Технологическая карта урока по теме: Страна на берегах Нила и ее жители


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Выполнила Стахеева Анна Александровна
Класс 5
Дата 20.10.2016
Предмет история
Тема урока Страна на берегах Нила и ее жители
Тип урока изучение и первичное закрепление новых знаний
Вид урока Комбинированный
Цели урока познакомить учащихся с природными условиями Древнего Египта; сформировать представление о государствах, образованных в долине рек Нила.
способствовать развитию устной речи, произвольного внимания.
воспитывать культуру поведения при работе.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
научатся: 
1. описывать условия жизни и труда представителей разных социальных групп древнеегипетского общества на основе разных источников;
2. объяснять смысл терминов: номы, фараон, дельта, ил;
получат возможность научиться: сравнивать условия жизни и труда представителей разных социальных групп древнеегипетского общества познавательные:
1.умение работать с различными источниками информации;
2.отличать факты от мнений, делать выводы на основе полученной информации;
коммуникативные:
1.умение воспринимать устную и письменную информацию;
2. работать в группах;
3. аргументировать свою точку зрения;
регулятивные:
оценивают правильность выполнения действий;
оценивают результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса. 1.умение соблюдать дисциплину на уроке;
2. уважительно относиться к учителю и одноклассникам; 3. применять полученные знания на практике.
Оборудование Историческая карта, интерактивная доска, презентация, учебник, дополнительный материал, маршрутный лист, лист самооценки.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент Приветствие учеников, проверка готовность к уроку: тетрадь, учебник, пенал, дневник. Приветствие учителя, организуют свое рабочее место.
Актуализация опорных знаний Обращаясь к полученным учащимися знаниям, предлагает работу по интерактивной доске: исключить лишнюю картинку, обосновать свой выбор. Исключают лишнее, по очереди комментируют и корректируют ответы одноклассников.
Постановка темы и цели урока Педагог задает наводящие вопросы, подводя обучающегося к теме урока и постановке цели.
Формулирует проблемный вопрос: "Примерно 5 тыс.лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Одно из них возникло на берегах Нила. Почему первые государства образовались возле великих рек Древнего Востока?"
Тема урока записывается на маршрутном листе (см. Приложение №1). Что бы записать тему урока необходимо выполнить задание №1.
Задание 1
Игра «Путаница»
Посмотрите на доску, кто-то перепутал буквы в словах. Расставив правильно буквы, вы получите название темы нашего путешествия.
илетиж ее и алиН хагереб ан анартСПедагог задает вопрос, подводящий ребят к изучению нового материала.
- Скажите, пожалуйста, из каких источников ученые узнают о жизни древних египтян?
Ученики отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся делают вывод, что тема урока связана с Египтом.
Выдвигают гипотезы, в том числе об особенностях природы и климата, говорят о том, что надо узнать эти особенности на берегах Нила.
Учащиеся всем классом решают «Путаницу»
Ученики отвечают на вопросы учителя. Делая вывод о том, что существуют разные источники информации. Одним из них является письменный.
ФизминуткаОрганизует учащихся на проведение физминутки. Выполняют комплекс упражнений для снятия усталости.
Изучение нового Учитель организует работу в группах.
(Класс на группы разделить заранее)
1-я группа работает с текстом «Нил-река жизни» в учебнике и дополнительным материалом.
2-я группа – с текстом «Жизнь земледельца» и дополнительным материалом.
3-я группа – с текстом «Египет становится единым государством» и дополнительным материалом.
4-я группа – с текстом «Жизнь в городе» и дополнительным материалом.
5-я группа – с текстом «Семья в Древнем Египте» и дополнительным материалом. Учащиеся читают тексты в учебнике и дополнительный материал. Выстраивая свои рассказы с опорой на маршрутный лист.
Закрепление Организует выступления групп и деятельность слушателей. Пока группа выступает, остальные внимательно слушают и заполняют маршрутный лист.
Итог Подводит учащихся к выводу о необходимости полученных знаний, акцентирует внимание на конечный результат деятельности на уроке.
Напоминает о способах выполнения домашних задании
- § 12, вопросы после параграфа
- назовите 3 прилагательных, 3 существительных и 3 глагола, создающих представление об Египте. Самооценка деятельности на уроке, называют основные позиции темы и степень ее усвоения. Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Заполняют лист самооценки. (см. Приложение №2)
Записывают, слушают, спрашивают домашнее задание.
Список литературы:
Брун В., Макс Т. История костюма от древности до Нового времени. М.- ЭКСМО, 1997
Бадж Э. А. Египетские сказки, повести и легенды / Пер. с англ. — М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2009.
Египтология. Серия Тайны и сокровища. Изд. «Махаон», 2010
Ливрага Х. А. Фивы / Пер. с исп. — М.: Новый Акрополь, 2006.
Матье М.Э. День египетского мальчика. Историческая повесть. М., Дет.лит., 1975.
Рак И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. — СПб.: Летний сад, 2001.
Уколова В.И. учебник по истории Древнего мира 5 кл. Линия «Сфера» Изд. «Просвещение», 2014
Энциклопедия для детей. — Т. 6: Религии мира. Ч. 1. — М.: Аванта+, 2002.
7287260278765Приложение №1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Жизнь в городе
Нил – река жизни
Тема урока______________________________________________________
Как жили фараоны?
Как жили знатные египтяне?
Как жили горожане?
Что носили египтяне?
Чем питались египтяне?

Найдите и покажите на карте реку Нил?
Назовите море, в которое впадает Нил.
Жизнь земледельцев
Что такое «дельта» Нила? Найдите на карте.
Семья в Древнем Египте
3 сезона земледельцев

Кто пользовался уважением в обществе?
Как обучали девочек?
Как обучали мальчиков?
Сезон разлива Нила
июль-ноябрь
Сезон __________
________________
С середины _______- период пахоты (пшеница, ячмень)

Тест
1.Египтяне олицетворяли р. Нил с богом
А) Хапи Б) Мардук В) Хор
2. В Древнем Египте выращивали
А) пшеницу и ячмень
Б) морковь и свеклу
В) клубнику и вишню
3. Правителя Египта называли
А) фараон Б) князь В) жрец
4265295292735Единое государство - Египет

Поселения

В результате войн 2-х царств, победа была одержана Верхним царством (примерно _________году до н.э.). Столицей стал город _____________. Правителя Древнего Египта называли _______________ .________ - города- государства

Верхний Египет (_____________)_________ Египет (красная корона)

Приложение 2
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
ФИ ученика___________________________________________класс_________________________
Вопросы Ответы ученика
да нет
Был (ла) готов (а) к уроку? Внимательно слушал (ла) отвечающих? Активно работал (ла) на уроке? Выполнил (ла) все задания в маршрутном листе? Я знаю тему урока? Итоговая оценка (выставляется учителем)_______________