
У: - Восточные народы жили по берегам больших рек, а греки расселились вокруг Эгейского моря. Пришли они в эти края во втором тысячелетии до нашей эры с севера, примерно в тоже время, когда на востоке возникло Вавилонское царство. Эгейское море разделяет Европу и Азию, на его европейской стороне греки заняли Балканский полуостров, давайте найдем его на карте?
О: это Балканский полуостров, дети показывают полуостров.
У: - Откройте свои путевые листы и выполните в них Задание №1: часть А
У: - Какими морями омывается Греция и Балканский полуостров?
О: Эгейское и Ионическое.
У: - Покажите их на карте, в путевых листах выполните в Задании №1: часть В
У: - Есть ли в Греции крупные реки?
О: Нет, крупных рек в Греции нет
У: - На какие части условно мы можем разделить Грецию?
О: Северная Греция, Средняя Греция и Южная - Пелопоннес.
У: - Покажите их на карте, в путевых листах выполните в Задание №1: часть С
У: - Пелопоннес по очертаниям похож на большой кленовый лист; черенок, соединяющий его с остальными греческими землями, называется Истмийским перешейком. Покажите его на карте.
У: - Греческие племена заселили многочисленные острова Эгейского моря, найдите самый крупный остров, как он назывался?
О: остров Крит.
У: - Покажите его на карте, в путевых листах выполните в Задании №1: часть Д
У: - Какие крупные города Греции, опираясь на карту, вы можете назвать?
О: Фивы, Афины, Микены, Тиринф, Пилос.
У: - Покажите их на карте, в путевых листах выполните в Задание №1: часть Е
У : - А теперь обратимся к нашим путевым листам и проверим правильность выполнения задания. (Слайд № 8 )
У: - Мы справились с этим задание и можем продолжить наше путешествие к следующему порту «Познавательный». Он познакомит нас с природными условиями Греции и основными занятиями жителей. (Слайд № 9)
У: - О природных условиях Греции нам расскажет творческая группа в составе: Батюченко Анны, Прохоренко Анастасии и Сивограк Александра. А вы внимательно слушая одноклассников, выполните Задание № 2 в ваших путевых листах
1)Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем, с востока – Эгейское, с запада – Ионическое, с юга – Критское. На морях много островов (о. Эвбея, о. Делос. О. Саламин), самый крупный из них – остров Крит. В жизни древних греков, море играло громадную роль. Во многих местах побережья море глубоко вдаётся в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Ещё будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли. В древности греки плавали вдоль берегов, избегая выходить в открытое море. На это были причины: во-первых, штормы и бури были опасны для деревянных судов; во-вторых, без компаса, который был известен только китайцам, легко было заблудиться; в–третьих, постоянно нужно было пополнять запасы воды и продовольствия.
2) Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что это горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель, пригодных для хлебопашества и пастбищ, здесь немного. Горные хребты пересекают страну вдоль и поперёк. Самая высокая гора – Олимп. Как и всякая страна, где есть горы, Греция богата полезными ископаемыми. Это медная, железная, серебряная руды, большие запасы хорошей глины, разнообразные породы камня. Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривлёнными стволами. Такой лес не годился для построек.
3) Третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются и клокочут. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара до + 40
· (в тени), когда выгорает трава, склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Эти природные условия во многом повлияли на основные занятия жителей Греции. (Слайд № 8)
У: - Молодцы, ребята, я ставлю вам пятерки. А сейчас давайте обратимся к рисункам на (Слайде № 10) и предположим чем занимались древние греки?
О: ремесло, рыбная ловля, хлебопашество, торговля.
У: - Совершенно. Верно, в Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля. Три растения - виноградная лоза, масличное дерево и пшеничный колос - были священны для греческого крестьянина. Они дарили ему главные продукты питания – вино, оливковое масло и хлеб. (Слайд № 11)
У: - Мы познакомились с природой Греции и выполнили Задание № 2. Давайте проверим его правильность. Давая ответ, обратите внимание на форму построения ответа (Слайд № 12), (Слайд № 13)
Проверка заполнения таблицы.
У: - Мы успешно сравнили природные условия Древнего Востока и Древней Греции, каждая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический». (Слайд № 14)
У: - Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Самый большой остров – Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство. (Слайд № 15)
У: - С историей Критского государства мы познакомимся, обратившись к мифам « О Тесее и Минотавре» и «О Дедале и Икаре». Но прежде давайте вспомним на основе, каких источников историки изучают прошлое?
О: Письменных и вещественных.
У: - Мифы мы отнесем, к каким источникам?
О: Письменным.
У: - Сейчас вы прослушаете миф о «Тесее и Минотавре», который для вас подготовили Кусеев Максим, Лабуз Ольга , Осадчая Мария и Евсейцева Елизавета. Именно из этого мифа к нам пришло выражение «Нить Ариадны». Подумайте и ответьте на вопрос «Что оно обозначает?»
У: - Как вы теперь понимаете выражение «Нить Ариадны»? (Слайд № 16)
У: - Ребята подумайте : «Что сказочного в этом мифе, а что могло соответствовать исторической действительности?»
О: Сказочным могло быть чудовище Минотавр и происхождение названия Эгейского моря. А вот наличие государств в то время, так как есть упоминание слов «цари», « дань» могло соответствовать исторической действительности. Существование городов, дворцов, искусных мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей тоже отнесем к действительности.
У: - С мифом о «Дедале и Икаре» мы познакомимся, прочитав его вслух. Слушаем внимательно, чтобы смогли ответить на вопрос «Почему погиб Икар?» (Слайд № 17)
Страница 115 – я начинает Судакова Анастасия, продолжит Гутник Карина, а сейчас читает Кондратенко Алена.
У: - Что стало причиной смерти Икара? (Слайд № 18)
О: - Он не послушался отца, взлетел высоко, солнце растопило воск,крылья сломались , он упал на землю и разбился.
У: - Заметили ли вы что-то общее, что объединяет эти мифы?
О - : В обоих мифах дети не послушались своих родителей. В первом Тесей не сменил парус, забыл просьбу отца и тот погиб. А во втором Икар взлетел слишком высоко, и его тоже постигла гибель.
У: - Какой мы с вами можем сделать вывод для себя ребят?
О: - Не обходимо прислушиваться к советам и наставлениям родителей и старших, так как они нам желают только добра.
У: - А теперь мы снова обращаемся к нашим путевым листам. Задание № 3 там записаны имена всех героев наших мифов, но некоторые буквы, как непослушные дети, потерялись. Ваша задача восстановить эти имена.
У: - На слайде записаны правильные имена героев мифов. Проверьте выполнение задания. (Слайд № 19)
У: - Вам известно, что кроме письменных ученые изучают историю и по вещественным источникам, поэтому сейчас мы с вами обратимся к результатам археологических исследований на острове Крит и отправимся в порт «Археологический». (Слайд № 20).
У: - О критском дворце нам расскажет Киреенко Максим, а вы, внимательно слушайте и ответьте на такой вопрос «О чем свидетельствуют раскопки на острове Крит?» (Слайд № 21).
В 1900 году на остров Крит прибыл английский археолог Артур Эванс. Его внимание привлек большой холм Кефал, недалеко от древнего города Кносс. Эванс предполагал, что под холмом тоже может располагаться древний город, но в результате исследований он обнаружил там и раскопал огромный дворец. Как сказочный лабиринт, он имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъемов. Окон в нем было мало, свет поступал через световые колодцы- отверстия в крыше. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, которого на Крите почитали как священное животное. На Крите также найдено несколько глиняных дисков, содержащих критские письмена, но до сих пор ни одному ученому не удалось их расшифровать. (Слайд № 22)
У: - Критская письменность до сих пор тайна, которую может быть удастся в будущем решить кому-то из вас.
У: - В 15 веке до нашей эры на острове Фера близь берегов Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Ураганный ветер, чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Почти все постройки на нём были разрушены, население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки, перенявшие во многом культуру и традиции критян. (Слайд № 23)
5. Микромодуль репродуктивного действия.
Задачи: Закреплять умение решать исторические задачи, используя ленту времени. Закрепит знания, полученные на уроке о географическом положении, природных условиях и основных занятиях населения Древней Греции. Уметь выделять и анализировать трудности, возникшие при изучении нового материала. Самостоятельно оценивать свою работу на уроке.
У: - Итак, мы снова обращаемся к нашим путевым листам и выполняем Задание № 4. Это задание - задача: «В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита. Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня?» (Слайд № 24).
У: - У доски эту задачу выполнит Созонец Вероника, а остальные работают в путевых листах.
У: - Проверяем задание смотрим на доску. (Слайд № 25) Итак, со времени гибели Критской цивилизации прошло 3513 лет.
У: - Наше путешествие подошло к концу и мы с вами возвращаемся в наш 2013 год. (Слайд № 26)
У: - Давайте вспомним все с чем мы познакомились на уроке, для этого каждый выскажет свое мнение по шаблону (Слайд № 27)
Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал, что ..
- Я научился
- Мне понравилось..
- Я не совсем справился с .
- Я бы хотел дополнительно узнать о ..
У: - Сегодня вы получаете такое домашнее задание: параграф 24, прочитать, уметь пересказывать, нарисовать иллюстрации к понравившемуся мифу. (Слайд № 28)
У: - Урок окончен.Спасибо всем за работу. (Слайд № 29)



























Приложения: Билет и путевой лист с заданиями.





Билет в Древнейшую Грецию

Ученика(цы) ___класса
__________________________(Ф.И.)









Путевой лист
Задание №1. Заполни контурную карту «Древняя Греция»
А. Штриховкой обозначьте Балканский полуостров.
В. Надпишите названия морей, которые омывают Грецию.
С. Надпишите названия 3-х частей, на которые делилась Греция.
Д. Надпишите название самого большого острова.
Е . Цифрами на карте обозначены древнейшие города Греции. Напишите их названия.





Задание №2. Заполни сравнительную таблицу:
«Природные условия и занятия в древности»
Природные условия
Древний Восток
Древняя Греция

Реки
Полноводные реки


Почва
Плодородная мягкая почва


Море
Нет


Горы
Нет


Климат
Теплый


Занятия
Основная масса населения занималась земледелием


Острова
Нет


Полезные ископаемые
Железная и медная руда, древесина, золотоносный песок, серебро, глина,













Задание №3. Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.
М_ _ _ с – царь Крита
А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя.
Э_ _ й – царь Афин.
М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.
Т_ _ _ й – герой, победивший чудовище.
Д_ _ _л- создатель лабиринта.
И_ _ р- сын изобретателя погибший в полете.
Задание №4. Решите задачу:
В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита из-за взрыва вулкана на острове Фера.
Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня?



15